ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-8162/2008 от 11.01.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

“11» января 2009 года Дело № А65-8162/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего – Л. Р. Гатауллиной

судей И. Н. Афанасьева

ФИО1

от истца   – ФИО2, (доверенность от 07.05.2008),

от ответчика   – ФИО3, (доверенность от 05.02.2008 №04-01-21/002067),

рассмотрев в открытом судебном заседаниикассационную жалобу   общества с ограниченной ответственностью «Центр отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Казанской дистанции пути», город Казань,

на решение от   25.07.2008 (судья –   Назырова Н. Б.,)   Арбитражного суда Республики Татарстан , на постановление   Одиннадцатого  арбитражного апелляционного суда 25.09.2008 ( председательствующий судья   – Филиппова Е. Г., судьи   – Захарова Е. И., Кувшинов В. Е.,) по делу № А65-8162/2008,

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Центр отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Казанской дистанции пути», город Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, город Казань о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,

У С Т А Н О В И Л

Общество с ограниченной ответственностью «Центр отдыха, туризма, физкультур­но-оздоровительной и спортивной деятельности Казанской дистанции пути» (далее -ООО «Центр отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Казанской дистанции пути», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по заяв­лению за вх. № 8031 А) и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав заявителя, зарегистрировав изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, а также признании незаконным решения об отказе в государственной ре­гистрации юридического лица при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений (далее - ЕГРЮЛ) в сведения о юридическом лице, не связанных в внесением изменений в учредительные документы (по заявлению за вх. № 8033А) и обязании налогового органа устранить нарушение прав заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учре­дительные документы.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008, в удовлетворении заявления отказано.

Общество с ограниченной ответственностью «Центр отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Казанской дистанции пути», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, налоговым органом 10.12.2007 было при­нято решение о государственной регистрации юридического лица при создании ООО «Центр отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности Ка­занской дистанции пути». Единственным учредителем Общества выступила ФИО4. Уставный капитал Общества составил 637 000 руб.

Налоговому органу 27.03.2008 были представлены документы за вх. № 8031 А, на основании которых Общество просило внести в ЕГРЮЛ изменения в учреди­тельные документы, касающиеся сведений об участниках Общества. Согласно данных из­менений участниками Общества становились индивидуальный предприниматель ФИО5, индивидуальный предприниматель ФИО6 и индивидуальный предприни­матель ФИО7 (т.1, л.д.61, 62, 73, 74).

В этот же день Общество представило документы за вх. № 803ЗА, на основании которых просило внести в ЕГРЮЛ изменения, не связанные с внесением изменений в учре­дительные документы, касающиеся изменений состава участников Общества. Согласно данным документам участниками Общества становились физические лица ФИО5, ФИО6 и ФИО7, без указания статуса «индивидуальный предпринима­тель» (л.д. 34-37).

Решением от 02.04.2008 регистрирующий орган отказал в регистрации изме­нений по документам вх. № 8031А с указанием, что заявление считается не представленным в связи с тем, что документы, подтверждающие вносимые изменения, не соответст­вуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям. При этом налоговый орган указал, что участниками Общества могут быть только юридические и физические лица, а не индивидуальные предприниматели.

Решением от 02.04.2008 регистрирующий орган отказал в регистрации изме­нений по документам вх. № 8033А с указанием, что заявление о государственной регист­рации считается не представленным в связи с тем, что изменения, вносимые в учреди­тельные документы, касающиеся участников Общества, не зарегистрированы.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого госу­дарственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08 авгу­ста 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ).

Абзацем 3 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского ко­декса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответ­ствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 66  Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что участниками хозяйственных обществ (к которым в силу п. 3 этой же статьи относятся общества с ограниченной ответственностью) могут быть граждане и юридические лица.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также установлено, что участниками Общества могут быть граждане и юридические лица.

Согласно статьи 18 Гражданского кодекса Российской Федерации в содержание пра­воспособности гражданина (то есть способности иметь гражданские права и нести обязанности) входит и право на занятие предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, а также создание юридических лиц самостоятельно или совмест­но с другими гражданами и юридическими лицами.

Статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Осуществление гражданином своих гражданских прав, в частно­сти, по созданию юридического лица либо вхождению в состав участников созданного юридического лица, под именем с добавлением статуса, законодательством не предусмот­рено.

Следовательно, регистрирующий орган правомерно указал на то, что документы за вх. № 8031 А, подтверждающие вносимые в учредительные документы из­менения, не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, в связи с чем заявление считается не представленным.

Поскольку указанные выше изменения в учредительные документы не были зарегистрированы, налоговый орган обоснованно отказал и в регистрации изменений на осно­вании документов за вх, № 8033А.

Правомерно судебными инстанциями не принят довод Общества о том, что обжалуемые отказы ограничивают права индивидуаль­ных предпринимателей на занятие предпринимательской деятельностью.

Индивидуальный предприниматель - это статус гражданина, приобретаемый в установленном законом порядке. Право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью согласно гражданскому законодательст­ву может быть реализовано либо путем образования юридического лица, либо без образо­вания юридического лица.

В данном случае, как правильно отмечено судебными инстанциями, отказы в регистрации изменений обусловлены не тем, что новые участники Общества обладают статусом индивидуальных предпринимателей, а тем, что конкретные граждане в нарушение ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации указывают этот статус в своем имени при осуществлении гражданских прав.

Ссылка Общества в письменных пояснениях на то, что отсутствие титула «индивидуальный предприниматель» в учредительных документах может впоследствии привести к возникновению споров, повлечет юридические сложности при квалификации сделок, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности участников, в том числе в целях налогообложения, обоснованно признана несостоятельной, поскольку все эти последствия являются предпола­гаемыми, а не реальными.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а согласно статьи 19 Нало­гового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим ко­дексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В целях нало­гообложения для квалификации сделок, заключенных гражданами, имеющими статус ин­дивидуального предпринимателя, имеет значение направленность сделки.

С учётом изложенного оспариваемые решения регистрирующего органа соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 25.07.2008 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу № А65-8162/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л. Р. Гатауллина

Судьи И. Н. Афанасьев

ФИО1