ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-4334/07 от 28.08.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

город КазаньДело №А65-4334/2007

«28» августа 2007 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Аглиуллиной Ф.Г.,

судей Цаплевой З.А., Меленьтевой Р.Р.,

без участия представителей сторон (извещены, не явились)

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации, город Москва, в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Татарстан, г.Буинск Республики Татарстан, 

на определение от 02.04.2007(судья Гарапшина Н.Д.) Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 (председательствующий Серебрякова Е.А., судьи Липкинд Е..Я., Радушева О.Н.) по делу № А65-4334/07

по заявлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации, город Москва, в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Татарстан, г.Буинск Республики Татарстан, о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника Республиканского унитарного предприятия «Сельэнерго» Камско-Устьинского района, п.г.т.Камское Устье Камско-Устьинского района Республики Татарстан,

по докладу судьи Аглиуллиной Ф.Г.,                                   

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) с применением упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника – Республиканского унитарного предприятия «Сельэнерго» Камско-Устьинского района.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2007 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Республиканского унитарного предприятия «Сельэнерго» Камско-Устьинского района прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение мотивировано тем, что заявителем не представлены доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренного статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Доказательства, обосновывающие возможность обнаружения имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве и погашение задолженности, не представлены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 определение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель – Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой №7 по Республике Татарстан, г.Буинск Республики Татарстан, – просит определение и  постановление  отменить, ссылаясь на то, что при наличии задолженности административный порядок исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не может быть применен.

Проверив законность определения и постановления в соответствии со статьями 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №67, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

Из материалов дела следует, что должник представил последний баланс на 31.12.2002, движение по счетам в течение последних 12 месяцев отсутствует.

Таким образом, должник отвечает признакам недействующего юридического лица, предусмотренным статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ.

Однако доказательств проведения процедуры исключения Республиканского унитарного предприятия «Сельэнерго» Камско-Устьинского района из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа или невозможности проведения такой процедуры заявителем не представлено.

Также не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов и погашения задолженности по обязательным платежам.

Согласно пункту 5 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судом необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.

Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления

иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.

Доводы заявителя об отсутствии легитимных оснований для исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке ввиду наличия задолженности, не могут приниматься во внимание.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №67 процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями  289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 02.04.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу №А65-4334/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                             Ф.Г. Аглиуллина

судьи                                                                                             З.А. Цаплева

                                                                                                       Р.Р.Меленьтева