ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-37622/2017 от 26.06.2018 АС Поволжского округа

203/2018-25332(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-34452/2018

г. Казань Дело № А65-37622/2017  29 июня 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.  Арбитражный суд Поволжского округа в составе: 

председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, директор,
ответчика – ФИО2, доверенность от 06.12.2017 № 11292/08,
в отсутствие: 

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом, 

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого  акционерного общества «Строительное управление-32» 

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2018 (судья  Хамидуллина Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.03.2018 (председательствующий Корнилов А.Б.,  судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.) 


по делу № А65-37622/2017 

по заявлению закрытого акционерного общества «Строительное управление32» к Юго-Восточному территориальному управлению министерства экологии  и природных ресурсов Республики Татарстан, с участием третьих лиц:  Исполнительного комитета муниципального образования «Тимяшевское  сельское поселение» и Исполнительного комитета муниципального  образования Лениногорский муниципальный район, о признании незаконным и  отмене постановления от 07.11.2017 № 780, 

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Строительное управление-32» (далее–  ЗАО «СУ-32», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Республики Татарстан с заявлением к Юго-Восточному территориальному  управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики  Татарстан (далее – Минприроды РТ, административный орган) о признании  незаконным и отмене постановления № 780 от 07.11.2017. 

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,  привлечены Исполнительный комитет Муниципального образования  «Тимяшевское сельское поселение» и Исполнительный комитет  Муниципального образования Лениногорский Муниципальный район. 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2018,  оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.03.2018, оспариваемое постановление признано  незаконным в части размера назначенного штрафа. Сумма штрафа снижена с  800 000 руб. до 400 000 рублей. 

ЗАО «СУ-32» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной  инстанции отменить, производство по делу прекратить. 

Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.


Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены  надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о  времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского  округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако  третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили. 

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц,  участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК  РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся  сторон. 

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела,  доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и  административного органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в  порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены. 

Как следует из материалов дела, 16.08.2017 ООО «Татнефтедор»  (заказчик) и ЗАО «СУ-32» (подрядчик) заключили договор на выполнение  работ по ремонту тротуаров и проездов по ул.Утыз имяни в с.Тимяшево  Лениногорского района Республики Татарстан в срок до 15.09.2017. 

ЗАО «СУ-32» 06.10.2017 по адресу Республика Татарстан,  Лениногорский район (1,5 км. восточнее от населенного пункта Сугашла)  допустило пользование недрами без лицензии на пользование недрами, а  именно: осуществило добычу общераспространенных полезных ископаемых  (песок) при помощи погрузчика с г/н <***> 16Rus с дальнейшей погрузкой  на а/м Татра с г/н <***> 16Rus и вывозом в место ведения работ по ремонту  тротуаров и проездов (<...>).  Административным органом составлены протоколы осмотра территорий на  месте добычи песка и месте работ по ремонту тротуаров и проездов в с.  Тимяшево, отобраны пробы песка с кузова а/м Татра с г/н <***> 16Rus, с  места добычи песка (1,5 км. восточнее от населенного пункта Сугашла), а также 


с места проведения работ по ремонту тротуаров и проездов (с. Тимяшево ул.  Утыз Имяни). 

По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об  административном правонарушении № 024025 от 03.11.2017, которым  вышеуказанные действия Общества квалифицированы как нарушение статей 9,  11, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее  – Закон о недрах). 

По результатам рассмотрения материалов административного дела  заместителем Главного государственного инспектора РТ в области охраны  окружающей среды ФИО3 вынесено постановление № 780 от  07.11.2017, которым заявитель признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3  КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в  размере 800 000 рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд  с рассматриваемым заявлением. 

Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в  пользование, в том числе предоставление их в пользование органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется  специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей  установленной формы бланк с Государственным гербом Российской  Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся  неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия  пользования недрами. 

В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных  участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков  имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без  применения взрывных работ использование для собственных нужд  общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах  земельного участка и не числящихся на государственном балансе, а также 


строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке,  установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд  общераспространенных полезных ископаемых понимается их использование  собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами,  арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с  осуществлением предпринимательской деятельности нужд. 

Из положений пункта 6.1 статьи 3 Закона о недрах следует, что к  общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные  ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных  полезных ископаемых, определенные органами государственной власти  Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования  совместно с субъектами Российской Федерации. 

В соответствии со статьями 4, 5 Закона о недрах к полномочиям органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере  регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся в  том числе: организация и осуществление регионального государственного  надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной  недр в отношении участков недр местного значения. 

В рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 статьи 3 Закона о  недрах, распоряжением Министерства природных ресурсов Российской  Федерации № 27-р, Правительства Республики Татарстан № 623-р от 18.05.2006  утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по  Республике Татарстан (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2006 № 7948), в  который, в частности, включены песок, песчаники, песчано-гравийные,  гравийно-песчаные, песчано-глинистые, глинисто-песчаные породы. 

Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии  на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. 


Судом перовой инстанции установлено, что в нарушение  вышеперечисленных требований законодательства о недрах, общество  осуществляло погрузку и транспортировку песка без лицензии на право  пользования недрами. 

Заявитель при рассмотрении дела судом первой инстанции указал, что  вывозимый грунт не использовался в коммерческих целях, а был предназначен  для отсыпки тротуаров для жителей села с разрешения собственника  земельного участка – Исполнительного комитета муниципального образования  Лениногорский Муниципальный район. Указанной позиции придерживается  также и сам Исполнительный комитет муниципального образования  Лениногорский Муниципальный район, привлеченный к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования  относительно предмета спора, в представленном отзыве на заявление от  12.01.2018 № 02-59. 

Суд первой инстанции отметил, что Исполнительный комитет  муниципального образования Лениногорский Муниципальный район  предпринимательскую деятельность не осуществляет, права согласовывать  разрешение на вывоз песка с песчаного карьера не имел, и исключение,  предусмотренное статьей 19 Закона о недрах, не может быть распространено на  заявителя, поскольку в рассматриваемом случае использование вывозимого  общераспространенного полезного ископаемого (песка) было связано с  осуществлением заявителем предпринимательской деятельности с получением  выгоды, выполнением в рамках договора подряда № 264 от 16.08.2017 работ по  ремонту тротуаров и проездов по ул. Утыз Имяни в с. Тимяшево. 

Заявителем доказательства выдачи ему лицензии на пользование недрами  и наличия у него права пользования разрабатываемым участком суду не  представлено. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества  события и состава административного правонарушения, ответственность за  совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ


выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами,  не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и  освобождения общества от административной ответственности в соответствии  со статьей 2.9 КоАП РФ, но, оценив конкретные обстоятельства совершенного  заявителем административного правонарушения, учитывая отсутствие  обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также  учитывая финансовое положение Общества, руководствуясь частями 2, 3, 3.2,  3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным уменьшить размер подлежащего  взысканию административного штрафа в 2 раза – до 400 000 рублей, и изменил  оспариваемое постановление в части назначенного наказания. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции. 

В кассационной жалобе ЗАО «СУ-32» оспаривает выводы судов первой и  апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу  обстоятельствам и представленным доказательствам. 

Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и  апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемом  судебном акте. 

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены  проверкой правильности применения судами норм материального и  процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы  права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ). 

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного  применения судами норм материального или процессуального права, а  направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела,  представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу  положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной  инстанции. 

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм  процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для 


отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при  рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает  оснований для отмены обжалуемых судебных актов.  

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2018 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.03.2018 по делу № А65-37622/2017 оставить без изменения, кассационную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в порядке и сроки, установленные законом. 

Председательствующий судья С.В. Мосунов 

Судьи А.В. Топоров 

 М.А. Савкина