ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
20 июля 2017 года Дело № А65-5227/2017
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «АйКом» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2017 года по делу № А65-5227/2017 (судья Иванов О.И.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан), г.Казань, к закрытому акционерному обществу «АйКом», г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к закрытому акционерному обществу «АйКом» (далее - ответчик), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены. ЗАО «АйКом» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.
Не согласившись с выводами суда, закрытое акционерное общество «АйКом» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «АйКОМ» прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Управлением Роскомнадзора по РТ в ходе рассмотрения материалов, полученных от ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО обнаружено нарушение ЗАО «АйКом» требований п. 1, п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п/п. «а» п. 26 «Правил оказания телематических услуг связи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, и п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 148565 от 27.12.2016. В целях оказания услуг связи оператор связи ЗАО «АйКом» в соответствии с условиями лицензии и п. 4 раздела XVI «Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также прием и передачу телематических электронных сообщений.
Согласно п. 1, п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с лицензией, а так же осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На основании ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – ЕАИС). Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, информирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила ведения ЕАИС).
Согласно п. 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет». Согласно п. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Перечень доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, размещены на официальном сайте Роскомнадзора web-сервисе http://eais.rkn.gov.ru/ Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На сети электросвязи ЗАО «АйКом», в соответствии с требованиями п. 5 ст. 46 ФЗ № 126-ФЗ и заключенным договором с филиалом ФГУП «Радиочастотный Центр Центрального федерального округа» в Приволжском федеральном округе №28/15 от 28.12.2015 установлена и введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», аппаратно-программный агент автоматизированной системы «РЕВИЗОР», имеющая сертификат соответствия в области связи: регистрационный номер ОС-1-СУ-0496. Срок действия: с 05 октября 2016г. до 05 октября 2019г.
Филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО в соответствии с планом деятельности 13.02.2017 осуществлён мониторинг сети электросвязи оператора связи ЗАО «АйКОМ» оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Республики Татарстан по лицензии № 148565 от 27.12.2016 с применением аппаратного агента АС «Ревизор» (Ш выгрузки: 267429 от 13.02.2017).
По результатам мониторинга установлено, что ЗАО «АйКом» 13.02.2017 не осуществило ограничение доступа к информации, запрещённой к распространению на территории РФ.
Филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО составлены и направлены в Управление Роскомнадзора по РТ акты и протоколы мониторинга с приложением снимков с экрана монитора (далее – скриншоты) отображающих наличие открытого доступа к запрещённой информации.
Управлением в ходе рассмотрения материалов, полученных от филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО (вх. № 1143/16 от 13.02.2017, № 1129/16 от 13.02.2017), установлено следующее: по сведениям ЕАИС, ЗАО «АйКом» (дата авторизации 23.11.2012) самостоятельно получает выгрузку из Единого реестра на wеb-сервисе http://eais.rkn.gov.ru/. Получение ежедневной выгрузки ЗАО «АйКом», в том числе 13.02.2017, подтверждается скриншотом, прилагаемым к протоколу. В соответствии с протоколами мониторинга № 16/30 от 13.02.2017, № 16/34 от 13.02.2017 на сети электросвязи ЗАО «АйКом» 17.02.2017 установлен факт не ограничения доступа к 4 информационным ресурсам в сети «Интернет» (всего указано в протоколах 9 ресурсов: протоколы № 16/30 от 13.02.2017 – 5 ресурсов, № 16/34 от 13.02.2017 – 4 ресурса), распространение которой в Российской Федерации запрещено: http://play.tojsiab.com/c19oTkdyODQwa1Ez (категория «экстремизм», реестровый номер 29135-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.1 протокола мониторинга №16/30 от 13.02.2017); http://play.tojsiab.com/GTxyWmNhcklkREEz (категория «экстремизм», реестровый номер 29118-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.1 протокола мониторинга №16/34 от 13.02.2017); http://play.tojsiab.com/T2dXbkVDRjg4THMz (категория «экстремизм», реестровый номер 29127-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.2 протокола мониторинга №16/34 от 13.02.2017); http://play.tojsiab.com/d21RZUZSWVVMlkz (категория «экстремизм», реестровый номер 29127-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.3 протокола мониторинга №16/34 от 13.02.2017).
Сведения о включении указанного сетевого адреса в Единый реестр, наличие открытого доступа к сетевому адресу (URL ссылка), проверяемому АС «РЕВИЗОР», позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», подтверждаются скриншотами, прилагаемыми к настоящему протоколу.
Следовательно, ЗАО «АйКом» 13.02.2017 не выполнило обязанность по ограничению доступа к 4 ресурсам, внесённым в Единый реестр доступ, к которым в соответствии с требованиями п. 10 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ оператор связи обязан ограничить в течении суток с момента включения в Единый реестр сетевого адреса.
ЗАО «АйКом» не были приняты меры по соблюдению требований, предусмотренных п. 1, п. 5 ст. 46 ФЗ № 126-ФЗ, п. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пп. «а» п. 26 Правил № 575, и п. 5 лицензионных требований в соответствии с лицензией № 148565 от 27.12.2016.
По факту нарушения в отношении общества составлен протокол №АП-16/2/168 от 28.02.2017 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Заявитель, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО «АйКом» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Суд установил, что общество осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии №148565 от 27.12.2016 (предоставлена на срок до 27.12.2021).
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
На основании части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час. 00 мин. по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет».
Согласно части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
На основании пункта 3 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного Приказом Роскомнадзором 21.02.2013 №169, получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети "Интернет" http://eais.rkn.gov.ru и http://vigruzki.rkn.gov.ru.
Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 4 указанного Порядка).
На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №148565 оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Судом на основании анализа материалов дела установлено, что ответчиком нарушены приведенные требования законодательства, а именно: в соответствии с протоколами мониторинга № 16/30 от 13.02.2017, № 16/34 от 13.02.2017 на сети электросвязи ЗАО «АйКом» 17.02.2017 установлен факт не ограничения доступа к 4 информационным ресурсам в сети «Интернет» (всего указано в протоколах 9 ресурсов: протоколы № 16/30 от 13.02.2017 – 5 ресурсов, № 16/34 от 13.02.2017 – 4 ресурса), распространение которой в Российской Федерации запрещено: http://play.tojsiab.com/c19oTkdyODQwa1Ez (категория «экстремизм», реестровый номер 29135-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.1 протокола мониторинга №16/30 от 13.02.2017); http://play.tojsiab.com/GTxyWmNhcklkREEz (категория «экстремизм», реестровый номер 29118-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.1 протокола мониторинга №16/34 от 13.02.2017); http://play.tojsiab.com/T2dXbkVDRjg4THMz (категория «экстремизм», реестровый номер 29127-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.2 протокола мониторинга №16/34 от 13.02.2017); http://play.tojsiab.com/d21RZUZSWVVMlkz (категория «экстремизм», реестровый номер 29127-НВ, дата включения сетевого адреса в Единый реестр 20.12.2016 на основании решения Генпрокуратуры, п.3 протокола мониторинга №16/34 от 13.02.2017).
Суд установил, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела, в частности, актами и протоколами мониторинга от 13.02.2017 с приложениями, протоколом об административном правонарушении АП-16/2/168 от 28.02.2017, условиями лицензии.
Судом правомерно отклонены доводы ответчика об отсутствии нарушения, поскольку сам ответчик в отзыве указал на то, что процент нарушения составляет менее 0,1% от общего количества запрошенных сайтов.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответчик не представил доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения.
Доказательства того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлены.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ судом не установлено, в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, повлекших совершение правонарушения.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении заявителем не допущено; срок привлечения к административной ответственности не истек.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих ответственность, не установлено.
Заявителем при производстве по делу об административном правонарушении установлено, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2016 по делу №А65-19005/2016 (назначено административное наказание в виде предупреждения).
Указанное обстоятельство правомерно учтено судом в качестве отягчающего ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что имеются основания для привлечения ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2017 года по делу № А65-5227/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.С.Драгоценнова