ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-8109/07 от 21.02.2008 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А65-8109/07

21 февраля 2008 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего: Кормакова Г.А.,

судей Александрова В.В., Савкиной М.А.,

при участии представителей сторон:

от заявителя –   ФИО1 по доверенности №4/03 от 09.01.2008, ФИО2 по доверенности №5/03 от 09.01.2008,

от ответчика –   ФИО3 по доверенности №73-юрр от 20.11.2007,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу   закрытого акционерного общества работников (народное предприятие) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», г. Зеленодольск Республики Татарстан,

на решение   от 27.09.2007 (судья Сергеев Г.А.) Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление   от 03.12.2007 (председательствующий Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.) Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу №А65-8109/07,

по заявлению   Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г. Казань, к закрытому акционерному обществу (народное предприятие) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», г. Зеленодольск Республики Татарстан, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом его уточнения) о взыскании с закрытого акционерного общества работников (народное предприятие) "Поволжский фанерно-мебельный комбинат" (далее общество) 9 408 190 руб. 48 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решением от 27.09.2007 требования удовлетворены частично: суд взыскал с общества в доход бюджета плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в сумме 1 769 814 руб. 81 коп. В части требований о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водоемы неорганизованным стоком в сумме 1 517 660, 28 руб. требования заявителя оставлены без рассмотрения на основании п.2 ст. 148 АПК РФ. В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.

Общество, обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить в части взыскания платы в размере 795 858,88 рублей за сброс неорганизованным стоком и в части взыскания 63 019,39 рублей платы за сброс неорганизованным стоком при мойке автотранспорта, а также в части применения 5-ти кратного повышающего коэффициента за отсутствие разрешительной документации и передать дело в этой части на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что при взыскании платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты ливневыми и талыми стоками в размере 795 858,88 рублей суд неправомерно применил в расчетах Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998, а в расчете платы за сброс загрязняющих веществ при мойке автотранспортных средств в размере 63 019,36 рублей Методические указания по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности, утвержденных Приказом министра экологии и природных ресурсов РТ от 21.06.2004 №611, так как расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе нормативно-методических документов, утверждаемых Минприроды России.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты в силе, так как Методологические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты обязательны к применению и являются действующими, что свидетельствует о правомерности их применения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, заявителем была проведена проверка правильности исчисления и перечисления в бюджет обществом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2005 год, по результатам которой 14.09.2006 был составлен акт и произведено начисление дополнительных платежей в сумме 22 958 798 руб.09 коп.

Управление обратилось 06.03.2007 к обществу с претензией, предложив добровольно внести в бюджет дополнительно начисленную плату за негативное воздействие на окружающую природную среду и поскольку требования Управления не были исполнены обществом в срок, указанный в претензии, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным и в соответствии с пунктом 2 данной статьи к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Расчет платы за данный вид загрязнений произведен заявителем согласно Методическим указаниям по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998. Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования: промышленно-урбанизированные территории; сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельхозугодий); эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения; площади рубок леса главного пользования.

Под неорганизованным поверхностным стоком понимается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промышленным площадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды, и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

Принадлежность общества к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определена в индивидуальном порядке, исходя из наличия передвижных и стационарных источников поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного и хозяйственно-бытового происхождения. Исходя из чего, суд заключил, что использование заявителем в своих расчетах данных о площади соответствующих территорий не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Судами первой и апелляционной инстанции рассмотрены доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении управлением 5-ти кратного повышающего коэффициента в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также правомерность применения для расчетов платы Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии России от 29.12.1998 и Методических указаний по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности в Республике Татарстан и отклонены как необоснованные со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», отсутствие у ответчика утвержденного лимита (разрешения) на размещение отходов, а также Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632.

Относительно правомерности применения в расчетах Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии России от 29.12.1998 и Методических указаний по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности, утвержденных Приказом министра экологии и природных ресурсов РТ от 21.06.2004 №611 судами первой и апелляционной инстанции установлено, что данные методические указания не противоречат Федеральному закону «Об охране окружающей среды» и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации.

Как следует из текста самих оспариваемых обществом методических указаний они разработаны на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» и соответствующих постановлений правительства Российской Федерации, а также инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 и зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации.

Кроме того, Приказ Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 21.06.2004 №611 в установленном законом порядке недействительным и не подлежащим применению не признан.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.09.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 03.12.2007 Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу №А65-8109/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Г.А. Кормаков

Судьи В.В. Александров

М.А. Савкина