ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-7991/2022 от 29.08.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: info@11aas.arbitr.ru, www.11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

05 сентября 2022 года

гор. Самара

Дело № А65-7991/2022

Резолютивная часть постановления оглашена 29 августа 2022 года

В полном объеме постановление изготовлено 05 сентября 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2022 года в зале № 3 апелляционную жалобу Акционерного общества «Сетевая компания» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2022, принятое по делу № А65-7991/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),

по заявлению Акционерного общества «Сетевая компания» (ИНН 1655049111), гор. Казань

к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани» (ИНН 1655065681), гор. Казань

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Дикова Александра Прокопьевича, гор. Казань

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кустадинчев М.В., представитель (доверенность от 09.02.2021), Шарафутдинов И.Р., представитель (доверенность от 06.05.2021);

от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом;

от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом.

Установил:

Заявитель - Акционерное общество "Сетевая компания" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в согласовании трассы электрокабеля по объекту « Строительство участка КЛ-0,4 кВ с реконструкцией КЛ 0,4 кВ СТП-5933 с установкой РП 0,4 кВ по ул. Аделя Кутуя , а также отказе в представлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ, об обязании согласовать трассу электрокабеля по данному объекту и предоставлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.03.2022 к участию в деле в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено третье лицо, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Диков Александр Прокопьевич.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2022 суд в удовлетворении заявленных требований отказал. Выдал Акционерному обществу «Сетевая компания» справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб. по платежному поручению № 3203 от 17.03.2022.

Заявитель - Акционерное общество «Сетевая компания», не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 29.08.2022 на 09 час. 20 мин.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.12.2020 между АО «Сетевая компания» и Диковым Александром Прокопьевичем заключен Договор № 2020/КЭС/510/Т1363 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее -договор).

В соответствии с п. 1 договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заинтересованного лица, объекта - Административно-производственное здание, расположенное по адресу: РТ, гор. Казань, ул. Аделя Кутуя (кадастровый номер земельного участка 16:50:060406:519), а заинтересованное лицо обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение.

В рамках заключенного Договора АО «Сетевая компания» разработаны мероприятия по технологическому присоединению (Технические условия, Приложение № 1 к Договору), где пунктом 10 на сетевую организацию была возложена обязанность по строительству КЛ-0,4 кВ длинною 150 м от РУ-0,4 кВ СТП-5933 до проектируемого РП-0,4 кВ на границе объекта заявителя, разработке проектной документации.

В ходе проведения проектной проработки трассы электрокабеля АО «Сетевая компания» учтены все ландшафтные особенности местности, минимальное число пересечений с различными коммуникациями, кратчайшая, с целью экономичности строительства, трасса кабельной линии.

28.01.2022 заявитель обратился к ответчику с заявлением (исх. № 112-18/381) о согласовании трассы электрокабеля по объекту «Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ 0,4 кВ СТП-5933 с установкой РП-0,4 кВ (Диков А.П.) по ул. Аделя Кутуя, а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ.

Письмом от 15.02.2022 № 15/09-05-10-793 ответчик сообщил заявителю, что трасса КЛ-0,4 кВ намечена к планируемому к строительству объекту, и он готов вернуться к рассмотрению трассы при условии согласования внешнего архитектурно-градостроительного облика и генплана Объекта в соответствии с пунктом 2.8.9 Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 26.02.2021 № 491 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений". Указанным письмом ответчик также дополнительно сообщил заявителю, что согласно п. 2.5.6 Регламента для получения заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений с представлением списка лиц, заинтересованных в получении разрешения на осуществление земляных работ, заявителю необходимо в составе пакета документов представить топографическую съемку в масштабе 1:500 с красными линиями и штампом, подтверждающим соответствие съемки плану подземных коммуникаций, строительства и инженерно-геодезических изысканий гор. Казани, полученную не позднее 6 месяцев на момент подачи заявления, в бумажном виде либо ее электронная версия, подписанная ЭЦП.

Не согласившись с отказом МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в согласовании трассы электрокабеля по объекту «Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ 0,4 кВ СТП-5933 с установкой РП-0,4 кВ (Диков А.П.) по ул. Аделя Кутуя, а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель обратился к ответчику с заявлением о согласовании трассы электрокабеля по объекту «Строительство участка КЛ-0,4кВ с реконструкцией КЛ 0,4 кВ СТП-5933 с установкой РП-0,4 кВ (Диков А.П.) по ул. Аделя Кутуя, а также предоставлении списка заинтересованных лиц при производстве земляных работ.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Исполнительным комитетом муниципального образования гор. Казани принято постановление от 25.02.2011 № 782, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами Исполнительного комитета гор. Казани.

Как следует из отказа МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", в согласовании указанной трассы заявителю отказано, поскольку на дату рассмотрения проекта не согласован в установленном порядке внешний облик объекта, для которого необходимо подключение к сетям электроснабжения в отделе городского дизайна Управления.

Постановлением Исполкома муниципального образования гор. Казани от 26.02.2021 № 491 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений.

Настоящий Регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по выдаче заключения о соответствии проектной документации карте (плану) подземных инженерных коммуникаций и сооружений (далее - муниципальная услуга, услуга).

Согласно пункту 1.2 Административного регламента № 491 от 26.02.2021 получателями муниципальной услуги являются физические или юридические лица, а также самозанятые граждане, являющиеся правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства, к которым осуществляется строительство инженерных коммуникаций; лица, земельные участки которым предоставлены в установленном порядке для строительства инженерных коммуникаций; эксплуатирующие организации или правообладатели инженерных коммуникаций; лица, которым предоставлено право пользования земельными участками для строительства инженерных коммуникаций без их предоставления и установления сервитута; а также уполномоченные ими лица (далее - заявители).

Непосредственный исполнитель муниципальной услуги - Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".

В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента № 491 от 26.02.2021 Регламент распространяется на сводные планы инженерных коммуникаций к объектам капитального строительства, инженерные коммуникации к проектируемым, реконструируемым и существующим объектам капитального строительства, инженерные коммуникации, сопутствующие объектам транспортной инфраструктуры, проектируемые магистральные инженерные коммуникации и инженерные коммуникации квартального значения, а также на их реконструкцию и капитальный ремонт, вынос инженерных коммуникаций из зоны строительства объектов.

Пунктом 2.5 Административного регламента № 491 от 26.02.2021 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Так пунктом 2.5.1 Административного регламента № 491 от 26.02.2021 предусмотрен перечень документов, обязательных для представления заявителем для получения заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных инженерных коммуникаций и сооружений с представлением списка лиц, заинтересованных в получении разрешения на осуществление земляных работ (ордера).

1. Заявление на предоставление муниципальной услуги в одной из форм:

- в форме документов на бумажном носителе, заверенное заявителем, в соответствии с приложениями № 1, 2, 3, 4 к настоящему Регламенту;

- в электронной форме, подписанное в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", при обращении посредством Регионального портала.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя, или его реквизиты, полученные из ЕСИА (при заполнении электронной формы).

3. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя, указанного в пункте 1.2 настоящего Регламента, или его скан-копия (при заполнении электронной формы).

4. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя, указанного в пункте 1.2 настоящего Регламента, или его скан-копия (при заполнении электронной формы).

5. Чертеж с трассой (трассами) инженерных коммуникаций либо сводный план инженерных коммуникаций - два экземпляра в бумажном виде и на электронном носителе в формате pdf и контур трассы (трасс) в форматах mif, midi в системе координат МСК-16 либо только в электронном виде в формате pdf и контур трассы (трасс) в форматах mif, midi в системе координат МСК-16 (при заполнении электронной формы).

6. Топографическая съемка в масштабе 1:500 с красными линиями и штампом, подтверждающим соответствие съемки плану подземных коммуникаций, строительства и инженерно-геодезических изысканий г. Казани, полученная не позднее 6 месяцев на момент подачи заявления, в бумажном виде либо ее электронная версия, подписанная ЭЦП.

7. Копия действующих технических условий эксплуатирующей организации для каждой коммуникации, указанной в проектной документации, в бумажном виде и в электронном виде в формате pdf либо их скан-копии в формате pdf (при заполнении электронной формы).

Пунктом 2.8 Административного регламента № 491 от 26.02.2021 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

А именно подпунктом 8 пункта 2.8 Административного регламента № 491 от 26.02.2021 установлен отказ в исполнении муниципальной услуги, если не согласован архитектурно-градостроительный облик рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета гор. Казани от 13.10.2016 № 4130.

Доказательств согласования заявителем архитектурно-градостроительный облик рассматриваемого объекта в порядке, установленном постановлением Исполнительного комитета гор. Казани от 13.10.2016 № 4130 в материалах дела отсутствует и в ходе судебного заседания не представлено.

Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» входит в исчерпывающий перечень процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, применяемых в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления (раздел II).

Правила землепользования и застройки гор. Казани, утвержденные Решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 № 5-8 содержат статью 7 «Проектирование».

Согласно статье 7 Правил землепользования и застройки гор. Казани архитектурно- строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

До разработки проектной документации в целях получения решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта физическими и юридическими лицами разрабатываются эскизные предложения.

Состав сведений, подлежащих включению в эскизное предложение, определяется правовым актом Исполнительного комитета.

Постановлением Исполкома муниципального образования гор. Казани от 13.10.2016 № 4130 утвержден Административный регламент предоставления Исполнительным комитетом гор. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта (проектируемых и реконструируемых объектов капитального строительства, входных групп и объектов благоустройства).

Согласно пункту 1.7 Административного регламента № 4130 под архитектурно- градостроительным обликом объекта понимается авторский замысел архитектурного объекта, выраженный его внешним архитектурным и художественным, объемно-пространственным, композиционным, функционально-планировочным решением, увязанный с окружающей градостроительной средой, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства и художественного оформления объекта, в том числе в виде эскизного предложения, реализованный для эксплуатации.

Пунктом 2.5 Административного регламента № 4130 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги (в два этапа), подлежащих представлению заявителем.

Также, отказывая заявителю в согласовании трассы электрокабеля ответчик указал, что заявителем не представлена топографическая съемка в масштабе 1:500 с красными линиями и штампом, подтверждающим соответствие съемки плану подземных коммуникаций, строительства и инженерно-геодезических изысканий гор. Казани, полученная не позднее 6 месяцев на момент подачи заявления, в бумажном виде либо ее электронная версия, подписанная ЭЦП.

Доказательств обратного заявителем в ходе судебного заседания не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции, исследовав материалы дела и установив, что заявителем не представлен полный пакет документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом № 491 от 26.02.2021, пришел к правомерному выводу, что действия МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани, выразившиеся в отказе в согласовании трассы электрокабеля по объекту « Строительство участка КЛ-0,4 кВ с реконструкцией КЛ 0,4 кВ СТП-5933 с установкой РП 0,4 кВ по ул. Аделя Кутуя, а также отказе в представлении информации со списком заинтересованных лиц при производстве земляных работ соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, и не препятствует заявителю обратиться в надлежащем порядке за получением необходимой услуги, при соблюдении установленных законом требований.

С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований АО "Сетевая компания".

Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе подробно были изучены судом первой инстанции, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из апелляционной жалобы не усматривается.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2022, принятое по делу № А65-7991/2022, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества «Сетевая компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.

Председательствующий С.Ю. Николаева

Судьи В.А. Корастелев

Е.Г. Попова