ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-7388/2017 от 13.03.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-29885/2018

г. Казань Дело № А65-7388/2017

20 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Мила Моторс»– ФИО1, паспорт, ФИО2, доверенность от 02.02.2018,

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – ФИО3, доверенность от 05.02.2018 № 1-30/1478,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан – ФИО4, доверенность от 09.01.2018 № 185Д,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мила Моторс»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)

по делу № А65-7388/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мила Моторс», Республика Татарстан, г. Елабуга, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, государственному учреждению «Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки «Алабуга», Республика Татарстан, г. Елабуга, муниципальному казенному учреждению Земельно?имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о приведении земельного участка с кадастровым номером 16:18:200201:134 в соответствие с условиями договора купли?продажи от 24.05.2007 № 1, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Автомастер», Республика Татарстан, г. Елабуга, акционерное общество «Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа «Алабуга», Республика Татарстан, г. Елабуга,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Мила Моторс» (далее – ООО «Мила Моторс», истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственному учреждению «Дирекция инвестиционных программ на территории промышленной площадки «Алабуга», муниципальному казенному учреждению Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о приведении земельного участка с кадастровым номером 16:18:200201:134 в соответствии с условиями договора купли?продажи от 24.05.2007 № 1, на котором расположены объекты недвижимости (литера А1 производственный корпус, литера А административно-бытовой корпус), в соответствии с их месторасположением (Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, тер. Алабуга ОЭЗ), где действует особый правовой и экономический режим - особая экономическая зона и внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Автомастер», акционерное общество «Особая Экономическая Зона Промышленного - производственного типа «Алабуга» (далее – АО «Особая Экономическая Зона Промышленного-производственного типа «Алабуга»).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017, в иске отказано.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Мила Моторс» на основании договора купли-продажи от 24.05.2007 № 1 является собственником незавершенных строительством объектов - производственного корпуса «База механизации с автобазой на 450 спецмашин» с кадастровым номером 16:18:200201:0001:0030 и административно-бытового корпуса «Базы механизации с автобазой на 450 спецмашин» с кадастровым номером 16:18:200201:0001:0031, что подтверждается свидетельствами от 12.07.2007 серии 16-АА № 280647, № 280648.

Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:18:200201:134 площадью 54 056 кв. м с разрешенным использованием под промышленное предприятие, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, территория промышленной площадки «Алабуга», который находится в собственности заявителя и приобретен им на основании договора купли?продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Татарстан, занимаемого объектом недвижимости от 10.03.2011 № 072-922.

Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134 должен входить в особую экономическую зону, истец обратился в суд с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок в состав особой экономической зоны ни при его создании, ни после, не входил и не входит. Суд установил, что истец приобрел в собственность у ООО «Автомастер» объекты незавершенного строительства, расположенные на спорном земельном участке, в 2007 году, то есть после создания особой экономической зоны промышленного производственного типа в Елабужском районе Республики Татарстан.

Общество не представило доказательств наличия нормативно?правового акта, принятого в соответствии с Федеральным законом, об отнесении спорного земельного участка к землям особой экономической зоны.

Принимая во внимание, что особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации, а спорный земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:134 и расположенные на нем объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 16:18:200201:0001:0030 и 16:18:200201:0001:0031 изначально не входили в территорию (состав) особой экономической зоны промышленно?производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан и не включались в него в дальнейшем, суд пришел к выводу, что указанный земельный участок не может быть включен в его территорию (состав) на основании решения суда.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.

Законом Республики Татарстан от 22.04.1998 № 1569 «О свободной экономической зоне «Алабуга» (далее - Закон Республики Татарстан от 22.04.1998 № 1569) была создана свободная экономическая зона.

Свободная экономическая зона «Алабуга» - ограниченная территория, на которой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, устанавливаемый настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Татарстан от 22.04.1998 № 1569).

Статья 2 Закона Республики Татарстан от 22.04.1998 № 1569 предусматривала, что Свободная экономическая зона создается кабинетом министров Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом на территории промышленной площадки Елабужского автомобильного завода, расположенной в Елабужском районе Республики Татарстан.

В Свободной экономической зоне устанавливается особый льготный режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, предоставляемый юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Свободной экономической зоне в качестве участников.

Однако Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2003 № 11-ГО3-5 Закон Республики Татарстан от 22.04.1998 № 1569 признан недействующим с момента вынесения данного судебного акта.

Впоследствии принят Федеральный закон от 22.07.2005 № 116?ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об особых экономических зонах).

Статьей 40 Закона об особых экономических зонах предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи особых экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается.

Согласно статье 4 Закона об особых экономических зонахна территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны, в том числе, промышленно-производственные особые экономические зоны.

В соответствии со статьей 2 Закона об особых экономических зонах особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В силу части 1 статьи 10 Закона об особых экономических зонах под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

Согласно статье 4 Закона об особых экономических зонах промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках, территории которых имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 квадратных километров.

Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, в том числе промышленно-производственных особых экономических зон, закреплен в статье 6 Закона об особых экономических зонах, частью 1 которой предусмотрено, что решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно?производственного типа» на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

На основании указанного постановления между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Татарстан и администрацией Елабужского муниципального района Республики Татарстан подписано соглашение от 18.01.2006 № 6678-ГГ/Ф7 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно - производственного типа» (далее - соглашение).

Дополнительным соглашением от 16.10.2006 № 15266-ГГ/Ф7 к соглашению определены границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан.

Площадь земельного участка, выделяемого под создание особой экономической зоны промышленно - производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан, составляет 19 981 137 кв. м границы особой экономической зоны промышленно?производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан проходят по границам земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:0031, Республика Татарстан, Елабужский район, копия выписки государственного земельного кадастра от 23.09.2006 № 2-2006-2365 (приложение 1 к настоящему дополнительному соглашению) и с кадастровым номером 16:18:200201:0046, Республика Татарстан, Елабужский район, копия выписки государственного земельного кадастра от 23.09.2006 № 2?2006?2366 (приложение 2 к настоящему дополнительному соглашению (пункты 2 и 3 дополнительного соглашения).

К соглашению от 18.01.2006 № 6678-ГГ/Ф7 подписаны дополнительные соглашения от 22.11.2013 № С?686?ОС/Д14, от 04.09.2014 № С-350-ЕЕ/Д14, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно - производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 22.11.2013 № С?686-ОС/Д14 настоящее дополнительное соглашение определяет границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан (далее - ОЭЗ), которые проходят по границам земельных участков с кадастровыми номерами 16:18:000000:308, 16:18:200201:186, 16:18:200201:144, 16:18:200201:181, 16:18:200201:172, 16:18:200201:182, 16:18:200201:168, 16:18:200201:169, 16:18:200201:155, 16:18:200201:156, 16:18:200201:157, 16:18:200201:166, 16:18:200201:167, 16:18:200201:171, 16:18:200201:170, 16:18:140401:1689, 16:18:200201:173, 16:18:200201:174, 16:18:200201:175, 16:18:200201:176, 16:18:200201:177, 16:18:200201:178, 16:18:200201:179, 16:18:200201:180, 16:18:200201:190, 16:18:200201:191, 16:18:200201:192, 16:18:200201:193, 16:18:200201:195, 16:18:200201:196, 16:18:200201:197, 16:18:200201:198, 16:18:200201:199, 16:18:200201:201, 16:18:200201:204, 16:18:200201:207, 16:18:200201:208, 16:18:200201:209, 16:18:200201:194, 16:18:200201:200, 16:18:200201:202, 16:18:200201:203, 16:18:200201:205, 16:18:200201:215, 16:18:200201:214, 16:18:200201:216, 16:18:200201:218, 16:18:200201:219, 16:18:200201:226, 16:18:200201:227, 16:18:200201:228, 16:18:140401:1754, 16:18:140401:1755, 16:18:200201:229, 16:18:140401:1774, 16:18:06040954, 16:18:060401:255, 16:18:140401:1836, 16:18:200201:235, 16:18:200201:234, 16:18:140401:1835, 16:18:200201:233, 16:18:200201:232, 16:18:200201:236, 16:18:200201:237, 16:18:200201:238, 16:18:200201:297, 16:18:200201:296, 16:18:200201:299, 16:18:200201:300, 16:18:140401:1949, 16:18:200201:301, 16:18:140401:1991, 16:18:060401:257, 16:18:200201:302, 16:18:200201:338, 16:18:200201:343, 16:18:200201:342, 16:18:200201:341, 16:18:200201:340, 16:18:200201:339, 16:18:000000:650, 16:18:140401:2032, 16:18:140401:2033, 16:18:200201:368, 16:18:200201:365, 16:18:200201:366, 16:18:200201:367, 16:18:200201:370, 16:18:200201:373, 16:18:200201:374, 16:18:200201:381, 16:18:200201:380, 16:18:200201:407, 16:18:200201:410, 16:18:200201:423, 16:18:200201:438, 16:18:200201:439, 16:18:200201:437, 16:18:200201:438, 16:18:200201:441, 16:18:200201:442, 16:18:140401:2141, 16:18:140401:2132, 16:18:140401:2205, 16:18:200201:443, 16:18:200201:458, 16:18:200201:457, 16:18:200201:459, 16:18:200201:460, 16:18:200201:461, 16:18:200201:462, 16:18:140401:2302, 16:18:000000:839, 16:18:200201:463, 16:18:200201:453, 16:18:200201:352, 16:18:200201:450.

Пунктом 1 дополнительного соглашения от 04.09.2014 № С?350?ЕЕ/Д14 определено, что в границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан включаются земельные участки с кадастровым номерами 16:18:060401:267, 16:18:060401:271, 16:18:060401:272, 16:18:060401:273, 16:18:060401:274, 16:18:060401:290, 16:18:060401:2362, 16:18:060401:2365, 16:18:140401:292, 16:18:140401:336, 16:18:140401:338, 16:18:140401:473, 16:18:140401:1970, 16:18:140401:2001, 16:18:140401:2167, 16:18:140401:2193, 16:18:140401:2194, 16:18:140401:2206, 16:18:140401:2241, 16:18:140401:2242, 16:18:140401:2252, 16:18:140401:2293, 16:18:140401:2294, 16:18:140401:2295, 16:18:140401:2296, 16:18:140401:2297, 16:18:140401:2366, 16:18:140401:2422, 16:18:140401:2423, 16:18:140401:2424, 16:18:140401:2426, 16:18:140401:2427, 16:18:140401:2428, 16:18:140401:2438, 16:18:140401:2439, 16:18:140401:2440, 16:18:140401:2441, 16:18:140401:2442, 16:18:140401:2443, 16:18:140401:2444.

Из границ особой экономической зоны исключается земельный участок с кадастровым номером 16:18:200201:490, образованный из земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:308, включенного в границы особой экономической зоны пунктом 1 дополнительного соглашения от 22.11.2013 № С686-ОС/Д14 к соглашению.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд первой инстанции, исходя из того, что заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в границах особой экономической зоны, правомерно не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований.

Ссылка общества на отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств (документов) в судебном порядке у ответчиков с указанием границ и состава земель, входящих в территории особой экономической зоны, и на момент ее образования, правомерно признана судом апелляционной инстанции необоснованной. В материалы дела были представлены дополнительные соглашения от 22.11.2013 № С?686?ОС/Д14, от 04.09.2014 № С-350-ЕЕ/Д14, которыми утвержден перечень земельных участков, входящих в границы особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан. Соответственно судом первой инстанции был установлен перечень земельных участков, входящих в границы указанной особой экономической зоны. При этом вхождение в ее границы спорного земельного участка не установлено.

Кроме того, как верно указано судом апелляционной инстанции, избранный заявителем способ защиты права (требование о приведении земельного участка в соответствие с условиями договора купли-продажи от 24.05.2007 № 1) не позволяет восстановить нарушенные, по мнению заявителя, права, поскольку условия указанного договора должны соответствовать законодательству, регулирующему создание особой экономической зоны, а не наоборот. Изначально, при заключении договора, заявитель должен был убедиться в соответствии указанных в нем условий законодательству, в том числе в нахождении спорного земельного участка в границах особой экономической зоны. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» на территории Елабужского района Республики Татарстан создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, расположенная на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

Следовательно, законным основанием для включения земельных участков в состав указанной особой экономической зоны является соглашение о её создании.

Между тем в данном случае соглашение от 18.01.2006 № 6678-ГГ/Ф7 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно - производственного типа» и дополнительные соглашения к нему не предусматривают включения спорного земельного участка, принадлежащего заявителю, в состав особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Елабужского района Республики Татарстан.

Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы об обратном, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по делу № А65-7388/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи Р. В. Ананьев

В.А. Петрушкин