ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-9093/2007 от 26.08.2009 АС Поволжского округа

А65-9093/2007

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-9093/2007

28 августа 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Богдановой Е.В., Моисеева В.А.,

в отсутствие представителей:

Министерства финансов Российской Федерации – извещен, не явился,

уполномоченного органа (ФНС России) – извещен, не явился,

арбитражного управляющего ФИО1 – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2009 (председательствующий судья Мугинов Ф.К., судьи Камалетдинов М.М., Сафиуллин М.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи Лукьянова Т.А., Серова Е.А.,.)

по делу № А65-9093/2007

по заявлению Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка исполнения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2008 о взыскании с Федеральной налоговой службы за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 64 023 руб. 80 коп., принятого в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Родина»,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2007 общество с ограниченной ответственностью «Родина» (далее –должник, общество) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 Определением от 01.11.2007 ФИО2 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника и конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2008 конкурсное производство в отношении ООО «Родина» завершено, с заявителя по делу о банкротстве – Федеральной налоговой службы, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 взысканы 64 023 руб. 80 коп. расходов, связанных с проведением процедуры банкротства, из которых 60 000 руб. составляет вознаграждение за осуществление в период времени с 01.11.2007 по 01.05.2008 обязанностей конкурсного управляющего, 4023 руб. 80 коп. – расходы на опубликование сообщения о признании должника несостоятельным (банкротом).

16 октября 2008 года выдан исполнительный лист № 227068.

28 января 2009 года Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, действуя от имени Министерства финансов Российской Федерации (далее по тексту – заявитель, Министерство финансов РФ), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об изменении порядка исполнения определения суда от 19.06.2008 по настоящему делу о взыскании в пользу ФИО1 расходов по делу о банкротстве путем исключения из его резолютивной части указания на взыскание суммы денежных средств за счет казны Российской Федерации. Согласно доводам, изложенным в заявлении, бюджетные ассигнования на выплату вознаграждения арбитражным управляющим предусмотрены в бюджетной росписи Федеральной налоговой службы, в связи с чем взыскание суммы вознаграждения за исполнение обязанностей конкурсного управляющего должно осуществляться непосредственно с Федеральной налоговой службы.

Определением Арбитражного суда от 05.03.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об изменении порядка исполнения определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2008 о взыскании с Федеральной налоговой службы, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 64 023 руб. 80 коп. расходов, связанных с проведением процедуры банкротства, путем исключения из резолютивной части определения указания на казну Российской Федерации. Согласно доводам кассационной жалобы исполнительный лист от 16.10.2008 № 227068 не может быть исполнен в порядке, установленном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как выдан не на взыскание с Российской Федерации, и не может быть исполнен в порядке, установленном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как содержит формулировку о взыскании за счет средств казны Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующих обстоятельств.

В силу положений части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта не предполагает изменение самого судебного акта (его резолютивной части), в то время как заявитель фактически просит об этом суд, ходатайствуя об исключении из резолютивной части определения указания о взыскании судебных расходов по делу о банкротстве за счет средств казны Российской Федерации.

Кроме того, принимая и рассматривая, как само заявление об изменении порядка исполнения судебного акта, так и апелляционную жалобу на определение суда об отказе в удовлетворении указанного заявления, поданные Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан от имени Министерства финансов Российской Федерации, арбитражные суды нарушили правила статей 42, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 34 Закона о банкротстве, поскольку заявитель не является лицом, участвующим в деле.

Также, разрешая заявление арбитражного управляющего ФИО1 о возмещении расходов, связанных с проведением процедуры банкротства должника, Арбитражный суд Республики Татарстан не принимал решение о правах и обязанностях заявителя.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, органом, представляющим Российскую Федерацию в деле о банкротстве, является Федеральная налоговая служба России. И, при взыскании судебных расходов с Федеральной налоговой службы России за счет казны Российской Федерации, Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации исполняет лишь функции кредитной организации, права и обязанности которой судебным актом не могут быть затронуты во всяком случае. Ни Министерство финансов Российской Федерации, ни Федеральное казначейство, не уполномочены действовать в рамках дела о банкротстве от имени Российской Федерации, в силу указанного Постановления Правительства Российской Федерации.

В случае несогласия Российской Федерации, как публичного правового образования, с взысканием денежных средств за счет его казны в рамках дела о банкротстве, судебный акт о взыскании может быть оспорен органом, уполномоченным Российской Федерацией представлять его интересы в деле о банкротстве, - Федеральной налоговой службой России.

В этой связи у арбитражных судов отсутствовали правовые основания для принятия к производству и рассмотрения, как самого заявления об изменении порядка исполнения судебного акта, так и апелляционной жалобы, поданной Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан от имени Министерства финансов Российской Федерации.

Однако, учитывая то, что указанное нарушение нормы процессуального права не привело к принятию ошибочных судебных актов по существу, арбитражный суд кассационной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу № А65-9093/2007 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Е.В. Богданова

В.А. Моисеев