ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-36218/19 от 10.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15010/2022

г. Казань Дело № А65-36218/2019

14 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 10.03.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 14.03.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

общества с ограниченной ответственностью «Дженерал Сервис» – ФИО1, доверенность,

Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – ФИО2, доверенность,

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Индустриальный парк ФИО4» – ФИО3, доверенность,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Индустриальный парк ФИО4»,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021

по делу № А65-36218/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дженерал Сервис», к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. ФИО4, с участием ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк ФИО4», ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан», ООО «Частная охранная организация «Застава Приволжского Федерального Округа», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», ООО «УК «АГРО» о признании недействительным и отмене постановления.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Дженерал Сервис» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее – исполком) о признании недействительным и отмене постановления от 24.09.2019 № 1994 «О выдаче разрешения на использование земельного участка ООО УК «Индустриальный парк ФИО4» под площадку для размещения пункта охраны правопорядка и стационарного поста дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» как выданное с нарушением действующего законодательства и ограничивающее беспрепятственный проезд транспортных средств к земельному участку заявителя по дороге на земельном участке публичного пользования с кадастровым номером 16:50:290601:1.

Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2020, от 20.02.2020, от 11.02.2021, от 20.05.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Индустриальный парк ФИО4» (далее – парк), ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан», общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Застава Приволжского Федерального Округа», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Федеральное казенное учреждение «Волго-Вятскуправтодор», общество с ограниченной ответственностью «УК «АГРО».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2021 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2021 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявления общества. Суд признал недействительным постановление исполкома от 24.09.2019 № 1994 «О выдаче разрешения на использование земельного участка ООО УК «Индустриальный парк ФИО4» под площадку для размещения пункта охраны правопорядка и стационарного поста дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство».

Исполком, парк, обжалуя постановление апелляционного суда, в кассационных жалобах просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 10.03.2022 на 15:40.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда, считает его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «УК «ИП «ФИО4» осуществляет управление Индустриальным парком «ФИО4», который был построен в рамках соглашения о софинансировании расходов Республики Татарстан в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в монопрофильном муниципальном образовании «город ФИО4», входящего в состав муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан от 11.08.2016 № 06-22-14.

Данным соглашением было предусмотрено строительство автомобильной дороги общей протяженностью 5 085,35 м, категории III.

Проезд к Индустриальному парку «ФИО4» с территории общего пользования осуществляется по подъездной автомобильной дороге протяженностью 2 469 м с кадастровым номером 16:00:000000:1443, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 16:20:036401:1742, 16:50:290601:47 и по подъездной автомобильной дороге протяженностью 2 616 м с кадастровым номером 16:50:290601:71, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:50:290601:47.

Данные автомобильные дороги на праве собственности принадлежат Республики Татарстан и на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 11.12.2018 № 4253-р и от 08.05.2019 № 1440-р на праве оперативного управления закреплены за государственным казенным учреждением «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан», о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.

Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 04.09.2019 № 1994 на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации ООО «УК «ИП «ФИО4» сроком на 10 лет выдано разрешение на использование находящегося в публичной собственности земельного участка площадью 1 200 кв. м без предоставления и установления сервитутов для размещения пункта охраны правопорядка и стационарного поста дорожно-патрульной службы.

На указанном земельном участке ООО «УК «ИП «ФИО4» размещен контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом.

На основании договора об оказании охранных услуг от 22.07.2019 № 13-07/2019 ООО «ЧОО «ЗПФО» оказывает ООО «УК «ИП «ФИО4» охранные услуги по объекту – «Индустриальный парк «ФИО4», в том числе на вышеуказанном контрольно-пропускном пункте.

ООО «Дженерал Сервис» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 12 500 кв.м с кадастровым номером 16:50:290601:25 и нежилое здание сервисного центра грузовых автомобилей DAF «формата TRUCK», расположенные по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Октябрьское сельское поселение, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.

ООО «Дженерал Сервис», указывая, что с 01.08.2019 сотрудниками ООО «ЧОО «ЗПФО» по указанию ООО «УК «ИП «ФИО4» перекрыт проезд к принадлежащим обществу объектам недвижимости путем установки контрольно-пропускного пункта и шлагбаума на дороге общего пользования, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что проезд на земельном участке с кадастровым номером 16:50:290601:1, на котором возведен шлагбаум и установлен пропускной режим, не является автомобильной дорогой, поскольку не значится в перечне автомобильных дорог общего пользования республиканского или межтерриториального значения. В реестре муниципальной собственности сведения об автомобильной дороге общего пользования на указанном земельном участке отсутствуют. Оспариваемым постановлением права и законные интересы общества не нарушены.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования, пришел к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта, нарушением его принятием прав общества.

Выводы апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2); к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3); к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (часть 4); критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Оспариваемым постановлением исполкома от 04.09.2019 № 1994 ООО «УК «ИП «ФИО4» сроком на 10 лет предоставлено разрешение на использование находящегося в публичной собственности земельного участка площадью 1200 кв. м.

При этом характерные точки границ территории земельного участка площадью 1200 кв. м. и весь этот земельный участок в границах данных точек полностью расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:290601:1, посредством которого обеспечивается доступ к земельному участку заявителя с кадастровым номером 16:50:290601:25.

Из выписки из реестра следует, что доступ к земельному участку заявителя с кадастровым номером 16:50:290601:25 обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером 16:50:290601:1.

Контрольно-пропускной пункт и шлагбаум размещены на земельном участке с кадастровым номером 16:50:290601:1 согласно координатам, указанным в оспариваемом постановлении, между автотрассой М7 «Волга» и автомобильной дорогой с кадастровым номером 16:50:290601:71.

Спорный проезд, расположенный на участке 16:50:290601:1, несмотря на отсутствие регистрации в установленном порядке, соединяет местную сеть Промышленного парка ФИО4 и федеральную трассу М-7, следовательно, в силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, используется как автомобильный проезд общего пользования для неограниченного круга лиц.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые автомобильными дорогами, включая проезды, признаются земельными участками общего пользования, находящимся исключительно в государственной или муниципальной собственности.

В связи с тем, что земельные участки, занятые автомобильными дорогами, включая проезды, в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земельными участками общего пользования, находящимся исключительно в государственной или муниципальной собственности, то решение вопросов использования таких земель или земельных участков, в том числе по размещению на них ограждающих устройств, относится к компетенции уполномоченных государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

Апелляционным судом верно отмечено, что принимая оспариваемое постановление и определяя координаты характерных точек границ земельного участка площадью 1200 кв. м на участке с кадастровым номером 16:50:290601:1, исполком обязан был учитывать, не воспрепятствует ли такое изменение землепользования (предоставление участка площадью 1200 кв. м) установленному законным образом доступу к участку заявителя с кадастровым номером 16:50:290601:25 через участок 16:50:290601:1 не зависимо от того, осуществляется ли этот доступ по какой-либо дороге (проезду), значащемуся в перечне автомобильных дорог общего пользования. Однако этого исполкомом учтено не было.

В пункте 16 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, указаны пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Управляющая компания не осуществляет функцию дорожно-патрульной службы.

Охрана правопорядка является функцией правоохранительных органов.

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение правопорядка в общественных местах и обеспечение безопасности дорожного движения являются одними из направлений деятельности полиции.

Как установлено судами и никем не оспаривается, ООО «УК «ИП ФИО4» является коммерческой организацией, к видам деятельности которой охрана правопорядка не относится.

Таким образом, выдача исполкомом разрешения ООО «УК «ИП ФИО4» на использование части из земельного участка с кадастровым номером 16:50:290601:1 для целей размещения пункта охраны правопорядка и стационарного поста дорожно-патрульной службы противоречит требованиям закона.

Как следует из переписки ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (письмо от 07.05.2015 № 03-17/1832), последнее просило согласовать временный проезд к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-7 «Волга» до реализации III этапа инвестиционного проекта «Создание Технополиса Новая Тура» - развитие дорожно-транспортной инфраструктуры: строительство разворотной петли эстакадного типа на разных уровнях на 784 км вышеназванной автомобильной дороги федерального значения.

Таким образом, спорный съезд с федеральной трассы носит временный характер до строительства третьего этапа упомянутого инвестиционного проекта, что подтвердили представители сторон в суде кассационной инстанции, как и факт того, что указанный асфальтированный участок дороги используется для проезда пожарных машин.

С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление исполкома не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя на свободный доступ к своему земельному участку 16:50:290601:25 через участок 16:50:290601:1, и подлежит признанию недействительным.

В кассационной жалобе не указаны доводы, опровергающие выводы суда апелляционной инстанции.

Кассатор приводит утверждения, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в кассационных жалобах не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу № А65-36218/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Петрушкин