ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
20 ноября 2020 года Дело № А65-38409/2019
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием:
от Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «Строительный архитектурный центр» - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан – представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство и озеленение» - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2020 года апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года по делу № А65-38409/2019 (судья Гилялов И.Т.), принятое по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г.Казань, к обществу с ограниченной ответственностью «Строительный архитектурный центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г. Альметьевск, третьи лица: министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство и озеленение», Республика Татарстан, г.Казань,
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора, истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Строительный архитектурный центр» (далее - ООО «Строительный архитектурный центр», ответчик, общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 24 961 206 руб. 58 коп., пени в размере 2 874 698 руб. 96 коп, в том числе 24 961 206 руб. 58 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления, 2 874 698 руб. 96 коп. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство и озеленение» (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены частично, с ООО «Строительный архитектурный центр» в пользу Управления Росприроднадзора взысканы задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 198 960 руб. 00 коп., пени в размере 12 279 руб. 14 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО «Строительный архитектурный центр» взыскана в доход федерального бюджета 1 232 руб. 57 коп. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что суд первой инстанции применил утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, которым был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Вывод суда об отсутствии доказательств, однозначно подтверждающих, что весь спорный объем строительных материалов в количестве 7527,505 тонн, полученных от демонтажа зданий, состоял из отходов, не соответствует документам, имеющимся в деле, а именно: акту от 25.09.2018 сдачи-приемки отходов.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении поступивших из министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан сведений Управлением установлен факт размещения обществом строительных отходов (89000001724): «отходы (мусор) от строительных ремонтных работ» в количестве 7527,505 тонн, класс опасности отхода установлен в соответствии с актом сдачи приемки за I-III квартал 2018 года – IV класс опасности, на полигон, эксплуатируемый ООО «Благоустройство и озеленение» (третье лицо по делу). С учетом выявленного факта Управлением обществу начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 961 206,58 руб. и пени в размере 2874 698,96 рублей.
Управлением обществу направлено требование № 09-10638 от 08.11.2019 о погашении выявленной задолженности, которое обществом данное не исполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (п. 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-O, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Данным определением Конституционного Суда Российской Федерации подтверждено, что полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров предоставлены Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 913 от 13.09.2016 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», приказом Минприроды России от 09.01.2017 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 внесены изменения в раздел I приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань, (до реорганизации 10.10.2019 - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан), которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 №259 (ред. от 17.02.2014) наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом, свои требования Управление предъявляет на основании полученного из министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан акта от 25.09.2018 сдачи приемки отходов за II-III квартал 2018 года, составленного между обществом и ООО «Благоустройство и озеленение», согласно которому для размещения (захоронения) на полигоне от общества приняты отходы IV-V класса опасности, в количестве 7 527,505 тонн.
Ответчик, возражая относительно заявленных требований, указывает, что истцом не доказан факт размещения ответчиком вышеуказанных отходов в объеме 7 527,505 тонн, поскольку указанный акт подтверждает лишь, что все материалы, образовавшиеся в результате демонтажа зданий, были вывезены со строительных площадок на хранение на полигон ООО «Благоустройство и озеленение», вместе с тем в данном акте эти материалы назывались «отходами» условно, а предъявление исковых требований только на основании данного акта без подтверждения дополнительными фактами и доказательствами носят формальный характер.
В обоснование заявленных доводов ответчиком представлены копии договора подряда, счетов-фактур, расчет реализованных материалов вторичного использования, справка остатков материалов на складе, счета-фактуры на услугу по транспортировки отходов.
Как следует из материалов дела, согласно договору подряда № 01-11/2018 от 18.06.2018, заключенного ООО «Булгарстройкомплект» (заказчик) с ответчиком (исполнитель), исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить комплекс демонтажных работ на объекте согласно плану работ по демонтажу зданий, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский район, пос. Победа, Технопарк № 24. Пунктом 2.3 данного договора стороны установили, что заказчик оплачивает выполнение работ строительными материалами, образованными в процессе выполнения работ (демонтажа). Выполнение работ в рамках договора подтверждается представленным актом о приемке выполненных работ (по форме №КС-2) от 18.06.2018 и справками о стоимости выполненных работ (по форме № КС-3) от 18.06.2018, представленными в материалы дела.
При анализе представленных ответчиком документов судом установлено, что часть полученных от демонтажа зданий материалов в количестве 6 774,35 тонн была реализована ответчиком как строительные материалы вторичного использования, что подтверждается представленными ответчиком счетами-фактурами и расчетом массы реализованных строительных материалов вторичного использования; часть материалов в количестве 469,55 тонн было вывезено на склад-базу ответчика, где и хранится по настоящее время, что подтверждается справкой остатков материалов от 15.06.2020; часть материалов в количестве 300 тонн вывезены на полигон ООО «Благоустройство и озеленение» на утилизацию в первом квартале 2020 года, что подтверждается счетом-фактурой № 48 от 31.03.2020 на услуги по транспортированию отходов.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции счёл подтвержденным довод ответчика о том, что не весь полученный от демонтажа зданий объем материалов в количестве 7527,505 тонн является отходами и была вывезена в качестве таковых на полигон.
Довод истца, основанный лишь на одном документе - акте сдачи-приемки отходов, не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции. Доказательств, однозначно подтверждающих, что весь спорный объем строительных материалов в количестве 7527,505 тонн, полученных от демонтажа зданий, состоял из отходов, истцом не представлено.
Акт от 25.09.2018 сдачи-приемки отходов сам по себе, в отсутствие иных доказательств, не опровергает доводов ответчика, о том, что частично спорный объем отходов полученный из разборки зданий фактически состоял из строительных материалов, впоследствии реализованный, а оставшиеся 300 тонн отходов было утилизировано.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что фактически объем отходов, в отношении размещения которых подлежит начислению плата, полученных ответчиком в результате демонтажа зданий, составил 300 тонн, но не 7 527,505 тонн, как указывает истец.
Из приложенного к исковому заявлению расчета следует, что заявленная к взысканию сумма платы исчислена исходя из применения пятикратного коэффициента к объему сверхлимитных отходов с применением ставок платы за размещение отходов IV класса опасности: 24 961 206,58 руб. = 663,2 (отходы IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) х 5 х 7 527,505 тонн (объем отходов).
В своих возражениях ответчик указывает, что расчет суммы платы истцом произведен неверно, представил соответствующий контррасчет платы, при этом, в представленных ответчиком расчете за спорный период указанная масса отходов в размере 300 тонн подтверждается представленными доказательствами и соответствует первичным документам, имеющимся в материалах дела.
Таким образом, расчет истца, исходя из отнесения спорных отходов к IV классу опасности (указание в расчете объем отходов 7 527,505 тонну как за отходы IV класса опасности), суд первой инстанции посчитал необоснованным.
Также при расчете взыскиваемой суммы истец исходил из того, что все спорные отходы относятся к IV классу опасности и применил соответствующий коэффициент.
Пунктом 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка № 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка № 632).
Пунктом 6 Порядка № 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 указанного Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что ответчик является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010 № 16796) (далее - приказ), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - отчетность).
Таким образом, лимитами на размещение отходов являются количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Согласно п. 3 данной статьи субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности утвержден приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 № 16938). Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента, что подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256 «О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства», непредставление в срок отчетности не может служить основанием для непринятия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и применения пятикратного повышающего коэффициента к расчетам платы за текущий и предыдущий периоды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что в рассматриваемом случае применение к ответчику пятикратного коэффициента к расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду является необоснованным.
Проанализировав расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, суд первой инстанции сделал вывод о том, что размер данной платы должен составлять 198 960 руб. = (300 тонн) х (663,2 руб.) вместо заявленных к взысканию 24 961 206,58 рублей.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что задолженность ответчика подтверждается документально, указанная плата ответчиком до настоящего времени в бюджет не перечислена, требование в части взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2018 год в размере 198 960 руб. суд первой инстанции удовлетворил.
Заявителем также заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 2 874 698,96 руб. за период с 01.03.2019 по 04.11.2019.
Ответчик, возражая относительно взыскания с него пени в указанном размере, представил соответствующий контррасчет пени.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком допущена ошибка в расчете пени, а именно: вместо периода, заявленного истцом (с 01.03.2019 по 04.11.2019), ответчик рассчитал пени исходя из иного периода задолженности (с 01.03.2019 по 05.11.2019). В данной связи суд считает верным применить указанный истцом в иске период.
Судом первой инстанции самостоятельно произведен расчет суммы пени, с учетом задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, а именно: в сумме 198 960 рублей; и по расчету суда, пени за период с 01.03.2019 по 04.11.2019 составили 12 279,17 руб. вместо ошибочно исчисленной истцом суммы 2 874 698, 96 рублей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции требования истца о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворил частично - в сумме 12 279,17 рублей, отказав в остальной части требования истца о взыскании пени.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции применил утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, которым был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, является обоснованным. Действительно, данное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 09.03.2017).
Вместе с тем порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду определен законом определен нормами Закона № 7-ФЗ.
Согласно п.1, 2 ст.16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст.16.2 Закона № 7-ФЗ, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Величина платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей определяется в соответствии со статьей 16.4 настоящего Федерального закона.
В силу п.1,2 ст.16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Как предусмотрено п.4 ст.16.3 Закона № 7-ФЗ, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.16.4 Закона № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, указанных в данной норме.
В силу п.7 ст.16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно п.8, 9 ст.16.4 Закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая, что на основании вышеприведенных правовых норм у ответчика возникла обязанности внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, ошибочное применение судом первой инстанции недействующего в настоящее время нормативного правового акта не привело к принятию судом первой инстанции незаконного решения.
Ссылка истца на несоответствие вывода суда об отсутствии доказательств, однозначно подтверждающих, что весь спорный объем строительных материалов в количестве 7527,505 тонн, полученных от демонтажа зданий, состоял из отходов, документам, имеющимся в деле, а именно: акту от 25.09.2018 сдачи-приемки отходов, судом апелляционной инстанции отклоняется. Суд первой инстанции правомерно исходил из непредставления истцом в материалы дела доказательств, подтверждающих, что объем отходов от демонтажа зданий, переданных на захоронение, составил именно 7527,505 тонн. Акт от 25.09.2018 сдачи-приемки отходов, подписанный представителями исполнителя - ООО «Благоустройство и озеленение» и заказчика - ООО «Строительная Компания - Идея «Юго-Восток», согласно которому в II-III квартале 2018 года исполнителем от заказчика для размещения (захоронения) на полигоне ООО «Благоустройство и озеленение», приняты отходы IV-V класса опасности в количестве 3 371, 217 тонн, не может бесспорно подтверждать, что к указанным в нем отходам имели отношение спорные отходы. При этом истцом не опровергнут факт реализации ответчиком отходов, полученных от разборки зданий, который состоял из строительных материалов, и утилизации только оставшихся после реализации строительных материалов 300 тонн отходов.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 22 сентября 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росприроднадзора в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года по делу № А65-38409/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Филиппова
Судьи Н.В. Сергеева
С.Ю. Николаева