ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-5959/2021 от 17.11.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 ноября 2021 года Дело № А65-5959/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 17 ноября 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено: 24 ноября 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Сергеевой Н.В., Николаевой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,

с участием: от общества с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» - представитель Гатауллина З.Р. (доверенность 11.01.2021), представитель Мулюков Д.Г. (доверенность от 15.06.2021),

от Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представитель Сабирова А.И. (доверенность от 03.11.2021), представитель Сабитова Р.Н. (доверенность от 08.02.2021),

от публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Капитал Строй»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года по делу № А65-5959/2021 (судья Хамидуллина Л.В.),

по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Казань (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), к обществу с ограниченной ответственностью «Капитал Строй», г. Казань (ОГРН 1081690011017, ИНН 1659191895), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 922 622 руб. 03 коп., пени в размере 47 653 руб. 43 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Волжско-Камский межрегиональный Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» (далее – третье лицо), о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 922 622 руб. 03 коп., пени в размере 47 653 руб. 43 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» (ОГРН 1081690011017, ИНН 1659079886), зарегистрированного по адресу: 422527, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.п. Осиновское, н. Новониколаевский, ул. Овражная, д. 1, офис 1, в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), зарегистрированного по адресу: 420043, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Вишневского, д. 26, взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 922 622 рубля 03 копейки, пени в размере 47 653 рубля 43 копейки.

С общества с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» (ОГРН 1081690011017, ИНН 1659079886), зарегистрированного по адресу: 422527, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с.п. Осиновское, н. Новониколаевский, ул. Овражная, д. 1, офис 1, в доход федерального бюджета взыскано 22 406 (двадцать две тысячи четыреста шесть) рублей государственной пошлины.

Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что судом не дана надлежащая оценка доводам ответчика, что в связи с отсутствием у него объектов, относящихся к III категории НВОС, не возникла обязанность по сдаче отчета производственного экологического контроля, полагает, что основания для применения п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» отсутствуют.

По мнению подателя жалобы истец не представил суду допустимые и неопровержимые доказательства наличия у ответчика объектов III категории НВОС, истец не смог обосновать свой довод об обязанности ответчика (в 2019 году) по постановке строительной площадки на учет с присвоением III категории НВОС ссылками на законы. Истец не представил суду объективные данные, свидетельствующие о том, что в процессе осуществляемой ответчиком деятельности на окружающую среду оказывается такое воздействие, которое отвечает установленным законом признакам негативного воздействия III категории.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

В адрес Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора обществом с ограниченной ответственностью «Капитал-Строй» представлена уточенная декларация №2 от 20.11.2020 о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

При проведении контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду выявлено, что в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Площадка №2 (Нижнекамск) не применен коэффициент к ставке платы за отходы, размещенные сверх лимита (Ксп) - 5.

Управлением установлено, что согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, -объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), объект строительства (строительная площадка) может рассматриваться в качестве объекта НВОС соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий (далее -Критерии) в спорный период (2019 год) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029.

Как указано в Письме Минприроды России от 06.06.2019 №12-47/12871 до урегулирования в полном объеме указанных вопросов и внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты целесообразно осуществлять постановку строящихся объектов на учет с присвоением таким объектам III категории в соответствии с Критериями.

После завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию имеется возможность представить соответствующие сведения об объектах НВОС для актуализации на основании пункта 6 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ.

В соответствии с Критериями (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029) осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории.

В соответствии с ч.7 ст.67 Закона №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно по объектам строительства, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством.

В соответствии с п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов -формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

В соответствии с п.13 Правил №255 лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении объема или массы отходов производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил, то есть с 5 -кратно повышающим коэффициентом.

Управлением в адрес Общества направлено письмо об отклонении уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год №2. Однако, в установленные законом сроки уточненная Декларация не была представлена в адрес Управления.

Управлением самостоятельно произведен расчет с применением сверхлимитного коэффициента 5 по объекту «Площадка № 2 (Нижнекамск)» и составлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год №3. Расчет произведен в соответствии с п.21 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №255 (т.1, л.д.110):

N п/п

Наименование вида отходов

Код отходов в соответствии с ФККО

Класс опасности отходов в соответствии с ФККО

образовало сь за отчетный период (тонн)

Ставка платы за негативное воздействи е на

окружающ ую среду

при размещени и отходов (руб./тон на)

Коэффици ент к ставке платы за отходы, размещен ные сверх лимита (Ксп)

Поправочны й

коэффициен тКинд

РАСЧЕТ «ООО КАПИТАЛ-СТРОЙ» БЕЗ

ИСПОЛЬЗО

ВАНИЯ КОЭФФИЦ ИЕНТАК СТАВКЕ ПЛАТЫ ЗА ОТХОДЫ. РАЗМЕЩЕН НЫЕ СВЕРХ ЛИМИТА

РАСЧЕТ УПРАВЛЕНИЯ РОСПРИРОДНА ДЗОРА С ПРИМЕНЕНИЕМ

КОЭФФИЦИЕН ТА К СТАВКЕ ПЛАТЫ ЗА ОТХОДЫ. РАЗМЕЩЕННЫ Е СВЕРХ ЛИМИТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

отходы опалубки деревянной, загрязнённой бетоном

8 29 131 11 20 5

V - прочие

190.84

17.3

5

1,04

3 433.59

1 7167,97

2

отходы гипса при ремонтно-строительных работах

8 24 191 11205

V - прочие

83.59

17.3

5

1,04

1 503.95

7 519,76

3

тара деревянная,

утратившая

потребительские

свойства,

незагрязнённая

4 04 140 00 51 5

V - прочие

138.816

17.3

5

1,04

2 497.58

1 2487,89

4

лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме

82220101215

V - прочие

1403.4

17.3

5

1,04

25 249.97

126 249,86

5

лом строительного

кирпича

незагрязнённый

8 23 101 01 21 5

V - прочие

1586.14

17.3

5

1,04

28 537.83

142 689,15

6

лом

железобетонных изделий,отходы железобетона в кусковой форме

8 22 301 01 21 5

V - прочие

998.76

17.3

5

1,04

17 969.69

89 848,45

7

обрезь и лом

гипсокартонных

листов

8 24 110 0120 4

IV

23 45

663.2

5

1,04

16 174.12

80 870,61

8

мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный

7 33 220 01 72 4

IV

2.5

663.2

5

1,04

1 724.32

8 621,6

9

смет с территории

предприятия

малоопасный

7 33 390 01 714

IV

12.7

663.2

5

1,04

8 759.55

43 797,73

10

отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ

8 90 000 01 72 4

IV

180.948

663.2

5

1,04

124 804.9

624 024,51

Итого

230 655.50

1 153 277,53

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год не в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд к ответчику с рассматриваемым исковым заявлением.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых иск удовлетворен.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

В силу статьи 1 Закона №89-ФЗ отходы производства и потребления (далее -отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом.

Размещение отходов - это их хранение и захоронение; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены следующие понятия:

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10);

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

На основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» с учетом целей государственного учета в рассматриваемых правоотношениях, суд пришел к правильному выводу о том, что фактическое осуществление деятельности, оказывающей НВОС, с использованием объектов капитального строительства, не введенных в эксплуатацию, не освобождает от исполнения обязанности, установленной пунктом 2 статьи 69.2 Закона №7-ФЗ.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).

В письме Минприроды России от 06.06.2019 №12-47/12871 «О постановке объектов,

оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет», разъяснено, что согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, может являться как объект капитального строительства, так и иной объект.

Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект строительства (строительная площадка) может рассматриваться в качестве объекта НВОС соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029.

В соответствии с Критериями осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории.

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 №1496 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Однако, как верно установлено судом, постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 являлось действующим в период возникновения спорных правоотношений, в связи с чем оно правомерно применено судом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 к критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории относится, в частности, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа (пункт 5).

Судом установлено и следует из материалов дела, 23.01.2019 между ПАО «Нижнекамскнефтихим» (заказчик) и ООО «Капитал-Строй» (подрядчик) заключен договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту №4600040840, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить полный комплекс работ на объекте: «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик».

В приложении №4 к договору №4600040840 от 23.01.2019 «Задание на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту объекта «Футбольное поле с трибунами» в г. Нижнекамске» указано: наименование объекта - футбольное поле с трибунами, расположение объекта: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, г. Нижнекамск, ул. 30 лет Победы, д.8А; вид строительства -капитальный ремонт; срок выполнения работ: начало - 03.2019, окончание - 12.2019.

Следовательно по договору подряда на выполнение работ по капитальному ремонту №4600040840 от 23.01.2019 ООО «Капитал-Строй» являлось генеральным подрядчиком по капитальному ремонту объекта - футбольное поле с трибунами.

Во исполнение указанного договора №4600040840 от 23.01.2019 ООО «Капитал-Строй» (заказчик) были заключены следующие договоры подряда:

- договор подряда №12 от 27.04.2020 с обществом с ограниченной ответственностью «АкваГрин» (подрядчик), по условиям которого подрядчик обязуется выполнить следующие работы: устройство асфальтобетонного покрытия на объекте Стадион Нефтехимик, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. 30 лет Победы 8Б, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы;

- договор подряда №ДП-158/19 от 28.08.2019 с обществом с ограниченной ответственностью «ЕНГО» (подрядчик), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить своими и/или привлеченными силами работы по строительству футбольного поля с искусственным покрытием на объекте (футбольный стадион «Нефтехимик», расположенный по адресу: 423578, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Студенческая, д.11), включая разработку проектной документации, в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять результат работы в соответствии с условиям договора и уплатить обусловленную договором цену;

- договор выполнения работ №170 от 22.08.2019 с обществом с ограниченной ответственностью «Авангард» (исполнитель), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по изготовлению и последующему монтажу на объекте «Стадион Нефтехимик города Нижнекамск уд. 30 лет Победы 8б»: 6-ти трибун металлических сборно-разборных 6-ти рядных с индивидуальными сиденьями «Авангард» на 3 100 посадочных мест с подъемом, а также изготовлению с последующим шефмонтажем: 6-ти навесов для трибун металлических сборно-разборных 6-ти рядных с индивидуальными сиденьями «Авангард» на 3 100 посадочных мест с подъемом для заказчика. Заказчик обязуется принять и оплатить выполнение работы в соответствии с условиями договора;

- договор подряда №1/К от 25.02.2020 с обществом с ограниченной ответственностью «СтройСервис» (подрядчик), по условиям которого заказчик поручает и производит оплату, а подрядчик обязуется в установленный данным договором срок по задания заказчика выполнить работы по объекту: «Капитальный ремонт коридора 1 этажа (Литер А), капитальный ремонт помещений VIP-трибун (Литер Б) Административного здания стадиона спорткомплекса «Нефтехимик», адрес: РТ, г. Нижнекамск, ул. 30 лет Победы, д.8А, согласно проектно-сметной документации.

- договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту №5-4600040840 от 24.01.2020 с обществом с ограниченной ответственностью «Спектр-Строй» (субподрядчик), по условиям которое подрядчик (ООО «Капитал-Строй») поручает, а субподрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по устройству наружных сетей водоснабжения на объекте «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик».

Суд верно указал, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела (декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год), что в результате осуществления деятельности Общества (генеральный подрядчик) на объекте «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик» были образованы отходы, а именно: отходы опалубки деревянной, загрязненной бетоном, отходы гипса при ремонтно-строительных работах, тара деревянная, утратившая потребительски свойства, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, лом строительного кирпича незагрязненный, лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, обрезь и лом гипсокартонных листов, мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.

То обстоятельство, что обязанность по вывозу отходов возложена в соответствии с условиями договора №4600040840 от 23.01.2019 на Подрядчика, которые и были вывезены ответчиком самостоятельно, также сторонами не оспаривается.

Учитывая данные обстоятельства, а также виды и характер произведенных на спорном объекте работ, в соответствии с Критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029, и письмом Минприроды России от 06.06.2019 №12-47/12871, ответчиком и судом сделан правильный вывод о том, что деятельность Общества на футбольном стадионе подлежит отнесению к объектам, оказывающим НВОС III категории.

В связи с чем, судом правомерно отклонены доводы ответчика, приведенные также и в суде апелляционной инстанции, о том, что объект «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик» не относится к какой-либо из категорий и является бескатегорийным, необоснованны и подлежат отклонению.

Подлежат также отклонению ссылки заявителя на то, что им проводились не строительные, а только ремонтные работы, поскольку не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, в частности, договорам подряда на объект «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик».

В письме Минприроды России от 06.06.2019 №12-47/12871 разъяснено, что существующее регулирование вопросов, связанных с постановкой на государственный учет объектов НВОС, актуализации сведений о таких объектах и снятия их с учета, не в полной мере учитывает особенности строящихся объектов (строительных площадок), в настоящее время Минприроды России совместно с Росприроднадзором прорабатывается вопрос о внесении в законодательство соответствующих изменений. До урегулирования в полном объеме указанных вопросов и внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты целесообразно осуществлять постановку строящихся объектов на учет с присвоением таким объектам III категории в соответствии с Критериями.

Пунктом 7 статьи 67 Закона №7-ФЗ устанавливается обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 12 Правил №255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

Пункт 13 данных Правил устанавливает, что лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов, производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.

В силу пункта 20 Правил плата за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установленных лимитов на размещение отходов, либо с превышением объема или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (Псл) рассчитывается по установленной формуле.

При непредставлении отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов платежная база за размещение отходов j-го класса опасности (за исключением твердых коммунальных отходов) определяется как фактический объем или масса размещенных отходов, тонна (куб. м).

Поскольку, как указал истец, ответчиком не была предоставлена отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, то в соответствии с указанными пунктами Правил плата за размещение указанных отходов должна была рассчитываться с коэффициентом к ставке платы равным 5, что и было правомерно сделано истцом.

Представленный истцом расчет признан судом обоснованным, ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.

При этом, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности для представления в уполномоченный орган соответствующей отчетности по отходам, правомерно отклонены судом в связи с отнесением спорного объекта к III категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Управлением также заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления в размере 47 653 руб. 43 коп. за период с 02.03.2020 по 18.01.2021.

Частью 4 статьи 16.4 Федерального закона №7-ФЗ за несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, предусмотрена уплата пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются со 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 №06-09-44/5872 «О разъяснениях по плате»), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.

Пени обоснованно начислены истцом в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действовавшей в период просрочки.

При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления также является обоснованным и правомерно удовлетворено судом в размере 47 653 руб. 43 коп.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истцом подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года по делу № А65-5959/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий И.С. Драгоценнова

Судьи Н.В. Сергеева

С.Ю. Николаева