ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-5930/2021 от 28.12.2020 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11438/2021

г. Казань                                                 Дело № А65-5930/2021

29 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен  29 декабря 2021 года.

Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мосунов С.В.,

при участии представителей:

акционерного общества «ТГК-16» – ФИО1, доверенность от 11.01.2021, ФИО2, доверенность от 11.01.2021,

Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам – ФИО3, доверенность от 28.12.2020, ФИО4, доверенность от 26.08.2021,

рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании кассационную жалобуакционерного общества «ТГК-16»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021

по делу № А65-5930/2021

по заявлению акционерного общества «ТГК-16» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.02.2021 № 213/20,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «ТГК-16» (далее – АО «ТГК-16», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее – Госкомитет РТ по тарифам, административный орган) от 24.02.2021 по делу № 213/20 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Принятыми в порядке упрощенного производства решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2021 (резолютивная часть от 19.05.2021), оставленным без изменений  постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.10.2021 была принята к производству для рассмотрения без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационная жалоба АО «ТГК-16» на рассмотренные в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу № А65-5930/2021, судебное заседание назначено на 18.11.2021.

В отзыве Госкомитет РТ по тарифам, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее  - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

АО «ТГК-16» заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании с вызовом сторон.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2021 назначена к рассмотрению кассационная жалоба АО «ТГК‑16» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле, на 09.12.2021 на 10 час. 50 мин.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2021  отложено судебное разбирательство по делу на 23.12.2021 на 11 часов 30 минут.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей общества и административного органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ,  находит основания для их отмены.

Как следует из материалов дела, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 21.07.2020 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома в селе <...> (жилищный комплекс «Радужный-2» (далее – ЖК «Радужный-2»).

Между ООО «УК Жилсервис» (потребитель) и АО «ТГК-16» (теплоснабжающая организация) 24.08.2020  заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя №15-2675/2020, пунктом  7.1 которого предусмотрено, что договор вступает в силу с 24.08.2020.

АО «ТГК-16» имеет статус  Единой теплоснабжающей организации (ЕТО-2) в г.Казани.

Согласно договору поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.08.2020 № 15-2675/2020 АО «ТГК-16» (теплоснабжающая организация)  обязалась поставить, а потребитель – принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель. Потребитель приобретает тепловую энергию и теплоноситель с целью предоставления коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления многоквартирных домов. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организацией является точка поставки, определенная в приложении №2 к договору (Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.Осиново, ЖК «Радужный 2», ул.М.Ф.Гайсина, д.2б – жилая часть, питающая линия – тепловод ООО «РСК» №16 Ду 720 мм с отводом Ду 500 мм на теплоснабжение жилого района «Салават Купере»).

В соответствии с пунктом 2.4 данного договора, расчет между сторонами за  потребленную энергию осуществляется по тарифам, действующим в период принятия тепловой энергии и теплоносителя потребителем.

Во исполнение требований пунктов 15 и 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»,  АО «ТГК-16»  обратилось в Госкомитет РТ по тарифам с заявлением от 28.09.2020 № 101/4083 об установлении тарифов на тепловую энергию потребителям Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на 2020 год с приложением правоустанавливающих документов на источник теплоснабжения Казанская ТЭЦ-3, договора поставки тепловой энергии с Эксплуатационной инструкцией (оперативное соглашение) на снабжение тепловой энергией в горячей воде, подписанного поставщиком – Обществом, теплосетевой организацией – ООО «РСК», которому принадлежат сети теплоснабжения, и потребителем – ООО «УК Жилсервис», которым урегулированы вопросы режима потребления тепловой энергии и порядок взаимодействия поставщика тепловой энергии, теплосетевой организации и потребителя (приложение № 8 к данному договору).

Письмом от 09.10.2020 (исх. № СП-20/4793/2020) Госкомитет РТ по тарифам возвратил обществу документы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год, ссылаясь на то, что Обществом не представлены правоустанавливающие документы на сети теплоснабжения, расположенные в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ЖК «Радужный-2», а также не представлен договор на передачу тепловой энергии с ООО «РСК» в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ЖК «Радужный-2».

Заявление Общества об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год для Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Госкомитетом РТ по тарифам не рассмотрено.

Полагая незаконными бездействие Госкомитета РТ по тарифам в не установлении тарифа на поставку тепловой энергии на 2020 год и действия административного органа по возврату документов об установлении тарифов на поставку тепловой энергии на 2020 год, Общество, указывая, что ранее тепловую энергию в Зеленодольскй муниципальный  район Республики Татарстан не поставляло, обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в рамках дела №А65-28494/2020.

Как установлено судами в рамках дела №А65-28494/2020, тепловая энергия производится Обществом на Казанской ТЭЦ-3 и транспортируется по тепловым сетям, принадлежащим ООО «РСК», от Казанской ТЭЦ-3 до ЖК «Салават Купере» города Казани. От указанного трубопровода сделано ответвление на территорию Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с.п. ФИО5 «Радужный-2». При этом постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 18.12.2019 № 6-141/тп ранее уже была утверждена плата за технологическое присоединение к тепловым сетям ООО «РСК» двух жилых домов ЖК «Радужный-2». Как следует из экспертного заключения, размещенного на официальном сайте Госкомитета РТ по тарифам, ООО «РСК» была предоставлена документация, подтверждающая строительство тепловых сетей и подключение объектов ЖК «Радужный-2».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2021, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021, по делу №А65-28494/2020  действия Госкомитета РТ по тарифам, выразившиеся в возврате документов АО «ТГК -16» об установлении тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год оценены  как не соответствующие нормам действующего законодательства, нарушающими права и законные интересы заявителя, и признаны незаконными.

Во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по делу № А65-28494/2020  постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 13.07.2021  № 110-13/тэ-2021 для заявителя установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в размере 1646,64 руб./Гкал. Действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 27.10.2020 по 31.12.2020 (пункт 2 постановления). Постановление опубликовано 29.07.2021 и вступило в силу.

Как следует из материалов дела, в Госкомитет РТ по тарифам через интернет-приемную Правительства Республики Татарстан поступило обращение гражданина по вопросу неправомерного применения постановления Госкомитета от 18.12.2019 № 5-125/тэ «О корректировке на 2020 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом «ТГК-16» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2019-2023 годы, установленных постановлением Госкомитета  РТ  по тарифам от 19.12.2018 № 5-93/тэ» управляющей компанией ООО «Управляющая компания Жилсеврис» при расчете тарифа на тепловую энергию по адресу: РТ, <...>, при этом поставщиком тепловой энергии и теплоносителя является теплоснабжающая организация – АО «ТГК-16».

По результатам рассмотрения обращения, должностным лицом административного органа в отношении АО «ТГК-16» составлен протокол об административном правонарушении от 29.12.2020 № 213/20 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Госкомитетом РТ по тарифам 24.02.2021 вынесено постановление № 213/20, которым АО «ТГК-16» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель оспорил его в судебном порядке, указывая, что согласно пункту 12 Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – постановление Правительства РФ №808),  теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. По мнению заявителя, общество в 2020 году действовало в условиях крайней необходимости, что в соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не может расцениваться как административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Суд первой инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ), пунктов 1.1, 4.2 Положения о Госкомитете РТ по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468, указал, что Госкомитет РТ по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.), в том числе, в сфере теплоснабжения, на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.

Как установлено судом первой инстанции, в представленных в административный орган счетах-фактурах жильцов указанного дома за октябрь-декабрь 2020 года за коммунальную услугу «отопление» начислена плата по тарифу 1629,13 руб./Гкал.

Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 18.12.2019 № 5‑125/тэ для АО «ТГК-16» на 2020 год установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на территории города Казани,  01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 1629,13 руб./Гкал.

Тарифы на тепловую энергию для АО «ТГК-16»  в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Госкомитетом РТ по тарифам на 2020 год не установлены.

Судом первой инстанции установлено, что АО «ТГК-16» оказывало услугу по теплоснабжению объекта, расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский район, село Осиново, ЖК «Радужный 2», ул. М.Ф.Гайсина, д.2б, в августе – декабре 2020 года, выставляя и взимая плату без установленного для Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в предусмотренном законодательством порядке тарифа, применяя тариф, установленный на 2020 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям, на территории города Казани,  в размере 1629,13 руб./Гкал.

Изложенные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют о нарушении обществом установленного порядка ценообразования, что образует объективную сторону правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Ссылку заявителя на обращение к административному органу с заявлением от 28.09.2020 № 101/4083 об установлении тарифов на тепловую энергию потребителям Зеленодольского муниципального района на 2020 суд первой инстанции отклонил, указав, что  из материалов дела не следует, что АО «ТГК-16» действовало в условиях крайней необходимости, так как еще до начала осуществления деятельности по теплоснабжению ему были известны требования законодательства о необходимости установления тарифа, и у него имелась реальная возможность для своевременного направления в  уполномоченный орган заявления о тарификации своей деятельности.

Отметив, что материалами дела подтверждается, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи (с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), суд первой инстанции  отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае с заявлением об установлении тарифа общество обратилось в Госкомитет РТ по тарифам только 28.09.2020, то есть спустя месяц с момента заключения договора поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.08.2020 № 15‑2675/2020.

Ссылку общества на то, что до 28.09.2020 у него отсутствовала возможность обратиться в Госкомитет РТ по тарифам за установлением тарифа, так как до этого момента обществом не был получен ответ ООО «РСК» на запрос от 08.09.2020 о стоимости услуг на передачу тепла по сетям ООО «РСК» на территории с.Осиново, суд апелляционной инстанции счел несостоятельной, учитывая, что договор поставки тепловой энергии и теплоносителя №15-2675/2020 обществом заключен 24.08.2020, а запрос в ООО «РСК» направлен лишь 08.09.2020.

Довод АО «ТГК-16» о том, что установленный для потребителей с. Осиново (ЖК «Радужный-2») тариф на 2021 год выше, чем тариф для потребителей г.Казани (ЖК «Салават Купере») на 2020 и 2021 год, следовательно, применение в 2020 году в отношении потребителей с.Осиново тарифа, установленного для г.Казани, не привело к нанесению ущерба потребителям и не ущемило чьи-либо права и законные интересы,  суд апелляционной инстанции отклонил, указав, что это не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Указав, что заявитель не представил доказательств наличия опасности, непосредственно угрожающей обществу или другим лицам, что такая опасность не могла быть устранена иными средствами (своевременными действиями общества, направленными на соблюдение установленных требований законодательства), а также, что причиненный обществом вред является менее значительным, чем вред, предотвращенный его действиями, суд апелляционной инстанции отказал  удовлетворении апелляционной жалобы, оставив решение суда первой инстанции в силе.

В кассационной жалобе АО «ТГК-16» указывает, что обжалуемые судебные акты вынесены без учета фактических обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу № А65-28494/2020, с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Общество отмечает, что, будучи теплоснабжающей организацией, осуществляет регулируемую уполномоченными государственными органами деятельность, несет расходы на производство тепла, которое в последующем поставляется как организациям, так и населению, при этом 80% указанных расходов составляют расходы на газ, а оставшиеся 20% составляют расходы на оплату услуг теплосетевой организации (ООО «РСК») на передачу тепловой  энергии. Указывая, что временной промежуток между заключением договора на поставку тепловой энергии потребителям и установлением соответствующего тарифа на такую поставку действующим законодательством не урегулирован (пробел в праве), а действия общества были разумными и добросовестными, АО «ТГК-16» считает подлежащей применению в данном случае статью 2.7 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При этом в  случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (часть 4 статьи 426 ГК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе, поддержание мощности.

В силу части 7 статьи 15 Закона № 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для Единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения, который  заключается в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Закона № 190-ФЗ).   Теплоснабжение потребителей осуществляется также в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 15 Закона № 190-ФЗ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ № 808, пункт 12 которых предусматривает, что теплоснабжающая организация обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения.

Суд кассационной инстанции отмечает, оспариваемое постановление № 213/20  вынесено административным органом 24.02.2021  в период обжалования заявителем в судебном порядке возврата документов общества об установлении тарифов на поставку тепловой энергии потребителям с.п. Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (дело № А65-28494/2020), а рассмотрение судами первой и апелляционной инстанций требований АО «ТГК-16» о признании постановления от 24.02.2021 № 213/20 незаконным по настоящему делу производилось после вступления в законную силу судебных актов по делу № А65-28494/2020, признавшими действия Госкомитета РТ по тарифам по возврату документов АО «ТГК -16» об установлении тарифов на 2020 год на поставку тепловой энергии потребителям с.п. Осиново  Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан незаконными и обязавшими Госкомитет РТ по тарифам в установленном порядке принять соответствующее решение по установлению тарифов на 2020 год.

Вывод нижестоящих судов о том, что еще до начала осуществления деятельности по теплоснабжению обществу были известны требования законодательства о необходимости установления тарифа, и у него имелась реальная возможность для своевременного направления в  уполномоченный орган заявления о тарификации своей деятельности, суд кассационной инстанции считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку до введения многоквартирного дома в эксплуатацию (21.07.2020) и  заключения договора поставки тепловой энергии и теплоносителя  (24.08.2020) общество в силу действующего законодательства  не имело возможности «для своевременного направления в  уполномоченный орган заявления о тарификации своей деятельности», а после заключения договора от 24.08.2020 №15-2675/2020 в силу  подпункта «б» пункта 93 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, общество должно было представить в уполномоченный орган для установления тарифа и  удельную стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии (составляющую тарифа),  которую оно могло получить только в теплосетевой организации ООО «РСК», через сеть которой и поставлялся теплоноситель. Получив 25.09.2020 от ООО «РСК» необходимые данные (составляющую тарифа), Общество 28.09.2020 представило в уполномоченный орган полный пакет документов для установления тарифа.

    Возврат же Госкомитетом РТ по тарифам обществу документов письмом от 09.10.2020 (исх. № СП-20/4793/2020) заявитель обжаловал в установленном законом судебном порядке в рамках дела № А65‑28494/2020, и данное действие административного органа признано судами незаконным.

Суд кассационной инстанции также отмечает, что поскольку постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 13.07.2021  № 110-13/тэ-2021 для заявителя установлен тариф на поставляемую  тепловую энергию с 27.10.2020 по 31.12.2020, то из  временного периода объективной стороны правонарушения (период с августа по декабрь 2020 г.) в обжалуемом постановлении от 24.02.2021 № 213/20 подлежит исключению период с 27.10.2020 по декабрь 2020 года.

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» от 22.09.2020 №1783 «О начале отопительного сезона» установлен отопительный сезон в муниципальном образовании с 24.09.2020.

АО «ТГК-16» в сложившейся ситуации, действуя добросовестно и разумно, параллельно с обжалованием в судебном порядке действий уполномоченного административного органа,  исполняя императивные требования части 10 статьи 15 Закона № 190-ФЗ, пункта 12 постановления Правительства РФ №808, постановления Исполкома муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» от 22.09.2020 №1783, обеспечило, в том числе, в осенне-зимний период,  теплоснабжение введенного в эксплуатацию с 21.07.2020 многоквартирного дома в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по тарифам, ранее утвержденным для г.Казани (1629,13 руб./Гкал), не  превысив при этом в оспариваемый период тарифы, впоследствии установленные Госкомитетом РТ по тарифам во исполнение судебных актов по делу № А65-28494/2020 для теплоснабжения Осиновского сельского поселения (1646,64 руб./Гкал).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Судами были установлены вышеизложенные фактические обстоятельства, но не принят во внимание тот факт, что вменяемое обществу в оспариваемом постановлении от 24.02.2021 № 213/20 нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), квалифицированное административным органом по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, было осуществлено в период обжалования в судебном порядке фактического отказа (путем возврата документов) уполномоченного органа установить такие тарифы, впоследствии признанного судами незаконным, исключительно в целях устранения опасности прекращения в осенне-зимний период теплоснабжения жителей многоквартирного дома, то есть было произведено в состоянии крайней необходимости, что исключает противоправность данного деяния.   

Следовательно, в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии крайней необходимости в действиях общества, с учетом, в  том числе, вступивших в законную силу судебных актов по делу №А65-28494/2020, и, как следствие, не применение положений статьи 2.7 КоАП РФ, не соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, что в силу  пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований общества.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 288.2, частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу № А65-5930/2021 отменить, кассационную жалобу – удовлетворить.

Принять новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.02.2021 № 213/20 о привлечении акционерного общества «ТГК-16» к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                  С.В. Мосунов