ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-36560/2017 от 21.06.2018 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-34210/2018

г. Казань                                                 Дело № А65-36560/2017

27 июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,

при участии представителя:

федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» - ФИО1 (доверенность от 07.03.2018),

в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2017 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 07.03.2018 (председательствующий судя ФИО2, судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)

по делу № А65-36560/2017

по заявлению федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Москва, к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Казанского отряда - структурного подразделения филиала на Горьковской железной дороге (далее – ФГП «ВО ЖДТ России») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании пункта 3 предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Управление Росгвардии по Республике Татарстан) от 27.10.2017.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 07.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГП «ВО ЖДТ России» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене пункта 3 предписания Управление Росгвардии по Республике Татарстан от 27.10.2017, ссылаясь на неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального права.

Управление Росгвардии по Республике Татарстан отзыв на кассационную жалобу не предоставило.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Управления Росгвардии по Республике Татарстан от 20.09.2017 №151 в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 проведена плановая выездная проверка ФГП «ВО ЖДТ России» на предмет соблюдения обязательных требований при организации и осуществлении охранной деятельности.

По результатам проведенной проверки Управлением Росгвардии по Республике Татарстан составлен акт проверки от 27.10.2017 №7/2017 с указанием выявленных нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными правовыми актами.

Согласно акту проверки установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон о ведомственной охране), пункта 1 «Работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств…» статьи 9 Закон о ведомственной охране, пункта 1 части 2 «Нормы обеспечения специальных средств…» постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 №1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (далее - Постановление №1436) суточные смены работников ведомственной охраны, несущих службу по охране объектов, обеспечены специальными средствами не в полном объеме - жилеты защитные 1-5 классов защиты и шлемы защитные 1-3 классов защиты.

Пункт 3 предписания от 27.10.2017, вынесенного на основании акта проверки от 27.10.2017 №7/2017, предусматривает, что ФГП «ВО ЖДТ России» обязано устранить выявленные нарушения до 20.12.2017.

Не согласившись с пунктом 3 предписания Управления Росгвардии по Республике Татарстан от 27.10.2017, ФГП «ВО ЖДТ России» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением, ссылаясь на то, нормативные документы, требующие обеспечение средствами индивидуальной защиты работников ФГП «ВО ЖДТ России», а именножилетами защитными 1-5 классов защиты и шлемами защитными 1-3 классов защиты, отсутствуют.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200 201 АПК РФ, положениями Закон о ведомственной охране, Постановлением №1436, установив законность оспариваемого пункта предписания, отказали в удовлетворение заявленных требованиях.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 9 Закона о ведомственной охране предусмотрено, что специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением №1436 утвержден Перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание

Разделом II Постановления №1436 установлены нормы обеспечения специальными средствами, видами, типами и моделями служебного огнестрельного оружия, патронами к нему, в соответствие с которым специальные средства и индивидуальные средства защиты: устройства, снаряженные слезоточивыми раздражающими средствами, палки резиновые, наручники, электрошоковые устройства, жилеты и шлемы защитные и индивидуальные средства защиты приобретаются из расчета обеспечения работников суточный смены (караула), группы по охране грузов, группы сопровождения грузов.

В соответствие с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2009 №540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта предназначается в том числе и для участия в обеспечении транспортной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 №1209 «О специальных средствах, видах, типах и моделях служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормах обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности и об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками подразделений транспортной безопасности»утвержден перечень спецсредств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности, являющихся аккредитованными для защиты объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств от актов незаконного вмешательства юридическими лицами, в котором пунктах 3 и 4 установлены требования к классу защиты к жилетам и шлемам (жилеты защитные 1-5 классов защиты и шлемы защитные 1-3 классов защиты).

В соответствие с пунктом  7 статьи 6 Закон о ведомственной охране работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно приказу Росжелдора от 09.10.2012 №403 «Об утверждении Программы подготовки работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 №26966), работники ведомственной охраны проходят соответствующую подготовку по применению и использованию специальных средств и оружия. работники ведомственной охраны обучаются, в том числе (пункт 3.4. Примерный тематический план учебной дисциплины), порядку применения специальных средств. Требования безопасности при ношении и применении специальных средств. В данной программе обучения к Видам специальных средств относятся также «Средства индивидуальной защиты: бронежилеты, каски защитные».

Таким образом, работники суточной смены (караула) ФГП «ВО ЖДТ России» обеспечиваются специальными и индивидуальными средствами защиты, нормы обеспечения и перечень которых предусмотрены Правительством Российской Федерации.

Следовательно, ФГП «ВО ЖДТ России», являясь работодателем, обязано в силу нормы закона обеспечить реализацию права своих работников на использование специальных средств защиты.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, что пункт 3 предписания от 27.10.2017, требующий обеспечение средствами индивидуальной защиты работников ФГП «ВО ЖДТ России» является законным и обоснованным.

В кассационной жалобе ФГП «ВО ЖДТ России» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что предписание не соответствует принципу исполнимости, и требования по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты не основаны на законе.

Данные доводы были заявлены в судах первой и  апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ  не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся  самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в  силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 07.03.2018 по делу №А65-36560/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                    А.В. Топоров

С.В. Мосунов