ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-32147/05 от 12.05.2006 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. КазаньДело №А65-32147/2005-СА2-22

12 мая 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего: Козлова В. М.,

судей: Филимонова С. А., Хайруллиной Ф. В.,

при участии:

от заявителя – Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани – не явился, извещена

от общества с ограниченной ответственностью «МК 11» - не явился, извещен

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, г. Казань

на решение от 29.11.2005 (судья: Логинов О. В.) и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2006 (председательствующий: Мухаметшин Р. Р., судьи: Хомяков Э. Г., Мазитов А. Н.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-32147/2005-СА2-22

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, г. Казань о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «МК 11», г. Казань 504 рублей штрафа

Установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «МК 11» (далее - общество) 504 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога.

Решением суда первой инстанции от 29.11.2005 в удовлетворении требования отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.02.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год, в ходе которой установлено занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой примененного налогового вычета и суммой подлежащих к уплате страховых взносов за 2004 год составляет 2520 рублей, которая инспекцией на основании пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации рассматривается как занижение суммы единого социального налога.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 12.05.2005 № 430 и принято решение от 3.06.2005 № 432 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 504 рублей (2520 рублей x 20 %), а также предложено уплатить неуплаченную сумму единого социального налога в размере 2520 рублей, 50 рублей 40 копеек пеней.

В связи с неисполнением требования от 10.06.2005 № 1407 об уплате штрафа в срок до 20.06.2005, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Вместе с тем согласно положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации понятие налогового правонарушения определено как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Статья 109 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.

Доказательств неправомерности применения обществом вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование инспекцией не представлено.

При таких обстоятельствах выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации действий (бездействия), а в результате неполной уплаты сумм страховых взносов, что не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса, являются обоснованными.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.02.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-32147/2005-СА2-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:                                              Козлов В. М.

Судьи:                                                                                              Филимонов С. А.

Хайруллина Ф. В.