ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-32942/2021 от 11.07.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 июля 2022 года. Дело № А65-32942/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,

с участием:

от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Вахитова Е.К., доверенность от 18.11.2021 г.,

от Общества с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» - Абдуллин Н.А., доверенность от 10.02.2022 г.,

от Общества с ограниченной ответственностью «Казанский щебень» - Абдуллин Н.А., доверенность от 10.02.2022 г.,

от конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Ак Таш Юл» Салихзянова М.М. - Абдуллин Н.А., доверенность от 04.05.2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Общества с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 мая 2022 года по делу № А65-32942/2021 (судья Гилялов И.Т.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» (ОГРН 1211600079712, ИНН 1655466796), город Казань Республики Татарстан,

к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508), город Казань Республики Татарстан,

с участием третьих лиц:

Общества с ограниченной ответственностью «Ак Таш Юл» (ОГРН 1081690041256, ИНН 1633606802), д. Надеждино Пестречинского района Республики Татарстан,

Общество с ограниченной ответственностью «Казанский щебень» (ОГРН 1181690106795, ИНН 1659196004), город Казань Республики Татарстан,

Конкурсного управляющего Салихзянова М.М. (ИНН 166000790632), город Казань Республики Татарстан,

о признании незаконным отказа в переоформлении лицензии и обязании переоформить лицензию,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - ответчик, министерство), с привлечением качестве третьих лиц ООО «Ак Таш Юл», ООО «Казанский щебень», и конкурсного управляющего Салихзянов М.М., с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказ министерства в переоформлении лицензии на пользование недрами серии ТАТ ПСТ №01745 ТР в соответствии с заявкой общества, выраженном в форме письма от 17.12.2021 г. № 15860/12, и обязании министерства переоформить лицензию на пользование недрами серии ТАТ ПСТ № 01745 ТР в соответствии с заявкой ООО «Надеждинский карьер».

Решением суда от 30.05.2022 г. заявленные требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ в переоформлении лицензии на пользование недрами серии ТАТ ПСТ № 01745 ТР в соответствии с заявкой ООО «Надеждинский карьер», выраженный в письме от 17.12.2021 г. № 15680/12, и взыскал с министерства в пользу общества 3 000 руб. возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Министерство, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель министерства.

Общество, также, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, дополнив резолютивную часть решения суда пунктом обязания министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем переоформления лицензии серии ТАТ ПСТ № 01745 TP на пользование недрами в соответствии с заявкой общества, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает жалобу общества подлежащим удовлетворению, а решение суда изменению, а апелляционную жалобу министерства не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.11.2021 г. общество обратилось в министерство с заявкой на переоформление лицензии на пользование недрами ТАТ ПСТ № 01745 ТР с целью разведки и добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское» на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, а министерство письмом исх. № 15860/12 от 17.12.2021 г. отказало обществу в переоформлении лицензии на пользование недрами.

Не согласившись с отказом, общество оспорило его в судебном порядке.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества в части признания незаконным отказа министерством в переоформлении лицензии, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), и наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 19.11.2021 г. обществом в адрес министерства была подана заявка на переоформление лицензии на пользование недрами ТАТ ПСТ № 01745 ТР с целью разведки и добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское» на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

В дополнение к заявке на переоформление лицензии общество предоставило министерству 22.11.2021 г. (вх. № 25898) копию договора беспроцентного займа № 1 от 17.11.2021 г., а 03.12.2021 г. (вх. № 27030) копию договора аренды земельного участка 18/11/2021 от 18.11.2021 г., которым ООО «Ак Таш Юл» предоставило заявителю земельный участок с кадастровым номером 16:33:100817:46, расположенный в границах лицензионного участка, заключенный сроком на 11 месяцев, и акт приема-передачи земельного участка к договору аренды земельного участка от 18.11.2021 г. № 18/11/21.

При этом, по данным, имеющимся в открытом доступе по процедуре банкротства ООО «Ак Таш Юл», а именно - утвержденном собранием кредиторов плане внешнего управления (17.03.2020 г.) и изменениях в план внешнего управления (15.10.2021 г.) были предусмотрены и утверждены кредиторами мероприятия по восстановлению платежеспособности ООО «Ак Таш Юл».

Письмом от 17.12.2021 г. исх. № 15860/12 министерство по результатам рассмотрения заявки отказало обществу в переоформлении лицензии, сделав вывод, что обществом не представлены достоверные сведения, подтверждающие передачу ему имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, что в ходе рассмотрения документов, приложенных к вышеуказанной заявке, ответчиком получена выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым № 16:33:100817:46, расположенный в границах лицензионного участка, по данным которой указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Ак Таш Юл» (1 третье лицо), на указанный земельный участок наложен запрет регистрации в соответствии с постановлением о запрете на совершение действий по регистрации № 27382/21/16044-ИП от 29.06.2021 г. Пестречинского РОСП. При этом, по данным, имеющимся в открытом доступе по процедуре банкротства ООО «Ак Таш Юл», а именно - утвержденном собранием кредиторов плане внешнего управления (17.03.2020 г.) и изменениях в план внешнего управления (15.10.2021 г.) были предусмотрены и утверждены кредиторами мероприятия по восстановлению платежеспособности ООО «Ак Таш Юл», которыми передача в аренду земельного участка не предусмотрена, планируется его продажа с открытых торгов; и обществом не представлены сведения о наличии финансовых средств, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, что договор беспроцентного займа № 1 от 17.12.2021 г., заключенный между ООО «Надеждинский карьер» и ООО «Казанский щебень», к таким сведениям не относится, поскольку к нему не приложены документы, подтверждающие передачу заемщику указанных в нем денежных средств.

Изложенные обстоятельства министерством указаны в качестве основания для отказа в переоформлении лицензии на пользование недрами серии ТАТ ПСТ № 01745 ТР в связи с тем, что такое переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством РФ.

Проанализировав материалы дела, суд правильно посчитал доводы общества обоснованными, а позицию министерства ошибочной, по следующим основаниям.

В силу ст. 1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Статьями 7 и 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

В соответствии со ст. 17.1 Закона о недрах порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта РФ.

Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Татарстан регламентирован Порядком оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.2009 г. № 715 (далее - Порядок).

Согласно п. 4.2 Порядка для переоформления лицензии юридическое лицо, претендующее на переоформление лицензии, подает в уполномоченный орган заявку, которая должна содержать: полное официальное наименование заявителя; его юридический адрес; просьбу о переоформлении лицензии с указанием вида, номера, даты государственной регистрации переоформляемой лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; основание переоформления лицензии, предусмотренное ст. 17.1 Закона о недрах; согласие заявителя принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформляемой лицензией; документ об уплате государственной пошлины за переоформление лицензии на пользование участком недр местного значения.

Пунктом 4.3 Порядка установлено, что к заявке на переоформление лицензии должны прилагаться следующие документы: 1) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица; 2) документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на заявителя с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица); 3) действующая лицензия со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке, подлежащая переоформлению; 4) доверенность в случае, если заявка на переоформление лицензии подписана не руководителем заявителя; 5) выписка из реестра акционеров (для заявителей - акционерных обществ); 6) оригинал переоформляемой лицензии на пользование участком недр местного значения со всеми приложениями.

В п.п. 6 п. 4.4 Порядка установлено, что при приобретении субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр):

- данные о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах РФ;

- документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии;

- документы (оригиналы или заверенная в установленном порядке копия), подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.

Тем самым, действующим законодательством предусмотрены случаи перехода права пользования недрами к другому субъекту предпринимательской деятельности, в частности, когда юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица (п. 6 ст. 17.1 Закона о недрах).

При передаче права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.

Свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом.

При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такое положение в отношении гражданских прав закреплено абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ.

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

Министерством ООО «Ак Таш Юл» выдана лицензия серия ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча известняка на месторождении «Северо-надеждинское», сроком до 30.04.2028.

Определением АС Республики Татарстан 08.10.2019 г. по делу № А65 -18156/2019 в отношении ООО «Ак Таш Юл» введена процедура наблюдения, а временным управляющим утвержден Салихзянов Марсель Махмутович.

Определением АС Республики Татарстан от 27.01.2020 г. в отношении ООО «Ак Таш Юл» введено внешнее управление сроком на 12 месяцев до 20.01.2021 г., а внешним управляющим должника утвержден Салихзянов М.М.

Решением АС Республики Татарстан от 15.02.2022 г. ООО «Ак Таш Юл» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, а конкурсным управляющим утвержден Салихзянов М.М.

Общество обратилось в министерство с заявкой на переоформление выданной ООО «Ак Таш Юл» лицензии на пользование недрами, указав реквизиты лицензии: серия ТАТ ПСТ № 01745 ТР с целью разведки и добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское» на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Вместе с тем, поскольку верными реквизитами данной доверенности являются: серия ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ, а доказательств иного в материалы дела не представлено, суд пришел к правильному выводу, что фактически общество обратилось в министерство с заявкой на переоформление лицензии на пользование недрами серия ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ с целью разведки и добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское» на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. При этом, министерство, вынося оспариваемый отказ, также фактически отказало в переоформлении лицензии серия ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ.

Как установлено судом, к заявке на переоформление лицензии обществом были представлены, в том числе, договор аренды земельного участка 18/11/21 от 18.11.2021 г. и акт приема-передачи земельного участка от 18.11.2021 г., в соответствии с которыми обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым № 16:33:100817:46, в границах которого расположен горный отвод в соответствии с лицензией, для целей недропользования, под карьер для добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское».

Указанный участок принадлежит ООО «Ак Таш Юл» на праве собственности, и зарегистрирован в ЕГРН от 05.06.2009 г. № 16-16-21/006/2009-589.

Материалами дела подтверждается и судами установлено, что ООО «Ак Таш Юл» является учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр (заявитель), что общество (заявитель) образовано в соответствии с законодательством РФ и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, что у ООО «Ак Таш Юл» имеется лицензия на осуществление вида деятельности, связанного с недропользованием, что доля ООО «Ак Таш Юл» - пользователя недр в уставном капитале общества на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица, и данные обстоятельства министерством не оспариваются.

Не оспаривается министерством также то обстоятельство, что обществом представлены документы, подтверждающие наличие у него необходимых технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и наличие квалифицированных специалистов, в обоснование чего обществом представлены договор подряда № 35-11/2021 от 15.11.2021 г. с приложениями, договор № 74 аренды спецтехники с экипажем от 15.11.2021 г. с приложениями, договор № 15-11/2021 аренды техники от 15.11.2021 г., а также согласие ООО «Ак Таш Юл» на переоформление лицензии.

Довод министерства о неправомерности передачи ООО «Ак Таш Юл» заявителю в аренду земельного участка судом правильно отклонен, поскольку данный договор заключен на 11 месяцев, без права отчуждения земельного участка, в рамках процедуры внешнего управления, то есть процедуры, применяемой в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, в соответствии с планом внешнего управления, изменения в который внесены решением собрания кредиторов 19.10.2021 г., согласно которым план внешнего управления предусматривает создание общества, переоформление лицензии в соответствии с Порядком.

К тому же, судами учитывается, что указанный договор аренды земельного участка никем не оспорен, и недействительным не признан.

Судом также правильно установлено, что заявителем министерству в обоснование наличия финансовых средств представлен договор беспроцентного займа № 1 от 17.11.2021 г., заключенный с ООО «Казанский щебень».

Довод министерства о том, что данный договор не подтверждает передачу заемщику указанных в нем денежных средств и содержит указание на дату возврата денежных средств, предшествующую дате заключения договора, судом правильно отклонен, поскольку в ходе судебного разбирательства обществом представлено дополнительное соглашение к договору беспроцентного займа № 1 от 17.11.2021 г., в соответствии с которым п. 2.1 данного договора изложен в редакции, согласно которой беспроцентный заем предоставляется заемщику в день переоформления лицензии на пользование недрами на ООО «Надеждинский карьер», путем перечисления на счет заемщика, через расчетный счет заимодавца, а в п. 2.2 договора исправлена опечатка в дате возврата беспроцентного займа.

Норма ст. 17.1 Закона о недрах устанавливает, что право пользования недрами в данном случае переходит не при переоформлении лицензии, а при приобретении имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, который, в свою очередь, предусматривает возможность замещения активов должника в ходе конкурсного производства.

Действующее законодательство не подразумевает возможности утраты права юридического лица на получение прав пользования участком недр и на переоформление лицензии в порядке ст. 17.1 Закона о недрах.

При этом, порядок переоформления лицензий определяет порядок переоформления лицензии на право пользования недрами в случаях, предусмотренных федеральными законами, то есть права, предоставленные недропользователю ст. 17.1 Закона о недрах, не могут быть им ограничены.

В связи с тем, что обществом обоснована необходимость переоформления указанной лицензии, и к заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные Порядком, то судом сделан правильный вывод, что законных оснований для отказа в переоформлении лицензии у министерства не имелось.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая, что поскольку законность оспариваемого отказа проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа, суд пришел к правильному выводу, что отказ в переоформлении права пользования участками недр, оформленный письмом от 17.12.2021 г. № 15680/12, не соответствовал требованиям законодательства, действовавшего на момент его принятия, и нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а поэтому суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, а отказ министерства в переоформлении лицензии на пользование недрами обоснованно признан незаконным.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявитель просил суд обязать министерство переоформить лицензию на пользование недрами в соответствии с заявкой общества.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно Федерального закона от 30.04.2021 г. № 123-ФЗ в ст. 17.1 Закона о недрах внесены изменения, в соответствии с которыми переход права пользования участком недр от юридического лица - пользователя недр к иным юридическим лицам в случаях, указанных в ч. 1 данной статьи, не допускается, в частности, при наличии у пользователя недр действующего письменного уведомления о допущенных нарушениях, предусмотренного ч. 4 ст. 21 Закона о недрах, а также при приостановлении осуществления права пользования недрами в соответствии со ст. 20.1 Закона о недрах. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2022 г.

Как установлено судом, в отношении ООО «Ак Таш Юл», являющегося недропользователем в соответствии с лицензией серии ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ, действует уведомление о допущенных нарушениях условий пользования недрами от 27.04.2021 г. №4927/12.

Кроме того, приказом Министерства от 03.11.2020 г. № 1223-п право пользования недрами, предоставленное ООО «Ак Таш Юл» на основании лицензии серии ТАТ ПСТ №01745 ТЭ, выданной с целью разведки и добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское» в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, приостановлено до осуществления перевода земель в категорию «земли промышленности».

Так, решением АС Республики Татарстан от 04.02.2021 г. по делу № А65-26735/2020, оставленными без изменения постановлениями апелляционного суда от 31.05.2021 г. и кассационной инстанции от 10.09.2021 г., ООО «Ак Таш Юл» отказано в признании недействительным Приказа от 03.11.2020 г. № 1223-п о приостановлении права пользования недрами, предоставленного ООО «Ак Таш Юл» в соответствии с лицензией серии ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ с целью разведки и добычи известняка на месторождении «Северо-Надеждинское» в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан.

Таким образом, принимая во внимание приостановление осуществления права пользования недрами на основании лицензии серии ТАТ ПСТ № 01745 ТЭ в соответствии со ст. 20.1 Закона о недрах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 17.1 Закона о недрах, вступивших в силу с 01.01.2022 г., пришел к выводу, что переход права пользования участком недр от ООО «Ак Таш Юл» - пользователя недр к обществу - заявителю невозможен, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для обязания министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Между тем, по мнению апелляционного суда, указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из следующего.

По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ при рассмотрении заявлений граждан, организаций и иных лиц о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные акты, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об удовлетворении таких заявлений.

Согласно п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя по данной категории дел в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, следовательно, суд должен рассмотреть вопрос о возможности принятия мер к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Рассматривая требование о применении восстановительной меры, судам следует принимать во внимание, что решение суда о принятии таких мер в связи с удовлетворением требования о признании недействительным ненормативного акта, действия (бездействия) должно быть исполнимым на дату его принятия, в связи с чем, удовлетворение такого требования подлежит проверке в каждом конкретном случае исходя из характера нарушенных прав и конкретных обстоятельств дела, связанных с изменением правового регулирования спорных правоотношений.

В настоящем деле спор возник, в том числе в связи с изменением регулирования отношений по переоформлению лицензий на право пользование недрами, заключающееся в невозможности переоформления при наличии действующего уведомления о допущенных нарушениях условий пользования недрами, в отличие норм закона «О недрах», действовавших до 01.01.2022 г.

Из разъяснений, изложенных в п. 24 постановления Пленума ВС РФ № 21 от 28.06.2022 г. «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ» следует, что при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (ч. 5 ст. 15 КАС РФ, ч. 5 ст. 3 и ч. 1 ст. 13 АПК РФ).

В связи с этим изменение правового регулирования ко времени рассмотрения дела, как правило, не может служить основанием для отказа в восстановлении права, которое было незаконно нарушено органом или лицом, наделенными публичными полномочиями.

Так, специальной нормой права, регулирующей указанные правоотношения, является ст. 17.1 Закона РФ «О недрах», которая на момент подачи заявки ООО «Надеждинский карьер» и ее рассмотрения министерством действовала в редакции Федерального закона от 02.01.2000 г. № 20-ФЗ и устанавливала следующий случай перехода права пользования недрами:

юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению, а ч. 5 - что порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается законодательством субъекта РФ.

На территории Республики Татарстан действует Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.2009 г. № 715, в п.п. 4 п. 4.4 которого указан перечень документов, который должен быть приложен к заявке на переоформление к лицензии при переходе права пользования недрами в указанном выше случае, а в п. 4.8 - основание для отказа в переоформлении лицензии на пользование недрами.

Аналогичные положения содержал и административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан, внесения в них изменений и дополнений, а также их переоформления и принятия решений о досрочном прекращении и приостановлении права пользования участками недр местного значения в Республике Татарстан, утв. приказом Министерства от 22.11.2012 г. № 489-п, действовавший в период принятия заявки ООО «Надеждинский карьер» к рассмотрению.

При этом, следует отметить, что законодательство о недрах не содержит норм о действии во времени норм законодательства о недрах, в связи с чем, действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.

В частности, данный принцип реализован в п. 1 ст. 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, по мнению апелляционного суда, переоформление лицензии на заявителя на условиях нормативного акта, действовавшего в день его обращения, не нарушает публичных требований, интересов и прав иных лиц, является исполнимым, более того, имеет цель - не допустить ухудшение прав заявителя в связи с изменением законодательства, обеспечить равные права всем заинтересованным лицам, основанных на применении одного и того же акта в период его действия.

Аналогичная правовая позиция, изложена в определении ВС РФ № 307-ЭС21-11714 от 28.12.2021 г. по делу № А56-38382/2020.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части отказа в применении восстановительной меры ввиду отсутствия юридической и фактической невозможности нельзя признать законным и обоснованным.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, а также существенное нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд апелляционный инстанции в соответствии с предоставленными ему ч. 2 ст. 269 АПК РФ полномочиями, считает принятый по настоящему делу обжалуемый судебный акт подлежащим изменению.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым дополнить обжалуемый судебный акт абзацем 2 следующего содержания:

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Надеждинский карьер» путем переоформления лицензии серии ТАТ ПСТ № 01745 TP на пользование недрами в соответствии с заявкой ООО «Надеждинский карьер».

Поскольку ошибочные выводы суда в указанной части не повлекли принятие незаконного судебного акта, то оспариваемое решение суда отмене не подлежит.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе министерства, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы министерства не усматривается, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК РФ, в связи с чем, расходы по государственной пошлине в размере 1 500 руб. понесенные ООО «Надеждинский карьер» подлежат отнесению на министерство, а излишне уплаченная обществом по платежному поручению № 2 от 01.06.2021 г. государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета на основании положений ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 мая 2022 года по делу №А65-32942/2021 изменить.

Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем 2 следующего содержания:

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» путем переоформления лицензии серии ТАТ ПСТ № 01745 TP на пользование недрами в соответствии с заявкой Общества с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» (ОГРН 1211600079712, ИНН 1655466796) расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Надеждинский карьер» (ОГРН 1211600079712, ИНН 1655466796) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением № 2 от 01 июня 2021 года.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий П.В. Бажан

Судьи И.С. Драгоценнова

Н.В. Сергеева