ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-9116/20 от 13.04.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-2140/2021

г. Казань                                                 Дело № А65-9116/2020

16 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Кормакова Г.А., Савкиной М.А.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Барс Экспо» - Латипова Л.Р. доверенность от 01.11.2019,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – Валиахметов Р.Х. доверенность от 11.01.2021,

от Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан – Фугин В.В. доверенность от 04.12.2020, Алексеев Д.В. доверенность от 25.02.2021,

от АНО «Дирекция международных программ» - Кулиев Ф.Й. доверенность от 12.04.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу   Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020

по делу № А65-9116/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Барс Экспо» об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04.03.2020 по делу № 016/01/11‑1248/2019.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Барс Экспо» (далее - ООО «Барс Экспо») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС) от 04.03.2020 по делу № 016/01/11-1248/2019. По данному факту возбуждено производство по делу № А65- 9116/2020.

Автономная некоммерческая организация «Дирекция международных программ» (далее - АНО «Дирекция международных программ», Дирекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Татарстанского УФАС России от 04.03.2020 по делу № 016/01/11-1248/2019. По данному факту возбуждено производство по делу № А65-10809/2020.

Дела, возбужденные Арбитражным судом Республики Татарстан на основании указанных заявлений, объединены в одно производство с присвоением ему номера А65- 9116/2020.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Прокуратура Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (далее – Агентство).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2020 по делу № А65- 9116/2020 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ»  установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе в электронной форме. Кроме того, Татарстанское УФАС считает, что выполнение работ АНО «Дирекция международных программ» по заключенному договору субподряда было вызвано не свободным волеизъявлением ответчика, связанным с достижениями своих уставных целей, а заключенным антиконкурентным соглашением между ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ». Наличие антиконкурентного соглашения подтверждается также использованием единого IP-адреса для осуществления входа на электронную торговую площадку.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

В Татарстанское УФАС России поступили обращения Прокуратуры Республики Татарстан о выявлении признаков нарушения законодательства о защите конкуренции в отношении проводимого Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан  электронного аукциона № 0111200001119000003, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, выраженного в заключении между ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» соглашения, ограничивающего конкуренцию, что привело к поддержанию цен на торгах.

Обнаружив признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Барс Экспо» при проведении аукциона в электронной форме, антимонопольным органом издан приказ от 19.08.2019 № 01/352-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении указанных обществ по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 Решением от 04.03.2020 по делу № 016/01/11-1248/2019 АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Барс Экспо» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что, по мнению Татарстанского УФАС России выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе в электронной форме с реестровым № 0111200001119000003.

Не согласившись с указанным решением, ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» обратились в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Суды обеих инстанций, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 11, пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенными в пункте 2 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», установили незаконность вынесенного Татарстанским УФАС решения.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

Бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о наличии устного картельного соглашения в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, лежит на административном органе.

По делу оспаривается решение антимонопольного органа от 04.03.2020 по делу № 016/01/11-1248/2019, которым АНО "Дирекция международных программ" и ООО "Барс Экспо" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что, по мнению Татарстанского УФАС России выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе в электронной форме с реестровым № 0111200001119000003.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут, в том числе, доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга.

 При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка. Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru заказчиком Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан 14.03.2019 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0111200001119000003 на оказание услуг по обеспечению деятельности выставочной экспозиции Республики Татарстан па Ежегодном инвестиционном форуме Annual Investment Meeting - ATM 2019 (ОАЭ, Дубай). Начальная максимальная цена контракта составила 2 297 790,60 рублей.

В вышеуказанном аукционе приняли участие АНО «Дирекция международных программ» (ИНН 1655363617), ООО «Барс Экспо» (ИНН 1656102128) и ООО «Римоторс» (ИНН 1655348087).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.03.2019 № 0111200001119000003-1 первые части заявок всех участников признаны заказчиком соответствующими требованиям документации и допущены до участия в аукционе. Заказчик - Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан назначил дату проведения аукциона в электронной форме - 25.03.2019. Оператором электронной площадки htip://etp.zakazrf.ru АО «АГЗ РТ» было назначено время проведения аукциона в электронной форме - 25.03.2019 в 11:35:00 (+03:00).

Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме от 25.03.2019, ценовое предложение было подано единственным участником ООО «Барс Экспо». Так, для участия в аукционе ООО «Барс Экспо» (заявка № 1162136) предложено ценовое предложение – 2 286 301,65 рублей. АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Римоторс» ценовое предложение не подали.

Согласно пояснениям представителя ООО «Римоторс» на заседании Комиссии, организацией не было подано ценового предложение по причине невозможности участия в аукционе по семейным обстоятельствам директора организации, который самостоятельно осуществляет участие в закупках.

АНО «Дирекция международных программ» в своих пояснениях указало на технический сбой на электронной площадке АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» http://etp.zakazrf.ru/ организация во время торговой сессии, в связи с чем, не смогла подать ценовое предложение, о чем уведомила заказчика, направив в его адрес письмо о произошедшем техническом сбое.

АНО «Дирекция международных программ» на заседании Комиссии в материалы дела представила четыре скриншота с компьютера, сделанные АПО «Дирекция международных программ» во время проведения торговой сессии и после нее, а именно 25.03.2019 в 11:32, в 11:42, в 11:59, в 12:04 с подтверждением того, что при просмотре веб-страницы в браузере Internet Explorer возникла ошибка «Не удается отобразить эту страницу».

Согласно ответу оператора электронной площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» в день проведения торговой сессии по электронному аукциону № 0111200001119000003, а именно 25.03.2019, программно-аппаратные средства оператора электронной площадки работали в штатном режиме, сбоев в работе выявлено не было, жалобы от участников закупок и заказчиков не поступали.

Согласно другому ответу оператора ЭТП АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (от 28.01.2020) ошибка веб-страницы в браузере Internet Explorer «Не удается отобразить эту страницу» может возникать в случаях, когда операционной системе не удается получить данные с вызываемого ресурса. Причины невозможности могут крыться как на самом локальном компьютере (различное программное обеспечение, сетевые настройки, привязки доменных имен), так и в сети, в которой находится компьютер (шлюзы, прокси, роутеры и пр.).

Кроме того, из представленных оператором ЭТП документов антимонопольным органом установлено, что в этот же день 25.03.2019 с 9 часов 48 минут до 10 часов 15 минут АНО «Дирекция международных программ» принимал участие в электронном аукционе № 0111200001119000002, проводимом Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан.

Поскольку представленные АНО «Дирекция международных программ» скриншоты сделаны участником самостоятельно, нотариально не заверены, антимонопольный орган посчитал, что данные документы не являются надлежащим доказательством, а также пришел к выводу, что «технический сбой» может возникать на рабочем столе участника закупки искусственно.

На основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1.3 статьи 69, частью 3.1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион признан несостоявшимся, победителем закупки признано ООО «Барс Экспо» с ценовым предложением контракта – 2 286 301,65 рублей.

Рассматриваемый аукцион завершился с минимальным снижением цены контракта (снижение ценового предложения в рамках проведения указанного аукциона составило 0,5%).

По мнению антимонопольного органа, пассивное поведение участников аукциона свидетельствует о намерении обеспечить заключение контракта по максимально высокой цене в условиях отсутствия конкурентного ценового предложения.

Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган посчитал, что АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Римоторс», участвуя в аукционе, не имели намерения заключать государственный контракт.

05.04.2019 между заказчиком Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан и победителем закупки ООО «Барс Экспо» заключен государственный контракт № 19-007 на оказание услуг по обеспечению деятельности выставочной экспозиции Республики Татарстан на Ежегодном инвестиционном форуме Annual Investment Meeting - AIM 2019 (ОАЭ, Дубай) на сумму 2286301,65 рублей 05.04.2019 (в день заключения государственного контракта № 19-007) между ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» заключен договор подряда № 5 на оказание комплекса услуг для обеспечения выставочной экспозиции Республики Татарстан, в рамках Ежегодного инвестиционного форума (AIM 2019), Дубай, 8-10 апреля 2019 года на сумму 646000 рублей, срок оказания услуг с 07.04.2019 по 10.04.2019 (аналогично пунктам 1-7 приложения № 1 к государственному контракту № 19007).

Согласно акту оказанных услуг от 10.04.2019 № 22 услуги по договору подряда № 5 были выполнены АНО «Дирекция международных программ» в полном объеме и в срок. Оплата в размере 646000 рублей произведена ООО «Барс Экспо» с нарушением сроков, установленных пунктом 2.1 договора, а именно 31.07.2019 по платежному поручению № 156.

Комиссией установлено, что АНО «Дирекция международных программ» выполнила 28,25% (646000 рублей от 2286301,65 рублей) работ от государственного контракта, тогда как ООО «Барс Экспо» оказало 12,21% услуг от государственного контракта № 19-007 (279 161,65 рублей от 2 286 301,65 рублей).

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что победителем ООО «Барс Экспо» заключены следующие договора подряда на оказание услуг, связанных с предметом закупки по обеспечению деятельности выставочной экспозиции Республики Татарстан на Ежегодном инвестиционном форуме Annual Investment Meeting - AIM 2019 (ОАЭ, Дубай):

1. № 09/03/2019 от 09.03.2019 с ИП Хузиным Д.Л. на оказание услуг: разработка интерактивного программного обеспечения для выставочной экспозиции Республики Татарстан на ежегодном инвестиционном форуме «AIM 2019» г.Дубай (ОАЭ) 8-10 апреля 2019 года нa сумму 400000 рублей (аналогично пункту 11 приложения № 1 к государственному контракту № 19-007).

2. № К-03/04 от 03.04.2019 с ИП Камалиевым Л.И. на оказание услуг; организация питания на ежегодном инвестиционном форуме «AIM 2019» г.Дубай (ОАЭ) 8-10 апреля 2019 года на сумму 456890 рублей (аналогично пунктам 9, 10 приложения № 1 к государственному контракту № 19-007).

3. Услуги по изготовлению сувенирных подарочных наборов и раздаточного материала оказывал ИП Шафигуллин Айдар Раисович на сумму 504250 рублей, (аналогично пунктам 12, 13 приложения № 1 к государственному контракту № 19-007).

Таким образом, сумма заключенных между ООО «Барс Экспо» с АНО «Дирекция международных программ», ИИ Камалиевым А.И., ИП Хузиным и ИП Шафигуллиным А.Р. договоров составила 2007140 рублей.

Следовательно, как указывает Татарстанское УФАС, ООО «Барс Экспо» самостоятельно оказало услуги по обеспечению фото-и видеосъемки, обеспечение бейджами (аналогично пунктам 8, 14 приложения № 1 к государственному контракту № 19-007) на сумму 279161 рублей (12,21%).

Антимонопольный орган в качестве доказательств наличия антиконкурентного соглашения в действиях АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Барс Экспо» ссылается на наличие 11 договоров, из которых 5 договоров займа в 2018 году, которые были погашены в полном объеме, один договор субаренды оборудованной площади в 2018 году, договор оказания услуг по поручению ООО «Барс Экспо» в рамках конференции «Паллиативная помощь» в 2018 году, три договора на оказание комплекса услуг в 2019 году и один договор субподряда  от 05.04.2019 № 5 на оказание комплекса услуг для обеспечения выставочной экспозиции Республики Татарстан, в рамках Ежегодного инвестиционного форума (AIM 2019) г.Дубай, 8-10 апреля 2019 года.

Кроме того, по мнению антимонопольного органа, наличие договоренностей между ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ», подтверждается наличием родственных связей между данными лицами, а именно - генеральный директор ООО «Барс Экспо» Фахардынов Руслан Робертович (ИНН 165612845950) является двоюродным братом директора АНО «Дирекция международных программ» Нагуманова Аделя Фаатовича (ИНН 165714187604). Директор АНО «Дирекция международных программ» Нагуманов Адель Фаатович также является генеральным директором ООО «Экспос-М» (ИНН 1655229266). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, адрес местонахождения ООО «Экспос-М»: 420124, Россия, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Меридианная, д.4, оф.11.

Комиссией установлено, что по вышеуказанному адресу также осуществляет свою деятельность ООО «Барс Экспо». Между ООО «Экспос-М» и ООО «Барс Экспо» было заключено 3 договора займа, что, по мнению антимонопольного органа также свидетельствуют о наличии устойчивых связей между ООО «Экспос-М» и ООО «Барс Экспо», поскольку директорами указанных обществ являются двоюродные братья.

ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» в 2019 году осуществлялся вход на электронную площадку hitр://sale.zakazrf.ru/ с одного и того же IР-адреса 178.205.250.30.

Кроме того, АНО «Дирекция международных программ» с использованием IP-адреса 178.205.250.30 осуществляло подачу заявок па участие в других электронных аукционах, проводимых на ЭТП, а также подачу ценовых предложений. ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» в ходе рассмотрения дела в Татарстанском УФАС России указали, что выход в информационно телекоммуникационную сеть Интернет осуществлялся с помощью открытой Wi-Fi сети в публичном месте.

В ходе рассмотрения дела, антимонопольный орган установил, что IP-адрес 178.205.250.30 предоставляется оператором ПАО «Таттелеком». Согласно ответу ПАО «Таттелеком», с 13.03.2015 по настоящее время статический IP-адрес (178.205.250.30) принадлежит ООО «Реол» (ИНН 1655041867), схема подключения point-to-point, выделенная сетка 178.205.250.28/30, адрес подключения: г.Казань, ул.Баумана, д.19 (ул. Профсоюзная, дом 16Б).

Антимонопольный орган указал, что по данному адресу зарегистрировано ООО «Торнадо-Авто», директором и участником которого является Нагуманов Фаат Габдрафикович, отец директора АНО «Дирекция международных программ», на основании чего Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что при подаче предложений, а также просмотра информации о закупках на ЭТП с использованием IР-адреса 178.205.250.30 заявители (ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ») использовали инфраструктуру ООО «Торнадо-Авто».

ООО «Барс Экспо» за все время с момента регистрации на площадке осуществляло вход на ЭТП с использованием IP-адреса 178.205.250.30 22 раза. Вместе с тем, установлено, что организация не подавала заявок на участие и ценовых предложений с использованием вышеуказанного IP-адреса. Совместно OOO «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» приняли участие только в двух электронных аукционах, проводимых на электронной площадке.

По мнению антимонопольного органа, отсутствие ценового предложения в закупке № 0111200001119000003 является для АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Барс Экспо» нестандартным поведением и свидетельствует о намеренном неучастии организации с целью поддержания цены контракта и для обеспечения выигрыша ООО «Барс Экспо».

Исходя из установленных антимонопольным органом фактов, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае при участии в аукционе № 0111200001119000003 АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Барс Экспо» реализовали антиконкурентную модель поведения путем обеспечения участия в закупке субъекта-конкурента с целью имитации конкурентной борьбы и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО «Барс Экспо» и АНО «Дирекция международных программ» признаков вменяемого деяния и отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих участие в антиконкурентном соглашении.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, на аукцион было подано три заявки, все участники были допущены. Как указано в судебных актах, участники аукционов не могли предвидеть какое количество заявок будет подано, отклонено или допущено к аукциону. Следовательно, извлечение какой-либо прибыли путем сговора между двумя участниками невозможно, так как остальные участники не ограничены в выражении своей позиции относительно ценового предложения. Тот факт, что цена контракта оказалась приближенной к рыночной, сам по себе не доказывает угрозу причинить вред интересам бюджета.

Кроме того, в действиях третьего участника ООО «Римоторс», не подавшего ценового предложения, антимонопольный орган не усмотрел признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Учитывая то, что на оператора электронной площадки возлагается обязанность обеспечить конфиденциальность данных об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, схема антиконкурентной модели поведения, вменяемого административным органом, не могла быть реализована при наличии в закупке третьего участника.

Антимонопольным органом не были представлены доказательства, что один из заявителей создавал препятствие другим потенциальным участникам аукциона и влиял на их действия.

Доводы заявителя кассационной жалобы относительно заключения победителем конкурса договоров субподряда также не принимается судом кассационной инстанции, поскольку, заключение договоров субподряда  не может являться бесспорным доказательством наличия между хозяйствующими субъектами соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.

Как пояснило общество, заказчик изначально предполагал, что самостоятельное оказание услуг по контракту без привлечения соисполнителей невозможно, так как это было предусмотрено контрактом, что также не противоречит законодательству.

Доказательств наличия какой-либо объективной или субъективной взаимозависимости общества и Дирекции, которая могла бы служить мотивом для отказа от участия в торгах в пользу другого участника аукциона, антимонопольным органом не представлено.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суды не установили согласованность совместных действий руководителей  обществ, являющихся, как указывает антимонопольный орган, двоюрдными братьями.

Вывод заявителя кассационной жалобы о том, что наличие договорных отношений между заявителями свидетельствует об информированности участников о поведении друг друга, суд признает несостоятельным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Кроме того, в обоснование нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции Управление указало об одновременном использовании участниками одного IP-адреса 178.205.250.30.

Оценив представленные в материалы дела документы, суды установили, что использование для подачи заявок одного IP-адреса не означает совместное использование участниками аукционов одного компьютера, поскольку выход в сеть интернет является общедоступным.

Как установлено антимонопольным органом, IP-адрес 178.205.250.30 предоставляется оператором ПАО "Таттелеком". Согласно ответу ПАО "Таттелеком", с 13.03.2015 по настоящее время статический IP-адрес (178.205.250.30) принадлежит ООО "Реол" (ИНН 1655041867), схема подключения point-to-point, выделенная сетка. При этом ПАО "Тателеком" не подтвердил наличия договорных отношений на связь между сторонами.

Как указал заявитель и не опровергнуто ответчиком, IP-адрес (178.205.250.30) расположен в месте осуществления хозяйственной деятельности более чем 22-х юридических лиц (гостиница, деловой центр). Таким образом, данная инфраструктура является местом массовой регистрации пользователей.

Суды первой  и апелляционной инстанции установили, что выход в интернет с одного IP-адреса обусловлен объективными обстоятельствами, доступ к инфраструктуре друг друга конкуренты закупки не осуществляли, сеть выполняла только функцию доступа к интернету, но не к каким-либо иным ресурсам конкурента.

  Доводы антимонопольного органа относительно «нестандартного поведения участников закупки» АНО «Дирекция международных программ» и ООО «Барс Экспо» при проведении аукциона, выраженного в отсутствии ценовых предложений при условии активного участия в иных аукционах в электронной форме, в которых принимали участие помимо ответчиков по делу иные хозяйствующие субъекты, не приняты судами, поскольку порядок проведения аукционов определен Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В данном случае, как установили суды, именно технический сбой привел к невозможности подать ценовое предложение.

Суды также признали несостоятельными доводы антимонопольного органа о том, что снижение ценового предложения в рамках проведенного аукциона было минимальным и составило 0,5%.

«Шаг аукциона», в соответствии с регламентом проведения торгов составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не участники размещения заказа устанавливает минимальный шаг аукциона, а законодатель. Следовательно, законодатель считает достаточным и обоснованным подобное снижение цены и не предусматривает какого-либо минимального или максимального количества «шагов аукциона» или минимального/максимального количества поданных заявок.

Исходя из анализа совокупности выявленных косвенных доказательств, их объективной соотносимости с фактическими обстоятельствами по изложенным выше основаниям суды верно сделали выводы об отсутствии факта наличия антиконкурентного соглашения.

Исходя из названных обстоятельств, установленных по результатам анализа представленных сторонами доказательств, суды обеих инстанций пришли к выводу  об отсутствии факта наличия антиконкурентного соглашения,

Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования нижестоящих судов, оценены ими и обоснованно отклонены с приведением соответствующих доводов в мотивировочной части обжалуемых судебных актов, а потому подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценить выводы судебных инстанций, основанные на представленных в материалы дела доказательствах, переоценивать данные доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу № А65-9116/2020 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                    М.А. Савкина

                                                                                              Г.А. Кормаков