ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-9234/2017 от 10.05.2018 АС Поволжского округа

490/2018-17676(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-32340/2018

г. Казань Дело № А65-9234/2017  11 мая 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Савкиной М.А., 

судей Топорова А.В., Баширова Э.Г.,
при участии представителей:

управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования  (Росприроднадзора) по Республике Татарстан – ФИО1  доверенность от 05.03.2018, ФИО2 доверенность от 28.03.2018, 

общества с ограниченной ответственностью  «Нира-Экспорт» - ФИО3 доверенность от 08.11.2017, 

в отсутствие:

общества с ограниченной ответственностью  «Кама-Ресурс-Казань» - извещенно надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Нира-Экспорт» 


на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017 (судья  Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 23.01.2018 (председательствующий Бажан П.В.,  судьи Корнилов А.Б., Засыпкина Т.С.) 

по делу № А65-9234/2017

по иску управления Федеральной Службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной  ответственностью «Нира-Экспорт» (ОГРН 10216.02829126;  ИНН <***>), с участием третьего лица общества с ограниченной  ответственностью «Кама-Ресурс-Казань», о взыскании задолженности  по плате за негативное воздействие на окружающую среду, 

УСТАНОВИЛ:

управление Федеральной Службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзор) по Республике Татарстан  (далее - истец, управление, управление Росприроднадзора по Республике  Татарстан) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан  с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью  «Нира-Экспорт» (далее - ответчик, общество, ООО «Нира-Экспорт»),  с привлечением в качестве третьего лица общества с ограниченной  ответственностью «Кама – Ресурс - Казань»  (далее - ООО «Кама-Ресурс-Казань»), о взыскании задолженности по плате  за негативное воздействие на окружающую среду (плата за размещение  отходов) за 1 - 4 кварталы 2014 года в размере 423 657,88 рублей. 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 23.01.2018 заявленные требования удовлетворены  в полном объеме. 


С ООО «Нира-Экспорт» в пользу управления Росприроднадзора  по Республике Татарстан взыскана плата за негативное воздействие  на окружающую среду за 1-4 кварталы 2014 в размере 423 657,88 рублей. 

ООО «Нира-Экспорт», не согласившись с принятыми по делу  судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа  с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые  с нарушением и не правильным применением норм материального  и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять  по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных  требований. 

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела,  рассмотрев доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон,  проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения  судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную  жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим. 

В ходе проведенной Управление Росприроднадзора по Республике  Татарстан проверки представленного ООО «Нира-Экспорт» расчета платы  за 1 - 4 квартал 2014 года выявлено отсутствие документов,  подтверждающих обращение с отходами в нарушение приказа  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы счета платы  за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения  и представления формы расчета платы за негативное воздействие  на окружающую среду» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008   № 182), а именно, в отсутствии продления нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение (ежегодного представления  технического отчета по обращению с отходами) обществом не был  применен пятиповышающий коэффициент при делении платы. 


На основании пункта 143 Приказа Росприроднадзора от 23.10.2015   № 849, управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан  произведен перерасчет раздела № 4 расчета платы, выставлено требование  от 21.06.2016 № 10-5551 о погашении образовавшейся задолженности  в размере 423 657,88 руб. 

Принимая во внимание не представления обществом в ответ  на требование обоснованного корректировочного расчета платы с копиями  подтверждающих документов, а также подтверждающих документов  об уплате рассчитанной задолженности, управление обратилось  в арбитражный суд с настоящими требованиями. 

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной  инстанций исходили из правомерности произведенного управлением  Росприроднадзора по Республике Татарстан расчета платы за негативное  воздействие на окружающую среду как за сверхнормативное размещение  отходов 4 класса опасности за 1-4 кварталы 2014, и применения  в отношении общества пятикратного коэффициента к платежам  за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды  при начислении платы за негативное воздействие на окружающую среду  в размере 423 657,88 руб. 

Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами  судебных инстанций в силу следующего. 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002   № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране  окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду  является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду  является обязательным федеральным платежом, предназначенным  для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану  и восстановление окружающей среды. Порядок исчисления и взимания  платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается  законодательством Российской Федерации, в том числе постановлениями 


Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632  «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров  за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов,  другие виды вредного воздействия», от 12.06.2003 № 344 «О нормативах  платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ  стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих  веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение  отходов производства и потребления». 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела  доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей  71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 16 Федерального закона  от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 1, 14  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства  и потребления» (далее - Закон об отходах), приказом министерства  природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014   № 541, приказом министерства природных ресурсов Российской  Федерации от 15.06.2001 № 511 (действовавшим до 10.01.2016), приказом  Росприроднадзора от 20.10.2010 № 311 с изменениями, внесенными  приказом Росприроднадзора от 29.10.2010 № 332, Указа Президента  Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»,  Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.1992   № 632, приказом министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении  Методических указаний по разработке нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение», Приказом Федеральной службы  по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006   № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие  на окружающую среду», пунктов 5, 12 порядка разработки и утверждения  нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 


утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, пункту 2 Правил  предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов,  утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997   № 155 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации  от 13.10.1997 № 1303, от 15.09.2000 № 694, от 01.02.2005 № 49) установив,  что согласно расчетам платы за негативное воздействие за 1 - 4 кварталы  2014 год, расчет за размещение отходов ответчиком произведен в объеме  185,7 м3, фактически управлением на основании поступивших  от ответчика отчетных документов установлено, что образованные отходы  в заявленный период передавались на размещение хозяйствующим  субъектам (лицензиатам), эксплуатирующим объекты (полигоны), о чем  свидетельствуют заключенные договора на оказание услуг по захоронению  отходов и акты выполненных работ, согласно которых ответчиком  передано на размещение отходов в объеме 361 м3, при анализе  представленных ответчиком расчетов платы за негативное воздействие  на окружающую среду, данных Технического отчета о неизменности  производственного процесса, используемого сырья и обращения  с отходами за 2014 год и актов выполненных работ, управлением  обнаружена разница в количестве размещенных отходов («мусор  от офисных и бытовых помещений организаций несортированный  (исключая крупногабаритный»), (код  по ФККО - 9120040001004) - 30,6775 т., за которые не внесена плата  за негативное воздействие на окружающую среду, у ответчика имеется  паспорт отходов «мусор от офисных и бытовых помещений организаций  несортированный ( исключая крупногабаритный )», в связи с чем разница  в объемах 175,3 м3 с плотностью 0,175 т/м3 пересчитана управлением  как отход «мусор от бытовых помещений», документ об утверждении  нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выдан  ООО «Нира-Экспорт» 31.12.2013, однако отчетность ответчиком в адрес  управления представлена 16.06.2016, в связи с чем утвержденные 


ответчику лимиты не являются действующими и не подлежат  применению, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод,  что управлением правомерно произведен расчет задолженности платы  за негативное воздействие на окружающую среду за период 1 - 4 кварталы  2014 года с учетом пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных  размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение  отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением  Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 пятикратного  повышающего коэффициента. 

Более того, судебными инстанции правомерно учтено, что согласно  сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего  предпринимательства информация об ООО «Нира-Экспорт» включена  в указанный реестр только 01.08.2016, следовательно, в рассматриваемом  случае к ответчику допустимо применение повышающего коэффициента  к расчетам платы за размещение отходов за период 1 - 4 кварталы  2014 года. 

Представленные документы в силу статьи 65, 71 АПК РФ были  признаны судебными инстанциями, относимыми и допустимыми  доказательствами по делу. 

Иная оценка заявителями кассационной жалобы установленных  по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии  судебными инстанциями незаконного судебного решения. 

Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные  в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку  они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку  доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела,  которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не входят в компетенцию суда кассационной  инстанции. 


Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы были  предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, где им дана  надлежащая правовая оценка. 

Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной  инстанции не установлены. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округ 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2017  и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 23.01.2018 по делу № А65-9234/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья М.А. Савкина

Судьи А.В. Топоров 

 Э.Г. Баширов