АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-16340/2022
г. Казань Дело № А65-5801/2021
16 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Хисамова А.Х.,
при участии представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 02),
ответчиков – ФИО2 (доверенность от 01.04.2022 № 4), ФИО3, председателя правления (решение № 1 от 20.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы товарищества собственников недвижимости «Рябиновый» и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022
по делу № А65-5801/2021
по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис», товариществу собственников недвижимости «Рябиновой», обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖКХ «Новые Горки» о взыскании долга, процентов, и заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – НО «Фонд ЖКХ РТ», истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мегаполис» (далее – ООО «УК «Мегаполис», ответчик 1), товариществу собственников недвижимости «Рябиновой» (далее – ТСН «Рябиновой», ответчик 2), о взыскании
- с ООО «УК «Мегаполис»: 3 089 721,73 руб. долга по МКД 1- МКД 3 за период с февраля 2018 г. по сентябрь 2020 г. и по МКД 4 за период с августа 2019 г. по июнь 2021 г.; 158 297,72 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1 - МКД 3 за период с 11 марта 2018 г. по 31 октября 2020 г. и с 01 ноября 2020 г. по день фактической уплаты долга истцу; по МКД 4 за период с 11 сентября 2019 г. по 17 июня 2021 г. и с 18 июня 2021 г. по день фактической уплаты долга истцу,
- с ТСН «Рябиновый»: о взыскании 416 054,34 руб. долга по МКД 1- МКД 3 за период с октября 2020 по июнь 2021 г.; 6014,95 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1 - МКД 3 за период с 11 ноября 2020 г. по 30 июня 2021 г.: за период с 01 июля 2021 г. по день фактической уплаты долга истцу,
- об обязании заключить договор с НО «Фонд ЖКХ РТ» о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, иск удовлетворен частично:
- с ответчика 1 в пользу истца взыскано 3 089 721,73 руб. долга по МКД 1-МКД 3 за период с февраля 2018 по сентябрь 2020 и по МКД 4 за период с августа 2019 по июнь 2021; 88 365,77 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1 - МКД 3 за период с 11 марта 2018 г. по 05 апреля 2020 г. и с 01.01.2021 по день фактической уплаты долга истцу; по МКД 4 за период с 11 сентября 2019 г. по 17 июня 2021 г. и с 18 июня 2021 г. по день фактической уплаты долга истцу,
- с ответчика 2 в пользу истца взыскано 416 054,34 руб. по МКД 1 МКД 3 за период с октября 2020 г. по июнь 2021 г.; 2507,73 руб. процентов за пользование денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ по МКД 1 - МКД 3 за период с 01 января 2020 г. по 30 июня 2021 г.: за период с 01 июля 2021 г. по день фактической уплаты долга истцу,
- в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО УК «Мегаполис» (ответчик 1) и ТСН «Рябиновый» (ответчик 2) обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Ответчик 1 ссылается на то, что в силу п.1 ст.181 ЖК РФ именно собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ; Закон № 52-ЗРТ не регулирует отношения между региональным оператором и управляющими организациями, однако он прямо регулирует отношения между региональным оператором и собственниками помещений многоквартирных жилых домов; по договору поручения не допускается возложение на поверенного ответственности за неисполнение обязательств третьими лицами; в настоящее время ответчик – 1 не осуществляет функции управления многоквартирными жилыми домами.
Ответчик 2 в кассационной жалобе также утверждает, что исходя из тех норм закона, на которые сослались суды в обоснование своего вывода о том, что у управляющих организаций возникла задолженность перед Фондом ЖКХ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у самих собственников непосредственно. Суды не учли и не дали никакую оценку тому, что данные платежи собственники в управляющие организации – ответчикам не производили и те их не собирали. Тем самым он постановил взыскать денежные средства, которые никогда не поступали в управляющие организации, и соответственно обязанностей по перечислению которых у них в Фонд ЖКХ не образовывалась. По мнению заявителя, действия истца по взысканию денежных средств является злоупотреблением правом.
Истец в отзыве на кассационные жалобы просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения, указывая на то, что при вынесении решения и постановления суды на основании представленных материалов, как со стороны истца, так и со стороны ответчика, полностью выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, а также применили закон, подлежащий применению по данному делу.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, ООО УК «Мегаполис» осуществляло управление МКД 1 - МКД 3 в период с 01.03.2017 по 30.09.2020, по МКД – 4 осуществляет управление с 22.05.2017 по настоящее время.
ТСН «Рябиновый» осуществляет управление МКД 1 – МКД 3 с 01.10.2020.
Некоммерческая организация «Фонд ЖКХ РТ» создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Законом Республики Татарстан от 30.05.2013 № 52-ЭРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее – Закон №52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно – коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – Постановлением №394) и является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).
В соответствии с ЖК РФ, Законом № 52 - ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» (далее – Постановление № 1146), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1230 от 25.12.2018 «О внесении изменений в Постановление № 1146», собственники помещений в спорных многоквартирных домах в определенные периоды должны были реализовать решение о способе формирования фонда капитального ремонта и уплачивать соответствующие взносы.
Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленном законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1 – МКД 4 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани от 08.12.2017 и от 14.06.2019 приняты постановления № 5107 и № 2168 «О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 № 2262», согласно которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД 1 – МКД 4 на счете регионального оператора.
Обращаясь в суд с иском, истец указал на неисполнение ответчиками обязательств по перечислению региональному оператору взносов на капитальный ремонт в отношении домов МКД 1 – МКД 4 в спорные периоды.
Сумма задолженности по перечислению взносов на счет регионального оператора в отношении ООО УК «Мегаполис» по многоквартирным домам №9а корп.1 ул. Интернациональная (МКД 1), №9а корп.2 по ул. Интернациональная (МКД 2), № 9а корп.3 по ул. Интернациональная (МКД 3), расположенных в с. Константиновка г.Казани за период с февраля 2018 по сентябрь 2020 года составила 2 085 636,74 руб.
Сумма задолженности ООО УК «Мегаполис» по МКД 4 составила 1 004 084, 99 рублей за период с августа 2019 по июнь 2021 года включительно.
Общая сумма задолженности по перечислению взносов на счет регионального оператора ООО УК «Мегаполис» по МКД 1 – МКД 4 составила 3 089 721,73 рубля, проценты за пользование денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ составили 158 297,72 рубля.
Сумма задолженности ТСН «Рябиновый» по МКД 1 - МКД 3 составила 416 054,34 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами составили 6 014,95 рублей.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 156, 169, 170, 172, 178, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 5, 8 Закона Республики Татарстан № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 № 450 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 № 729 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, в 2017 – 2019 годах», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 № 1220 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан», в 2020-2022 годах», а также пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и по результатам исследования и оценки собранных по делу доказательств признали обоснованными требования истца о взыскании с ответчиков в фонд капитального ремонта задолженности по перечислению взносов – в полном объеме, процентов за пользование чужими денежными средствами – в части, исключив начисление процентов за период с 06.04.2020 по 31.12.2020.
Судебная коллегия окружного суда соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт включены в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1 – МКД 4 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 08.12.2017 и 14.06.2019 приняты постановления № 5107 и № 2168 «О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 30.04.2014 № 2262», согласно которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД 1 – МКД 4 на счете регионального оператора.
В свою очередь, региональный оператор в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона №52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Основные правовые положения организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах изложены в разделе IX Жилищного Кодекса РФ, введенном Федеральным законом от 25.12.2012 № 271.
Конституционный суд Российской Федерации в п.4.1 своего Постановления от 12.042016 № 10-П указал, что внося Федеральным законом от 25.12.2012 № 271 - ФЗ изменения в правовое регулирование отношений, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральный законодатель, как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, преследовал цель сформировать необходимые правовые основы для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта. В связи с чем, раздел IX наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с созданием и функционированием систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, положения части 1 статьи 171 ЖК РФ устанавливают возможность регулирования региональным законодательством порядка оплаты взносов на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В силу части 2 статьи 8 Закона № 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 729 от 08.102016 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12 2013 № 1146, в 2017 – 2019 годах» на управляющую организацию возложена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора, и заключению с региональным оператором договоров (соглашений), в соответствии с которыми ТСЖ, ЖСК, ЖК, УО формируют платежные документы и обеспечивают ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора, принимают меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени.
Следовательно, законом субъекта установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
При этом, сам факт отсутствия начислений собственникам взносов на капитальный ремонт не освобождает ответчика от исполнения обязанности перед истцом.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что спорные МКД, находящиеся в управлении ответчика, включены в Региональную программу, ввиду чего у собственников помещений в домах возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт; в связи с отсутствием принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД о выборе способа формирования фонда капитального ремонта было принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД на счете регионального оператора – Фонда.
И поскольку согласно вышеперечисленным положениям действующего законодательства именно управляющая компания обязана в целях осуществления своих полномочий производить сбор и зачисление взносов, поступивших на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, в фонд в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили вновь приведенные в кассационной жалобе доводы ответчиков об отсутствии у них обязанности перечислять в адрес истца взносы на капитальный ремонт, а также об отсутствии полномочий на получение и (или) аккумулирование уплачиваемых собственниками взносов, и о том, что уплата взносов на капитальный ремонт собственниками должна производиться непосредственно собственниками на счет регионального оператора.
Неподписание договора (соглашения) с региональным оператором также не упразднят обязанности ответчиков по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, так как в рассматриваемом случае указанная обязанность возникает с момента принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и не зависит от волеизъявления управляющей организации.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного судебные акты по делу признаются законными и обоснованными, а кассационные жалобы ответчиков – не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу № А65-5801/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Н.А. Тюрина
А.Х. Хисамов