ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2, тел.(843) 543-99-41
арбитражного суда кассационной инстанции
председательствующего – Цаплевой З.А.,
судей – Меленьтевой Р.Р., Петрова В.Г.,
при участии:
от истца – ФИО1 (доверенность №1 от 01.09.2005г.),
от ответчика – ФИО2 (доверенность №03-02 от 23.01.2006г.),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение от «22» февраля 2006 года (судья – Салимзянов И.Ш.) и постановление апелляционной инстанции от «16» мая 2006 года (председательствующий – Мартынов В.Е., судьи: Прокофьев В.В., Хомяков Э.Г.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-36875/05-СГ3-25,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания «Ак Барс-Казанский химический комбинат», г. Казань, о признании действий УправленияФедеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, г. Казань, в виде отказа от проведения государственной экологической экспертизы проекта гостевого дома незаконным и обязании ответчика устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания «Ак Барс-Казанский химический комбинат» обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан о признании действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан в виде отказа от проведения государственной экологической экспертизы проекта гостевого дома незаконным и обязании ответчика устранить нарушения.
Решением от 22.02.2006г. Арбитражного суда Республики Татарстан, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2006г., заявленные требования удовлетворены.
Отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан от проведения государственной экологической экспертизы проекта гостевого дома признан незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы провести экологическую экспертизу проекта в срок, не превышающий 60 дней.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как незаконные и необоснованные, и принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы считает, что проведение государственной экологической экспертизы возможно только на предварительной стадии реализации объекта, ссылаясь при этом на пункт 2 статьи 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статью 66 Лесного кодекса Российской Федерации. Поскольку обществом с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания «Ак Барс-Казанский химический комбинат» документы на государственную экологическую экспертизу были представлены в Управление на стадии завершения строительства, по мнению заявителя, отказ в проведении экспертизы является правомерным.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 04.07.2005г. в адрес заявителя было вынесено предписание Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, согласно которого заявитель был обязан представить на государственную экологическую экспертизу проект строительства гостевого дома, расположенного на территории культурно-оздоровительного комплекса истца, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, 45-квартал Матюшинского лесничества.
Письмом от 02.11.2005г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан отказало заявителю в проведении государственной экологической экспертизы проекта гостевого дома и вернуло документы на том основании, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, и указало на то, что объект экспертизы реализован.
В силу статьи 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Закона в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона «Об охране окружающей среды» проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.
В пункте 9 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996г. №698 указано, в каких случаях экспертиза не проводится и документы возвращаются. В данном Положении отсутствует такое основание для возврата документов, как реализация объекта экспертизы.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что указанное Положение является подзаконным актом и не определяет момент представления документов на экспертизы, является несостоятельным. Данное Положение регламентирует всю процедуру проведения государственной экологической экспертизы и не противоречит положениям Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе».
Является также необоснованной ссылка заявителя кассационной жалобы на пункт 2 статьи 35, статью 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статью 66 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку они не регулируют порядок проведения государственной экологической экспертизы.
Кроме того, эти нормы не были указаны в качестве основания для отказа в проведении государственной экологической экспертизы.
На основании изложенного, суд правомерно признал незаконным отказ от проведения государственной экологической экспертизы проекта гостевого дома.
Выводы первой и апелляционной инстанций суда основаны на полном исследовании доказательств по делу и правильном применении норм материального и процессуального права, основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение от 22 февраля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 16 мая 2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-36875/05-СГ3-25 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий З.А.Цаплева
Судьи Р.Р.Меленьтева