ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-34345/2022 от 31.10.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9795/2023

г. Казань Дело № А65-34345/2022

03 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,

судей Галиуллина Э.Р., Нафиковой Р.А.,

при участии представителя:

истца – ФИО1 (доверенность от 29.12.2022 № 119/20-28),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Татэнерго»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023

по делу № А65-34345/2022

по исковому заявлению акционерного общества «Татэнерго», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО2, пос. Новый Нурлат (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) об обязании вынести за пределы охранной зоны тепловых сетей между ТК-11 и ТК15 незаконно возведенное сооружение (гараж) в месячный срок с момента вынесения решения суда, о взыскании судебных неустоек на случай неисполнения решения суда в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета г. Набережные Челны, публичного акционерного общества «Сбербанк» отделения «Банк Татарстан» № 8610, общества с ограниченной ответственностью «Агроторг»,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Татэнерго» (далее – АО «Татэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, ответчик) об обязании вынести за пределы охранной зоны тепловых сетей между ТК-11 и ТК-15 незаконно возведенное сооружение (гараж) в месячный срок с момента вынесения решения суда, о взыскании судебных неустоек на случай неисполнения решения суда в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет г. Набережные Челны, публичное акционерное общество «Сбербанк» (далее – ПАО «Сбербанк»), ООО «Агроторг».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе АО «Татэнерго» просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывается, что при осуществлении проектирования и строительства спорного объекта ПАО «Сбербанк» было обязано иметь сведения о действующих коммуникациях и наличии возможности технологического подключения объекта к коммуникациям.

Кроме того, при строительстве гаража в канале повреждена плита перекрытия, и внутри канала присутствует бетонная смесь от фундамента спорного объекта, что подтверждается актом от 27.07.3023.

При осуществлении истцом раскопки тепловых сетей между ТК-11 и ТК-15 было установлено, что фундамент спорного объекта расположен непосредственно над непроходным каналом тепловых сетей.

Кроме того, заявитель жалобы утверждает, что невозможность ремонта тепловых сетей может повлечь нарушение теплоснабжения неограниченного круга лиц.

При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 15 часов 30 минут 31.10.2023. Информация о перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя АО «Татэнерго», Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующему.

Судами установлено и следует из материалов дела, истцом при обходе тепловых сетей сотрудниками АО «Татэнерго» выявлено, что в охранной зоне тепловых сетей между ТК-11 и ТК-15 у здания 16/07, расположенного по адресу: <...>, построено кирпичное производственное здание (гараж), которое препятствует проведению капитального ремонта тепловой сети (расстояние от края строительной конструкции тепловой сети до сооружения составляет менее 0,7 метра).

На основании осмотра тепловой сети был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей от 02.11.2022, произведена фотосъемка.

Согласно выписке из ЕГРН от 29.09.2022 № КУВИ-999/2022-1165480 собственником сложного объекта с кадастровым номером 16:52:050205:65 в составе: Здание «Сбербанк», Овощехранилище, Гаражи – является ответчик.

При этом согласно вышеуказанной выписке, в отношении имущества установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в пользу ПАО «Сбербанк России».

Вышеуказанные внутриквартальные тепловые сети от ТК-11 до ТК-15 входят в состав сложного объекта «Тепловые сети – Тепловод № 9» и принадлежат истцу на праве собственности.

Согласно пункту 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 № 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.

В силу пункта 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, в местах прокладки теплопроводов возведение строений не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.

На основании пункта 4 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197 (далее – Правила), охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительной конструкции тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями, установленными СНИП 2.04.07-86 «Тепловые сети».

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил, в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производство строительства любых зданий и сооружений, земляных работ, планировки грунта и т.д.

Истец, указывая, что строительство вышеуказанного сооружения в охранной зоне тепловых сетей с истцом не согласовывалось, является прямым нарушением действующих норм и правил эксплуатации тепловых сетей и создает угрозу надежности теплоснабжения потребителей, лишает истца возможности оперативно провести ремонтные работы на тепловых сетях, обратился с исковым заявлением со ссылкой на статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), об обязании ответчика вынести за пределы охранной зоны тепловых сетей незаконно возведенное сооружение (гараж), взыскать с ответчика судебную неустойку в случае неисполнения судебного акта.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 222 ГК РФ, пунктом 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, установили, что спорный объект был возведен в установленном порядке на основании выданного разрешения на реконструкцию, охранные зоны внутриквартальных сетей трубопровода в ЕГРН не зарегистрированы.

Согласно представленному истцом техническому паспорту сооружения (л.д. 97-101) внутриквартальные сети теплоснабжения – Тепловод № 9 (16 мкр) протяженностью 1539,22 м, введены в эксплуатацию в 1978 году. Тепловод № 9 на спорном участке от ТК-11 до ТК-5 длиной 135,77 м имеет d200.

По договору купли-продажи от 08.02.1994 № 01-008-01/11 АО «Камаз» (продавец) передало в собственность Банка «Татарстан» Сбербанка Российской Федерации (покупатель) недвижимое имущество – здание Ясли-сад 93 (16/07) по адресу: <...> года постройки, общей площадью 2338 кв. м. На договоре имеется отметка о регистрации перехода права собственности БТИ от 27.12.1994 за № 96.

По акту приемки законченного строительством объекта от 15.04.1996, утвержденному постановлением мэрии г. Набережные Челны от 17.04.1996 № 931, объект - «Реконструкция д/с № 16-07 под Сбербанк», по адресу: г. Набережные Челны, Новый город 16/07, строительство которого производилось на основании разрешения на строительство, выданного Управлением Госархстройнадзора, передано эксплуатирующей организации.

В пункте 7 акта приемки законченного строительством объекта от 15.04.1996 указано, что строительство осуществлялось в период с октября 1994 года по декабрь 1995 года.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 15.04.1996 в результате реконструкции в площадь объекта включены, в том числе, подсобные помещения (гаражи, бокс, овощехранилище).

В силу свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.12.2000 16АМ 877421 за Сбербанком России зарегистрировано право собственности на здание Сбербанка, площадью 3952,6 кв. м, в том числе подвал 1210,8 кв. м, овощехранилище площадью 42,6 кв. м, гаражи площадью 119,2 кв. м, этаж 1, 2, лит. А, Б, В, по адресу: <...> (16/07) за № 16:52:050205:0007:0011.

В соответствии с техническим паспортом на здание Сбербанка (л.д.112-126) от 15.07.2010 гаражи площадью 119,2 кв. м являются составной частью сложного объекта недвижимости.

По договору купли-продажи недвижимого имущества с последующей арендой данного имущества от 21.12.2020 ПАО «Сбербанк России» передало в собственность покупателя (ИП ФИО2) нежилое здание общей площадью 3952,6 кв. м, в том числе подвал 1210,8 кв. м, овощехранилище площадью 42,6 кв. м, гаражи площадью 119,2 кв. м, этаж 1, 2 лит. А, Б, В, с кадастровым номером 1:16:52:020701:158970.

Земельный участок с кадастровым номером 16:52:050205:29, площадью 6991+/-29 кв. м, занимаемый объектом недвижимости с кадастровым номером 1:16:52:020701:158970 отнесен к категории – земли населенных пунктов, на момент купли-продажи использовался третьим лицом (Сбербанком) на основании договора аренды от 18.05.1995 № 475.

Разрешенное использование земельного участка – под административное здание банка.

Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

В период строительства спорного объекта не действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998.

К спорному периоду строительства применимы Строительные нормы и правила 3.01.01-85* «Организация строительного производства», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 02.09.1985 № 140 (далее - СНИП 3.01.01-85*).

Пунктом 1.2 СнИП 3.01.01-85* предусмотрено, что до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.06.1992 № 131 утверждено примерное Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют - органами архитектуры и градостроительства.

В пункте 7 Положения предусмотрен перечень документов и материалов, необходимых для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, согласно которому для получения указанного разрешения заказчику необходимо представить, в том числе: проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства; заключение экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации; стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями; копия государственного акта на право собственности землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования.

В соответствии с пунктом 19 Положения выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным.

Кроме того, постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22.05.1940 № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» было предусмотрено получение письменного разрешения на строительство объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. В актах дается оценка качества строительно-монтажных работ и прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений, предусмотренных проектом. Дата подписания акта приемочной комиссией считается датой создания объекта и датой ввода объекта в эксплуатацию.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии двух условий: разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и соблюдения градостроительных, строительных норм и правил.

Суды указали, что реконструкция принадлежащего ответчику объекта недвижимости велась на основании выданного Управлением Госархстройнадзора разрешения на строительство в соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной ИЧП «Агхай», по результатам строительства оформлен акт приемки законченного строительством объекта от 15.04.1996, на момент реконструкции третьим лицом (Сбербанком) получалась разрешительная документация на реконструкцию объекта недвижимости в порядке, предусмотренном действующим на тот период законодательством, следовательно, спорный объект был возведен в установленном порядке на основании выданного разрешения на реконструкцию, охранные зоны внутриквартальных сетей трубопровода в ЕГРН не зарегистрированы, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Со ссылкой на положения статьи 222 ГК РФ суды также указали, что спорный объект недвижимости самовольной постройкой не является, поскольку расположен на земельном участке, предоставленном в установленном порядке, разрешенное использование которого допускало строительство на нем спорного объекта, здание возведено при наличии необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, нарушения градостроительных и строительных норм и правил не установлены.

Вывод судов о том, что само по себе нарушение охранных зон тепловых сетей не является основанием для сноса спорного объекта, является правильным и соответствует позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Между тем истцом был заявлен довод о том, что нахождение спорного объекта в непосредственной близости к тепловой сети препятствует проведению капитального ремонта данной тепловой сети.

Истец утверждает о том, что спорный гараж не только находится в охранной зоне тепловых сетей, а фактически находится над тепловыми сетями и исключает их эксплуатацию в связи с невозможностью проведения ремонта данных сетей, что может привести к остановке подачи тепла в жилые дома.

При производстве земляных работ истец обнаружил, что оголившийся фундамент гаража нависает над теплотрассой и создает угрозу как для производства ремонтных работ, так и угрозу обрушения фундамента.

При производстве работ по устройству фундамента гаража Сбербанку не могло быть не известно о наличии теплотрассы, так как плиты теплотрассы повреждены при сооружении фундамента, что видно из характера этих повреждений, данный факт, по мнению заявителя жалобы, опровергает вывод судов о том, что сведения о наличии тепловода не были и не могли быть известны третьему лицу, осуществлявшему реконструкцию спорного объекта в 1996 году.

Подлежит надлежащей проверке довод заявителя жалобы о том, что при осуществлении проектирования и строительства спорного объекта ПАО «Сбербанк» было обязано иметь сведения о действующих коммуникациях и наличии возможности технологического подключения объекта к коммуникациям, поскольку в соответствии с приложением № 4 СНИП 3.01-01-85. «СНИП 3.01.01-85*. Строительные нормы и правила. Организация строительного производства» в состав и содержание проектов производства работ обязательно включается строительный генеральный план, с указанием в том числе, действующих и временных подземных, наземных и воздушных сетей и коммуникаций.

Вывод судов со ссылкой на положения статьи 222 ГК РФ о том, что спорный объект недвижимости самовольной постройкой не является, недостаточно обоснован.

На основании статьи 222 ГК РФ в редакции, действовавшей в период строительства спорного объекта, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Суды пришли к выводу, что спорный объект недвижимости самовольной постройкой не является, поскольку расположен на земельном участке, предоставленном в установленном порядке, разрешенное использование которого допускало строительство на нем спорного объекта, здание возведено при наличии необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, нарушения градостроительных и строительных норм и правил не установлены.

Судами проверено соответствие спорного объекта требованиям статьи 222 ГК РФ, и суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания спорного объекта самовольной постройкой.

Абзацем 3 пункта 3 статьи 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Вывод об отсутствии оснований для признания спорного объекта самовольной постройкой сделан судами без проверки его соответствия требованиям указанной нормы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Таким образом, установление того, создает ли постройка угрозу жизни и здоровью граждан является одним из существенных обстоятельств, подлежащих исследованию при разрешении данной категории дел.

При таких обстоятельствах судебные акты являются недостаточно обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, в том числе установить все обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора по существу, надлежащим образом исследовать и оценить весь комплекс имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, дать оценку доводам участвующих в деле лиц с учетом возражений лиц, участвующих в деле, принять мотивированное решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 по делу № А65-34345/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин

Судьи Э.Р. Галиуллин

Р.А. Нафикова