ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-7658/20 от 13.01.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11279/2021

г. Казань Дело № А65-7658/2020

20 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 января 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,

при участии представителей:

истца – ФИО1 (доверенность от10.01.2022),

ответчика – ФИО2 (доверенность от10.01.2022), ФИО3 (доверенность от 10.01.2022),

в отсутствие третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021

по делу № А65-7658/2020

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об урегулировании разногласий при заключении договора, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» (далее – истец, ООО «ПЭСТ») обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» (далее – ответчик, ООО «ОТК») об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии от 25.12.2019 № ОТК059-19 путем принятия условий договора в редакции протокола разногласий от 25.12.2019 по пунктам 2.3, 2.4, 3.1, 3.3, 3.6. (с учетом уточнений требований истца)

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой (с учетом дополнении к жалобе) просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В суде кассационной инстанции истец заявил об уточнении просительной части, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 в части урегулирования разногласий по пункту 3.3. договора в редакции истца, в указанной части направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представители сторон.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ), представителей в суд не направили.

Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «ПЭСТ» является собственником объекта недвижимости - тепловые сети и сети ГВС, кадастровый номер 16:20:000000:3344, протяженность 7396 м, расположенные по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, с. Осиново; <...> поз.№2; <...>; п.Октябрьский. Право собственности зарегистрировано - 06.02.2019 за № 16:20:000000:3344-16/016/2019-3.

Истец оказывает услуги по передаче тепловой энергии в Осиновском сельском поселении в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «ОТК» (ответчика по настоящему делу), что подтверждается договором от 25.12.2019 № ОТК 059-19 об оказании услуг по передаче тепловой энергии (на нужды отопления), заключенным между ООО «ОТК» (единая теплоснабжающая организация) и ООО «ПЭСТ» (теплосетевая организация).

ООО «ПЭСТ» эксплуатирует тепловые сети для нужд отопления и горячего водоснабжения в закрытой системе теплоснабжения.

Изложенные обстоятельства сторонами не оспариваются и установлены вступившими в законную силу судебными актами в рамках дела № А65-31233/2019 по заявлению ООО «ПЭСТ» о признании незаконным бездействия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по заявлению ООО «ПЭСТ» от 01.08.2019 № 299; о признании недействительным решения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 03.09.2019 № 3-26/2759 об отказе в открытии тарифного дела об установлении тарифа на 2019 год для ООО «ПЭСТ», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления для ООО «ПЭСТ» тарифа на услуги по транспортировке горячей воды на 2019 год по заявлению от 30.07.2019 № 291; о признании недействительным решения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 30.09.2019 № 2-26/3086 об отказе в рассмотрении заявления от 01.08.2019 № 299 об установлении тарифа на 2019 год, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ПЭСТ».

ООО «ОТК» являясь единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу тепловой энергии и ГВС конечным потребителям, получает с потребителей плату за коммунальный ресурс.

При подписании договора от 25.12.2019 № ОТК 059-19 об оказании услуг по передаче тепловой энергии между сторонами возникли разногласия по условиям пунктов 2.3, 2.4, 3.1, 3.3, 3.6 указанного договора.

Сторонами 25.12.2019 подписан протокол разногласий, по ряду пунктов которого стороны урегулировали условия договора.

Ответчиком 21.02.2020 составлен протокол согласования разногласий № 1 к протоколу разногласий от 25.12.2019.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, и, удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями статей 422, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Постановление № 354), Приказа Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Методика № 99/пр), Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.12.2008 №325 (далее - Инструкция № 325).

Принятые по делу судебные акты обжалуются ответчиком в части принятия редакции истца пункта 3.3 договора.

Из материалов дела следует, что пунктом 3.3. договора стороны определили, что расчетные объемы потерь тепловой энергии определяются в соответствии с Приложением № 3 к договору.

В редакции ответчика приложением № 3 к договору установлен общий расчетный объем потерь тепловой энергии на 2019 год (с января по декабрь) – 5835,400 Гкал (с разбивкой по месяцам).

В редакции истца приложением № 3 к договору установлен общий расчетный объем потерь тепловой энергии на 2019 год (с января по декабрь) – 4129,2 Гкал (с разбивкой по месяцам).

Из пояснений истца следует, что первоначально в 2019 году при приобретении тепловых сетей истец направил ответчику один договор, регулирующий отношения по передаче тепловой энергии - договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде (на нужды отопления и горячего водоснабжения).

В связи с тем, что в 2019 году ответчик данный договор в редакции истца не подписал, ответчик направил истцу договор с протоколом разногласий, исключив из него плановые объемы передачи тепловой энергии на горячее водоснабжение, в связи с чем, данный договор был подписан с протоколом разногласий/согласования разногласий.

Однако в договоре оказания услуг по передаче тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения на 2019 год был указан общий объем потерь 7715 Гкал (без разделения на отопление и ГВС).

Из судебных актов по делу № А65-31233/2019 усматривается, что расходы ООО «ПЭСТ», связанные с транспортировкой горячей воды, были учтены при установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год.

Поскольку расходы ООО «ПЭСТ», связанные с транспортировкой горячей воды, были учтены Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам при установлении тарифов на тепловую энергию, тариф на транспортировку горячей воды в 2019 году установлению не подлежал, о чем Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам сообщил заявителю в письмах от 05.07.2019 № 3-26/2055 и от 30.09.2019 № 2-26/3086.

В соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 05.03.2019 № 41-ОД об утверждении норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «ПЭСТ» на 2019 год норматив потерь тепловой энергии также не был разделен на сети отопления и на сети ГВС, а принят единой величиной 7715,0 Гкал.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключены договоры по передаче тепловой энергии на отопление - договор оказания услуг по передаче тепловой энергии от 25.12.2019 № ОТК059-19 (с протоколами разногласий/согласования) (разногласия по указанному договору урегулируются сторонами в рамках настоящего дела) и по передаче тепловой энергии при транспортировке горячей воды - договор по транспортировке горячей воды от 25.12.2019 № ОТК060-19 (с протоколом разногласий и протоколами согласования разногласий).

Таким образом, учитывая два различных договора между истцом и ответчиком, объемы потерь тепловой энергии должны быть выделены отдельно по тепловым сетям на отопление и горячее водоснабжение.

Такое разделение осуществляется с 01.06.2019 на основании Приказа от 31.05.2019 № 60/1 «В дополнение к Приказу от 29.12.2018 №108 Об утверждении Учетной политики ООО «ПЭСТ» на 2019 отчетный год».

С учетом утвержденного тарифа на 2020 год для истца, в протоколе разногласий истец указал величину потерь в размере 4129,2 Гкал (согласно приложению к протоколу разногласий к договору в редакции истца).

Как следует из пояснений третьего лица – Госкомитета РТ по тарифам в отношении факта указания единого (без разделения) объема потерь на тепловую энергию и ГВС, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 № 325 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, согласно которому документы подлежащие представлению в орган регулирования не предусматривают наличие информации о расчете норматива технологических потерь отдельно на сети отопления и сети горячего водоснабжения.

При этом, приказом Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 30.04.2019 № 90-ОД для истца - ООО «ПЭСТ» утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «ПЭСТ» на 2020 в следующих размерах: потери и затраты теплоносителей вода - 7158 м3; потери тепловой энергии – 7665 Гкал.

Госкомитет РТ по тарифам при рассмотрении спора также пояснил, что вышеназванный Приказ не был представлен в Госкомитет в установленном порядке, в связи с чем, при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ПЭСТ», на 2020 год объем технологических потерь тепловой энергии принят органом регулирования в размере - 7492,13 Гкал, в соответствии с договором, заключенным с ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» на 2020 год от 19.02.2019 № ОТК 014-19 (приложение № 3 к договору), без разделения потерь тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. С учетом изложенного, произвести деление (на сети отопления и горячего водоснабжения) принятой Госкомитетом для ООО «ПЭСТ» на 2020 год договорной величины технологических потерь (7 492,13 Гкал) для органа регулирования не представляется возможным.

В ответ на запрос Госкомитета о представлении информации по утвержденной Приказом величине норматива технологических потерь с раздельным отражением по сетям отопления и по сетям горячего водоснабжения, Минпром РТ также направил ответ за исх.№31-25/9402 от 02.12.2020, подтверждающий, что величина потерь – 7665 Гкал, принята без разделения на потери по сетям отопления и сетям горячего водоснабжения.

Госкомитет РТ по тарифам указал, что в случае представления истцом вышеуказанного Приказа Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 30.04.2019 № 90-ОД (об установлении потерь тепловой энергии – 7665 Гкал) при расчете тарифов на 2020 год для истца приняло бы утвержденную Минпромом РТ величину потерь тепловой энергии.

В пояснениях третье лицо указало, что истец - ООО «ПЭСТ» является владельцем тепловых сетей, приобретенных по договору купли-продажи имущества с АО «Осиновские инженерные сети» от 28.01.2019, то есть владеет имуществом не полный финансовый год (2019 год), и у организации отсутствуют фактические данные за расчетный период, оснащенность потребителей ответчика - ООО «ОТК» приборами учета составляет менее 75%, с учетом совокупности приведенных норм права, принятию во внимание подлежит величина потерь тепловой энергии, утвержденная Приказом Минпрома РТ, либо Госкомитетом в расчете тарифов на 2020 год для ООО «ПЭСТ», исходя из документов, представленных организацией.

Обжалуя судебные акты в части урегулирования разногласий по пункту 3.3 договора, ответчик указал, что истец не обосновал включение величины указанных потерь, тогда как ответчик указал среднефактические значения потерь тепловой энергии – 5835,4 Гкал.

Как пояснил Госкомитет РТ по тарифам, тарифы на 2020 год приняты на основании документов, представленных сторонами, при этом на момент утверждения тарифов он не располагал сведениями о наличии между сторонами двух договоров: на теплоснабжение и горячее водоснабжение.

На 2020 год истцу определен объем технологических потерь – 7492,13 Гкал, являющийся единым как для потерь по отоплению, так и ГВС, разделение данных тарифов не предусмотрено (тариф является единым).

Теплоснабжение потребителей осуществляется согласно Правилам № 808, которые должны содержать среди прочего порядок осуществления расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии (пункт 7 части 10 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Пунктом 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении и пунктом 31 Правил № 1034 предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Из подпункта «а» пункта 128 Правил № 1034 следует, что распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом: в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственникам и (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери);

Судами обоснованно принято во внимание выделение истцом расчетной величины потерь - 4129,2 Гкал исходя из утвержденного норматива потерь тепловой энергии для ООО «ПЭСТ» в общем объеме (истцом разделены потери на нужды отопления и на нужды ГВС).

Таким образом, судами правомерно не приняты во внимание доводы ответчика о необходимости принятия объема потерь при транспортировке тепловой энергии (отопление) - 5835,40 Гкал, при транспортировке горячей воды - 5260,44 Гкал (согласно договору по транспортировке горячей воды от 25.12.2019 № ОТК060-19), что в совокупности составляет 11 095,84 Гкал, что значительно превышает объем величины технологических потерь как утвержденный Госкомитетом РТ по тарифам для ООО «ПЭСТ» на 2020 год (7492,13 Гкал), так и определенный Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан от 30.04.2019 № 90-ОД (7665 Гкал).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что пунктом 3.3. договора следовало определить объем фактических, а не нормативных потерь не может быть признан обоснованным, поскольку на момент заключения договора определить объем потерь, которые фактически возникнут в сетях истца в течение периода действия договора, не представляется возможным.

По указанным выше основаниям судебная коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о неправомерном отказе судов в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении судебной экспертизы в целях определения фактических потерь тепловой энергии в сетях истца, при том, что технологические объемы потерь определены соответствующими государственными органами, истцом расчет потерь тепловой энергии произведен исходя из сведений, представленных государственными органами в соответствии с действующим законодательством.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.

Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 по делу № А65-7658/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи И.В. Арукаева

Н.А. Тюрина