ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-9174/2022 от 21.09.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-8035/2023

г. Казань Дело № А65-9174/2022

27 сентября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,

при участии представителей:

акционерного общества «Татнефтепром» - Миннегалиева Л.М. (доверенность от 15.12.2022),

индивидуального предпринимателя Валиахметовой Гулии Миневазировны – Гарипов Ф.Ф. (доверенность от 31.08.2022),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Валиахметовой Гулии Миневазировны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023

по делу № А65-9174/2022

по заявлению акционерного общества «Татнефтепром» (ОГРН 1021601623670, ИНН 1644009854), г. Альметьевск, к Палате земельных и имущественных отношений Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061665002112, ИНН 1640004012), с. Черемшан Республики Татарстан, Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района (ОГРН 1061665000022, ИНН 1640003883), с. Черемшан Республики Татарстан, о признании незаконным решения, понуждении заключить договор,

с участием заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью «АГРО-Фирма Кутеминская», индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства Гатина Дамира Мирзагитовича, индивидуального предпринимателя Валиахметовой Гулии Миневазировны, Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Татнефтепром» (далее – АО «Татнефтепром», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (далее - ИК Черемшанского МО РТ) об отказе в заключении на новый срок договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:41:000000:33, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, СПК им. Ленина, изложенного в письме от 11.03.2022 №534; возложении на Палату земельных и имущественных отношений Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (далее – Палата), ИК Черемшанского МО РТ обязанности заключить с обществом договор аренды вышеуказанного земельного участка на новый срок.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023, заявленные требования удовлетворены.

Индивидуальный предприниматель Валиахметова Гулия Миневазировна (далее – ИП Валиахметова Г.М.), не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Представитель ИП Валиахметовой Г.М., явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Представитель АО «Татнефтепром», явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласен, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (арендодатель) и АО «Татнефтепром» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 22.06.2006 № 071-3802, по условиям которого обществу в аренду сроком по 25.04.2016 предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 8 097 000 кв.м с кадастровым номером 16:41:000000:33, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, СПК им. Ленина, для сельскохозяйственного производства.

По акту приема-передачи от 22.06.2006 данный земельный участок передан АО «Татнефтепром».

Между АО «Татнефтепром» (субарендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «АГРО-Фирма Кутеминская» (далее – ООО «АГРО-Фирма Кутеминская», субарендатор) с согласия арендодателя, изложенного в письме от 20.02.2009 № 11, заключен договор субаренды земельного участка от 19.02.2009 № 1, в соответствии с которым общество передало ООО «АГРО-Фирма Кутеминская» в субаренду сроком до 24.04.2016 вышеуказанный земельный участок.

Договор аренды от 22.06.2006 № 071-3802 и договор субаренды от 19.02.2009 № 1 зарегистрированы, о чем 08.08.2006 и 20.03.2009, соответственно, в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.

После истечения срока действия договора аренды от 22.06.2006 № 071-3802 общество продолжало пользоваться земельным участком с кадастровым номером 16:41:000000:33 при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем данный договор аренды в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

Палата направила в адрес АО «Татнефтепром» письмо от 07.12.2021 № 217 о расторжении договора аренды от 22.06.2006 № 071-3802, приложив к нему дополнительное соглашение о расторжении данного договора и акт приема-передачи земельного участка, которое было получено обществом 01.02.2022.

АО «Татнефтепром» обратилось в ИК Черемшанского МО РТ с заявлением от 17.02.2022 о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33 на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ИК Черемшанского МО РТ письмом от 11.03.2022 № 534 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без торгов, поскольку договора аренды от 22.06.2006 № 071-3802 прекратил действие 25.04.2016, в связи с истечением срока действия.

АО «Татнефтепром», полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:41:000000:33 находился в аренде у АО «Татнефтепром» на основании договора аренды от 22.06.2006 № 071-3802, который был возобновлен на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании этого земельного участка, а также принимая во внимание, что общество обратилось с заявлением о заключении нового договора аренды до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, руководствуясь подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пришли к выводу о том, что заявитель имеет право на заключение нового договора аренды испрашиваемого земельного участка, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации содержится перечень случаев, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен без проведения торгов.

Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести этот земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае, если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено право на заключение нового договора аренды земельного участка (продление срока ранее заключенного договора) без торгов, опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.

Как указывалось выше, после истечения срока действия договора аренды от 22.06.2006 № 071-3802 общество продолжало пользоваться земельным участком с кадастровым номером 16:41:000000:33 при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем суды пришли к верному выводу о том, что данный договор аренды в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.

На основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договор аренды земельного участка возобновлен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца, если иное не предусмотрено договором.

Палата направила в адрес АО «Татнефтепром» письмо от 07.12.2021 № 217 о расторжении договора аренды от 22.06.2006 № 071-3802, приложив к нему дополнительное соглашение о расторжении данного договора и акт приема-передачи земельного участка, которое было получено обществом 01.02.2022.

АО «Татнефтепром» 17.02.2022 обратилось в ИК Черемшанского МО РТ с заявлением о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33, т.е. до истечения трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды пришли правильному выводу о том, что общество обратилось с заявлением о заключении нового договора аренды в отношении спорного земельного участка до дня истечения срока действия ранее заключенного договора.

Вместе с тем, одним из основных условий заключения без проведения торгов нового договора аренды в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения является отсутствие у уполномоченного органа, в том числе у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение испрашиваемого земельного участка, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, что прямо предусмотрено подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.

Особенности отношений, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения, регулируются в том числе Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», статьей 8 которого предусмотрено, что на арендаторов таких земельных участков возлагаются дополнительные, помимо предусмотренных общими нормами, обязанности: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв и другие.

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 утверждена Стратегия национальной безопасности (далее – Стратегия), являющаяся базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические приоритеты, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Согласно пунктам 78, 81 Стратегии хищническое использование природных ресурсов ведет к деградации земель и снижению плодородия почв. Российская Федерация рассматривает свою территорию, ее ландшафтное и биологическое разнообразие, уникальный эколого-ресурсный потенциал в качестве национального достояния, сохранение и защита которого необходимы для обеспечения жизни будущих поколений, гармоничного развития человека и реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Подпунктом 9 пункта 83 Стратегии предусмотрено, что достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение, в том числе задач предотвращения деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивации нарушенных земель.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20, национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период являются: восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» регулируются отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование земель.

Одними из основных целей государственной аграрной политики являются: обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов (пункты 2 и 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 08.02.2022 земельный участок площадью 7 983 450 с кадастровым номером 16:41:000000:33 поставлен на государственный кадастровый учет 31.05.2006, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство, в границы данного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, входят обособленные земельные участки с кадастровыми номерами: 16:41:160203:50, 16:41:160204:47, 16:41:160204:50, 16:41:160204:42, 16:41:160204:52, 16:41:160204:43, 16:41:160204:49, 16:41:160204:53, 16:41:160204:48, 16:41:160204:51, 16:41:150403:94, 16:41:150403:96, 16:41:150403:95, 16:41:150403:93, 16:41:150403:98, 16:41:150403:101, 16:41:150403:89, 16:41:150403:102, 16:41:150403:100, 16:41:150403:90, 16:41:150403:97, 16:41:160203:44, 16:41:160202:57, 16:41:160202:52, 16:41:160202:53, 16:41:150403:99, 16:41:160202:152, 16:41:060503:49, 16:41:060503:31, 16:41:060503:30.

Согласно письму Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан от 07.07.2021 земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 294 549,43 кв.м с кадастровым номером 16:41:060503:30 и площадью 349 236,68 кв.м с кадастровым номером 16:41:160204:43, входящие в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33, не используются для сельскохозяйственного производства, заросли однолетними и многолетними растениями.

Из акта обследования земельного участка от 22.11.2021 № 3, составленного комиссией в составе: председателя и заместителя председателя Палаты, начальника Управления сельского хозяйства и производства в Черемшанском муниципальном районе Республики Татарстан, начальника отдела филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по РТ Черемшанского районного отдела, следует, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:41:060503:30 и 16:41:160204:43, входящие в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33, полностью заросли сорной растительностью, следов проведения агротехнических мероприятий не установлено.

Кроме того, как следует из протокола судебного заседания от 20.12.2022 и определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2022 представитель ООО «АГРО-Фирма Кутеминская», которое являлось субарендатором земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33, пояснил, что часть данного земельного участка использовалась в качестве пастбища для скота, в связи с чем на указанной части земельного участка не осуществлялось сельскохозяйственное производство.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на момент обращения АО «Татнефтепром» 17.02.2022 с заявлением о заключении договора аренды в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:41:000000:33 на новый срок, выявленные уполномоченными органами нарушения целевого использования данного земельного участка, представленного в аренду для сельскохозяйственного производства, были заявителем устранены.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у уполномоченного органа отсутствовала информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях земельного законодательства при использовании обществом испрашиваемого земельного участка сделаны преждевременно, без полной и всесторонней оценки доказательств, имеющихся в материалах дела.

При этом вывод судов о том, что неиспользование части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:41:000000:33 для сельскохозяйственного производства не является основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок, сделан при неправильном применении вышеуказанных норм права, поскольку неиспользование даже части земельного участка сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства приводит к сокращению площадей земель сельскохозяйственного назначения, деградации земель, снижению плодородия, не соответствует принципам сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и их рационального использования.

Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

В материалы дела представлены: договор аренды земельных участков от 22.03.2022 №20, заключенный между Палатой (арендодатель) и ИП Валиахметовой Г.М. (арендатор) по условиям которого арендатору в аренду сроком до 21.02.2023 предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 16:41:150403:89, 16:41:150403:98, 16:41:060503:31, 16:41:060503:49, 16:41:060503:30, 16:41:150403:90, 16:41:150403:94, 16:41:160203:44, входящие в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33; договор аренды земельных участков от 25.03.2022 № 21, заключенный между Палатой (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Гатиным Дамиром Мирзагитовичем (арендатор), в соответствии с которым арендатору в аренду сроком до 24.02.2023 предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 16:41:160202:53, 16:41:160202:52, 16:41:160202:152, 16:41:160204:43, 16:41:160204:42, входящие в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33.

Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером 16:41:000000:33, который суды обязали предоставить АО «Татнефтепром» в аренду, на момент рассмотрения спора была обременена правами третьих лиц, однако данным обстоятельствам судами первой и апелляционной инстанций оценки не дано.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу № А65-9174/2022 отменить.

Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело № А65-9174/2022 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу № А65-9174/2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи В.А. Карпова

Р.А. Вильданов