ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-8814/20 от 18.02.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-924/2021

г. Казань                                                 Дело № А65-8814/2020

19 февраля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Чувашской Республики – Чувашии

заявителя – Васильева А.А., доверенность от 05.02.2020,Лукиной Т.В., доверенность от 11.01.2021,

ответчика – Воронковой Е.В., доверенность от 07.10.2020, Кочкомазовой О.С., доверенность от 07.10.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу акционерного общества «Управление отходами»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020

по делу № А65- 8814/2020

по первоначальному заявлению акционерного общества «Управление отходами», г. Москва, к Волжско-Камскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан о признании недействительными: актов проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.03.2020 № 17, 18; требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 30.03.2020 № 08-3073,

по встречному заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан к акционерному обществу «Управление отходами», г. Москва, о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО за 2018 год в сумме 6 690 821,04 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 436 893,66 рублей за период с 02.03.2019 по 27.04.2020, задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО за 2019 год в сумме 2 395 563,77 рублей, пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2954,85 рублей за период с 02.03.2020 по 27.04.2020 в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Управление отходами» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее – управление) о признании недействительными: акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.03.2020 № 17; акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.03.2020 № 18; требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 30.03.2020 № 08-3073.

В свою очередь, управление обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан со встречным исковым заявлением к обществу о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) за 2018 год в сумме 6 90 821 рублей 04 копеек, пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 436 893 рублей 66 копеек за период с 02.03.2019 по 27.04.2020, задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО за 2019 год в сумме 2 395 563 рублей 77 копеек, пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2954 рублей 85 копеек за период с 02.03.2020 по 27.04.2020 в доход бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 в удовлетворении первоначального заявления отказано, встречное заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, выводы судов обеих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и доказательствам.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Обществом 08.02.2019 представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, по результатам проверки данной декларации управлением составлен акт от 26.03.2020 № 17, из которого следует, что предприятием неверно исчислена плата за размещение отходов: остатки сортировки твердых коммунальных отходов при  совместном сборе практически неопасные (74111912725). По данному виду отходов установлен лимит на размещение в количестве 17 879,927 тонн, фактически образовалось и размещено 117 946,21 тонн.

Управлением начислена плата по данному виду отходов в пределах лимита 17 879,927 тонн, сверхлимита 100 066,283 тонн (пункт 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, далее – Правила) с применением 5-кратного повышающего коэффициента к объему, размещенному сверхлимита.

09.03.2020 обществом представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, по результатам проверки которой управлением составлен акт от 26.03.2020 № 18, из которого следует неправильное исчисление обществом платы за размещение отходов: остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные (74111912725).

По данному виду отходов заявителю установлен лимит на размещение в количестве 17 879,927 тонн, в декларации указано на фактическое образование 82 820,73 тонн, размещено 52 820,75 тонн. Однако согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления на территории Чувашской Республики у филиала заявителя в г. Новочебоксарск отсутствуют места накопления отходов, поэтому управлением сделан вывод о том, что данные отходы направлены на размещение.

Управлением начислена плата по данному виду отхода в пределах лимита: 17 879,927 тонн, сверхлимита – 64 940,803 тонн с учетом 5-кратного повышающего коэффициента.

На основании данных актов управлением вынесено требование о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Полагая, что акты от 26.03.2020 № 17 и № 18, а также требование, основанное на данных актах, являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

Поскольку требование об уплате добровольно не было исполнено, управление обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании указанных сумм в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении первоначальных требований, и удовлетворяя встречные исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды).

Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды, платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 24 Закона об охране окружающей среды). Лимит на размещение отходов представляет предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды пришли к выводу о наличии превышения обществом утвержденных в установленном порядке лимитов на размещение отходов, и соответственно, правомерности применения управлением пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов за 2018 и 2019 годы.

Как указывает податель жалобы, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 из подпункта «л» пункта 29 Основ ценообразования исключено условие о необходимости учитывать расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов исходя из нормативов и (или) лимитов. Кроме того, Основы ценообразования дополнены пунктом 43(1), согласно которому расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности. Согласно пункту 4 данного постановления Правительства Российской Федерации оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018.

Судебная коллегия отмечает, что данные положения предполагают учет экономически обоснованных расходов регулируемых организаций по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

При этом исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов осуществляются в порядке, установленном статьями 16-16.5 Закона об охране окружающей среды и Правилами.

В свою очередь, пункт 18 названных Правил устанавливает формулу, в соответствии с которой рассчитывается плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов, а в пункте 20 этих Правил содержится формула, в соответствии с которой определяется плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение.

Данная формула и была применена управлением при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Признавая несостоятельным довод общества о накоплении отходов (2019 год) суды указали на то, что каких-либо доказательств (инструкций и отчетов производственного контроля, документов о перемещении отходов, документации, подтверждающей организацию и эксплуатацию участка временного накопления отходов), подтверждающих факт накопления отходов, а не их размещение, обществом не представлено. Суды признали несостоятельным доводы общества о сложившейся внештатной ситуации, связанной с нарушением регламента и выходом из строя оборудования, ввиду непредставления доказательств, подтверждающих данный факт. Ни один из этапов технологического процесса, согласно представленному регламенту, не предусматривает временного накопления отходов в значительном объеме на срок до 11 месяцев.

Что касается наличия подписанных актов сверки расчетов от 16.05.2019 № 01/2862-1, 01/2862-2, 01/2862-3 и № 01/2862-4, то следует отметить, что составление акта сверки является обязанностью контролирующего органа, от исполнения которой он не вправе отказаться. Как сослались суды, подписанные акты сверки свидетельствуют лишь об отсутствии со стороны управления спора по суммам, внесенным обществом в соответствии с декларациями, составленными самим обществом.

В свою очередь, управление представило доказательство наличия у плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду обязанности по уплате платежей в превышающей уплаченные суммы за тот же период.

При этом Правилами № 255 допускается проводить контроль платы либо по факту получения декларации о плате, либо в рамках проведения государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Невыявление нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в рамках плановой проверки общества в 2019 году не свидетельствует о том, что такие нарушения не могут быть выявлены в рамках проведения контроля платы по факту получения от общества декларации о плате и не свидетельствует об отсутствии нарушений и освобождении от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, суды признали, то проведение контроля за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил № 255 (9 мес. со дня приема декларации), не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год со стороны общества и об освобождении общества от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке, не служит основанием для отказа в удовлетворении управлению заявленных требованиях при установленном соблюдении срока исковой давности и доказанности правомерности взысканных судами сумм.

В связи с изложенными обстоятельствами следует согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных управлением исковых требований.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов обеих инстанций и свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу № А65-8814/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Управление отходами» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 30.12.2020 № 4101.

Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Л.Ф. Хабибуллин

Судьи                                                                          И.А. Хакимов

                                                                                     Р.Р. Мухаметшин