ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-3806/17 от 16.01.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-28100/2017

г. Казань                                                 Дело № А65-3806/2017

16 января 2018 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Коноплёвой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителя:

Исполнительного комитета города Казани – ФИО1, доверенность от 21.12.2017 № 12965/ИК,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани», Исполнительного комитета города Казани

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)

по делу № А65-3806/2017

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани», Исполнительному комитету города Казани о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета земельных и имущественных отношений города Казани

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – предприниматель, заявитель, ИП ФИО2) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета города Казани» (далее – Комитет), Исполнительному комитету города Казани (далее – Исполком) о признании недействительным отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет, об обязании принять решение о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, сроком на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Исполком и Комитет обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Исполкома, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части способа восстановления нарушенных прав предпринимателя.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Исполкома от 24.09.2010 № 8642 и договора аренды земельного участка от 14.07.2011 № 15720 Комитетом земельных и имущественных отношений ИП ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:150309:44 площадью 10 кв. м по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Закиева, (ост. Кабельное телевидение) (далее - земельный участок), для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) сроком на 5 лет до 23.09.2015.

По истечении договора аренды заявитель 15.11.2016 обратился с заявлением в Комитет с просьбой заключить с ним договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Закиева, (ост. Кабельное телевидение), для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 лет.

Комитет письмом от 06.12.2016 № 213/КПР известил предпринимателя о том, что Исполкомом разрабатывается муниципальный порядок размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках, а также формируется схема размещения нестационарных торговых объектов и что после принятия данного нормативного правового акта, а также в случае надлежащего исполнения условий договора аренды с заявителем будет заключен соответствующий договор.

ИП ФИО2, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает её права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления, которая подлежит официальному опубликованию.

В пункте 6 статьи 10 Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (либо внесение в нее изменений), не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, с 01.03.2015 размещение нестационарных торговых объектов, понятие о котором закреплено в статье 2 Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществляется без предоставления земельного участка в силу, установленных ЗК РФ особенностей, а также при наличии схемы, утвержденной уполномоченным органом.

Между тем, на момент обращения предпринимателя с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования г. Казани не было принято нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов.

Однако, как указывалось выше, положения подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, которыми предусматривается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, вступили в силу с 01.03.2015 и действовали на момент обращения предпринимателя с заявлением от 15.11.2016 № 15720-КПР.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия, в частности, в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Постановлением Исполкома от 15.11.2012 № 8305 было приостановлено действие постановления от 05.08.2011 № 4382 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы».

Постановлением Исполкома от 10.12.2014 № 7039 действие постановления от 05.08.2011 № 4382 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011‑2015 годы» возобновлено.

На момент обращения предпринимателя с заявлением от 15.11.2016 № 15720-КПР постановление Исполкома от 05.08.2011 № 4382 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы» утратило силу, что также следует из апелляционного определения Верховного суда Республики Татарстан от 28.02.2017 по делу № 33а-3306/2017, согласно которому в настоящее время отсутствует действующая схема размещения нестационарных торговых объектов.

Как правильно отмечено судами, непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм реализации положений ЗК РФ и Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления предпринимателя, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 245-О, от 29.01.2015 № 225-О.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что отказ Комитета, изложенный в письме от 06.12.2016 № 213/КПР, противоречит положениям статей 39.33, 39.36 ЗК РФ, Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем признали указанный отказ недействительным.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу № А65-1701/2016, от 20.06.2016 по делу № А49-9106/2015, от 10.12.2015 по делу № А57‑12758/2014, от 12.01.2018 по делу № А65‑3896/2017, от 16.01.2018 по делу № А65‑3809/2017.

В порядке восстановления нарушенных прав предпринимателя суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, обязал Исполком осуществить действия, направленные на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей не связанных со строительством.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.

По смыслу части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Согласно положениям части 1 статьи 198, пунктов 3 части 4 и части 5 статьи 201 АПК РФ в рамках дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд, помимо рассмотрения вопроса о признании этих решений, действий незаконными, рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных этими решениями, действиями нарушений прав и законных интересов заявителей.

В соответствии со статьями 16, 182 АПК РФ судебное решение должно быть исполнимым.

Указанные нормы призваны обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и соответственно - восстановление нарушенных прав лиц, обратившихся в суд за их защитой.

Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому судебный акт о принятии таких правовосстановительных мер должен соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым.

При применении части 4 статьи 201 АПК РФ в части устранения допущенных нарушений необходимо учитывать особенность положений части 4 статьи 3 АПК РФ, согласно которым судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

На момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции Исполкомом было принято постановление от 22.05.2017 № 1908 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани», вступившее в силу с 01.06.2017.

Поскольку на дату принятия судом первой инстанции судебного акта на территории муниципального образования г. Казани действовал нормативный акт, регулирующий порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани, учитывая, что уполномоченным органом местного самоуправления по существу заявление предпринимателя рассмотрено не было, а также, принимая во внимание, что предприниматель не имеет исключительного права на размещение нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке, судебная коллегия считает необходимым, в порядке восстановления нарушенных прав заявителя, обязать Исполком рассмотреть заявление от 15.11.2016 № 15720-КПР в порядке и сроки, установленные постановлением Исполкома от 22.05.2017 № 1908 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани» и принять по результатам его рассмотрения мотивированное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 по делу № А65-3806/2017 отменить в части понуждения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий, направленных на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке на земельном участке площадью 10 кв. м по ул. Закиева (ост. Кабельное телевидение) для целей, не связанных со строительством.

В указанной части принять новый судебный акт.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО2 от 15.11.2016 № 15720-КПР в порядке и сроки, установленные постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22.05.2017 № 1908 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани», и принять по результатам его рассмотрения мотивированное решение.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 по делу № А65-3806/2017 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                          М.В. Коноплёва

                                                                                     А.Ф. Фатхутдинова