ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-8766/20 от 14.09.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 сентября 2020 года Дело № А65-8766/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2020 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АктивАр" – представитель не явился, извещено,

от Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан – представитель ФИО1 (доверенность от 31.12.2019г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2020 в помещении суда с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Поволжского округа апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года по делу № А65-8766/2020 (судья Насыров А.Р.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АктивАр" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан, г. Казань

об отмене постановлений Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан №16552005712169400003, №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. о назначении административного штрафа, предусмотренного ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ,

о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «УК»АктивАр» на основании ст. 24.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АктивАр" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан об отмене постановлений Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан №16552005712169400003, №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. о назначении ООО «УК«АктивАр» административного штрафа, предусмотренного ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ, о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «УК "АктивАр» на основании ст. 24.5 КоАП РФ.

Определением арбитражного суда от 22.05.2020г. дела №№ А65-8766/2020, А65-8768/2020, в рамках которых обжалованы вышеуказанные постановления, были объединены судом в порядке ч.2 ст.130 АПК РФ в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением номера дела №А65-8766/2020.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. о назначении ООО «Управляющая компания «АктивАр» административного штрафа, предусмотренного ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая компания «АктивАр», г.Казань прекращено.

Признано незаконным и отменено постановление Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан №16552005711932900003 от 04.03.2020 г. о назначении ООО «УК«АктивАр» административного штрафа, предусмотренного ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ, в части назначения наказания в размере штрафа, превышающего 200 000 рублей.

В остальной части заявления отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 14 по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции в части признания недействительным и отмене постановления налогового органа №16552005712169400003 от 04.03.2020 (по счету №45019375018) с прекращением производства по делу об административном правонарушении отменить, в удовлетворении заявления ООО «УК «Активар» отказать.

В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции неверно истолкованы нормы Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, в связи с чем полагает, что решение суда первой инстанции в части признания недействительным и отмене постановления налогового органа №16552005712169400003 от 04.03.2020 (по счету №45019375018) с прекращением производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АктивАр" в лице конкурсного управляющего ФИО2 представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 05.08.2020 представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АктивАр" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 05 августа 2020 на 14 сентября 2020.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание 14 сентября 2020, проведенно с использовании систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Поволжского округа

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АктивАр" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, согласно сведениям, имеющимся у налогового органа у ООО «УК «АктивАр» открыты счета (вклады) за пределами Российской Федерации в BANK WINTER UND CO. AKTIENGESELLSCHAFT (Австрия) - номер счета (вклада) 45019375018 (дата открытия - 21.10.2016 г.) и номер счета (вклада) 45009375010 (дата открытия - 21.10.2016 г.).

Таким образом, ООО «УК «АктивАР» было обязано представить отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории Российской Федерации и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете за 3 квартал 2018 г. по счетам №№ 45019375018, 45009375010 не позднее 30.10.2018 г.

15.10.2018 г. ООО «УК «АктивАр» были направлены по почте заказным письмом (получено 19.10.2018 г.) отчеты о движении средств по вышеуказанным счетам (вкладам) без оборотов за 3 квартал 2018 г. со сроком представления не позднее 30.10.2018 г. Однако Обществом не были представлены подтверждающие банковские документы за данный период.

Таким образом, ООО «УК «АктивАр» нарушены п. 4-7 Правил.

По результатам проверки были составлены протоколы об административном правонарушении от 25.02.2020 г., на основании материалов проверки были вынесены постановления о назначении административного наказания №16552005712169400003, №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. о назначении ООО «УК«АктивАр» по ч.6.5 ст.15.25 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель оспорил их в судебном порядке.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 названной статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) и п. 3-5 Постановления Правительства Российской Федерации № 819 от 28.12.2005 г. «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее - Постановление) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчетах. При ЭТОМ по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами, число отчетного квартала.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 819 от 28.12.2005 г. «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.

В соответствии с п.4 юридическое лицо - резидент» индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

В соответствии с п.5 подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала. В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала. В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

В соответствии с п.6 документы, предусмотренные пунктами 4-5 настоящих Правил, представляются непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с п.7 подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации №АС-4-2/12519 от 12.07.2013 г. нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами могут являться недостоверность сведений, указанных в отчете, заложение отчета неполностью, непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, представление отчета неуполномоченным лицом и др. нарушения правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, внесение корректировок и представление налогоплательщиком уточненных отчетов не освобождает от административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «АктивАр» открыт счет (вклад) за пределами Российской Федерации в BANK WINTER UND CO. AKTIENGESELLSCHAFT (Австрия) № 45009375010 (дата открытия 27.10.2016 г.).

15.10.2018г. ООО «УК «АктивАр» по почте заказным письмом был направлен отчет о движении средств по вышеуказанному счету (вкладу) с «нулевыми» оборотами за 3 квартал 2018 со сроком представления не позднее 30.10.2018 (получено 19.10.2018). Однако подтверждающие банковские документы по отчету за 3 квартал 2018г. до настоящего времени не представлены.

Согласно пояснениям, представленным ООО «УК «Активар», в целях получения подтверждающих банковских документов по счетам, открытым в BANK WINTER UND CO. AKTIENGESELLSCHAFT за период с 01.04.2018 г. по 30.06.2018 г., конкурсным управляющим был направлен запрос на представление указанных документов в адрес BANK WINTER UND CO.AKTIENGESELLSCHAFT. Ответ на запрос от BANK WINTER UND CO. AKTIENGESELLSCHAFT не получен (запрос направлен в адрес BANK WINTER UND CO. AKTIENGESELLSCHAFT только 06.12.2018 г., т.е. через 4 месяца после наступления срока представления отчетов).

Таким образом, ООО «УК «АктивАр» нарушены часть 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пункты 3-7 Постановления Правительства Российской Федерации № 819 от 28.12.2005 г. «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Время совершения правонарушения - 31.10.2018.

В соответствии с ч. 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом ООО «УК «Активар» неоднократно привлекалось к административной ответственности в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства: постановления о назначении административного наказания: № 79 от 07.12.2017 г. (вступило в законную силу 11.04.2018 г.); №81 от 07.12.2017 г. (вступило в законную силу 11.04.2018 г.); № 83 от 07.12.2017 г. (вступило в законную силу 11.04.2018 г.); № 262 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 04.06.2019 г.), № 261 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 04.06.2019 г.), № 260 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 04.06.2019 г.), № 264 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 26.01.2019 г.), № 259 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 31.01.2019 г.), № 258 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 26.01.2019 г.), № 257 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 21.01.2019 г.), № 256 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 29.01.2019 г.), № 255 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 21.02.2019 г.), № 254 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 21.02.2019 г.), № 253 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 21.02.2019 г.), № 263 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 21.02.2019 г.), а также к административной ответственности по ч. 6.5 ст.15.25 КоАП РФ постановлениями: №266 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 22.01.2019 г.); № 265 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 26.01.2019 г.); № 267 от 24.10.2018 г. (вступило в законную силу 26.01.2019 г.).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов влечет ответственность, предусмотренную ч. 6.5 КоАП РФ, а именно: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

На основании изложенного, суд первой инстанции верно указал, что ООО «УК «АктивАр» не соблюдены требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», то есть повторно совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, за которое предусмотрена ответственность по ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

Объективная сторона допущенного ООО «УК «АктивАр» правонарушения выражена в несоблюдении требований валютного законодательства Российской Федерации.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения, исходя из положений ст.2.1 КоАП РФ, характеризуется непринятием надлежащих и своевременных мер, направленных на исполнение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в 3 квартале 2018 г.

Никакие объективные обстоятельства не препятствовали ООО «УК «АктивАр» принять меры по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и в установленном порядке представить в банк подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в 3 квартале 2018.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено, доказательства уведомления заявителя о времени и месте совершения процессуальных действий, позволяющие сделать вывод о том, что административным органом предприняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждаются материалами административного дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Вместе с тем, суд первой инстанции верно посчитал, что административный штраф в сумме 400 000 руб. подлежит снижению до 200 000 руб. с учетом следующего.

На основании п.19 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности совершенного обществом деяния, обстоятельства рассматриваемого дела, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, до 200 000 руб.

Суд первой инстанции верно указал, что наложение административного штрафа в размере 200 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения и обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Таким образом, учитывая отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий, суд первой инстанции на основании ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно изменил оспариваемое постановление №16552005711932900003 от 04.03.2020 г., в части примененной меры ответственности и назначил Обществу вид наказания в виде административного штрафа в размере санкции ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ, в размере 200 000 руб.

Вместе с тем, в части требования заявителя об отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, исходя из следующего.

В рассматриваемом случае Обществу вменено непредставление отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Из приведенных положений статьи 12 Закона о валютном регулировании и Правил № 819 следует, что резиденты обязаны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, ключевым понятием для признания наличия или отсутствия обязанности по представлению указанного отчета является «средства по счетам (вкладам)».

Пунктом 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

валюта Российской Федерации, под которой понимаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

иностранная валюта, которой признаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Таким образом, Закон о валютном регулировании разграничивает понятия «средства на банковских счетах и в банковских вкладах», которые могут быть как в валюте Российской Федерации, так и в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, с одной стороны, и внешние ценные бумаги, с другой стороны.

При этом по смыслу пункта 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании подлежит представлению отчет именно о движении денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации.

Именно на такое толкование данной нормы ориентируют положения пункта 1 статьи 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, согласно которому резиденты вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Закона о валютном регулировании).

Следовательно, в пункте 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании имеются в виду исключительно денежные средства на банковских счетах и в банковских вкладах в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Изложенное подтверждается содержанием Формы отчета о движении средств юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819.

В частности, такая Форма предусматривает указание:

кода валюты счета в соответствии с Общероссийским классификатором валют (цифровой и буквенный коды);

остаток средств на счете на начало отчетного периода (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты);

зачисление средств за отчетный период (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты);

списание средств за отчетный период (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты);

остаток средств на счете на конец отчетного периода (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты).

Согласно примечанию 5 Формы в случае открытия мультивалютных счетов в графе «Наименование операции» указываются отдельно по каждой валюте остаток средств на счете на начало отчетного периода, остаток средств на счете на конец отчетного периода, зачислено средств за отчетный период - всего, в том числе по кодам видов операций, списано средств за отчетный период - всего, в том числе по кодам видов операций.

Таким образом, в отчете о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации подлежит указанию информация, связанная с операциями, производимыми исключительно с денежными средствами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, находящимися на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации.

Исходя из системного толкования приведенных норм, суд первой инстанции верно учел требования пункта 6 статьи 4 Закона о валютном регулировании, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Приведенной норме корреспондируют и положения части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из материалов дела, в постановлении №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. административный орган ссылается на то, что общество своевременно не представило отчет о движении средств по счету №45019375018 в банках за пределами Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что данный счет №45019375018 является счетом «Депо», в связи с чем движение денежных средств по данному счету невозможно. Также указал, что счет депо используется для учета прав на ценные бумаги.

Согласно имеющейся в материалах дела данных счета и контактной информации (переведенного на русский язык) счет №45019375018 является счетом «Депо».

В соответствии с п. 2.1 Положения Банка России от 13.11.2015 N 503-П "О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов" депозитарий может открывать следующие счета, предназначенные для учета прав на ценные бумаги:

- счет депо владельца;

- счет депо доверительного управляющего;

- счет депо номинального держателя;

- счет депо иностранного номинального держателя;

- счет депо иностранного уполномоченного держателя;

- счет депо депозитарных программ;

- депозитный счет депо;

- казначейский счет депо эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам);

- торговые счета депо, открываемые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", которыми являются торговый счет депо владельца, торговый счет депо доверительного управляющего, торговый счет депо номинального держателя, торговый счет депо иностранного номинального держателя, торговый счет депо иностранного уполномоченного держателя, торговый казначейский счет депо эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам);

- клиринговый счет депо, открываемый в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности", к которому открываются следующие субсчета: субсчет депо владельца, субсчет депо доверительного управляющего, субсчет депо номинального держателя, субсчет депо иностранного номинального держателя, субсчет депо иностранного уполномоченного держателя, казначейский субсчет депо эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам);

- транзитный счет депо, открываемый в депозитариях, имеющих лицензию специализированного депозитария, в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

- счет депо инвестиционного товарищества, открываемый в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе";

- счет депо эскроу-агента.

Таким образом, на счете «Депо» №45019375018 находятся (по терминологии Закона о валютном регулировании) внешние ценные бумаги, а не средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Такой счет предназначен для учета прав на ценные бумаги, а не отражения операций с денежными средствами.

Следовательно, счет «Депо» не относятся к категории банковских счетов и вкладов.

Аналогичной правовой позиции придерживается Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28 мая 2019 г. по делу № А19-32146/2018.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленная пунктом 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании обязанность по представлению отчетов движении средств на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации не распространяется на счета «депо», на которых учитываются операции не с денежными средствами, а с ценными бумагами.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно постановление Межрайонной ИФНС России № 14 по Республике Татарстан №16552005712169400003 от 04.03.2020 г. признал незаконным и отменил.

Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года по делу № А65-8766/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Сергеева

Судьи И.С. Драгоценнова

В.А. Корастелев