АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-11853/2023
г. Казань Дело № А65-9588/2023
13 марта 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Сибгатуллина Э.Т.
без вызова сторон,
рассмотрев кассационную жалобу Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023
по делу №А65-9588/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства» к Государственному комитету по тарифам Республики Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 21.03.2023 № 037/23,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан (далее – Комитет, административный орган) о назначении административного наказания от 21.03.2023 № 037/23.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2023 (мотивированное решение от 02.10.2023) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым признано незаконным и отменено постановление Комитета о назначении административного наказания от 21.03.2023 № 037/23.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявления Общества, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права. Податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о малозначительности вменяемого Обществу правонарушения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество осуществляет на территории Республики Татарстан деятельность по сбору, транспортировке и захоронению (размещению) отходов 4-5 класса опасности, в том числе твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Комитетом установлено, что в нарушение пунктов 13, 19 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 (далее – Стандарты), Общество в установленный срок (не позднее 16.12.2022) не раскрыло информацию о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования.
По данному факту Комитетом в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2023 № 037/23 и вынесено постановление от 21.03.2023 № 037/23 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и квалифицировать вмененное Обществу правонарушение как малозначительное, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт, которым признал незаконным и отменил постановление Комитета о назначении административного наказания от 21.03.2023 № 037/23.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17 Постановления № 10).
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что из представленных доказательств, характеризующих степень вины правонарушителя, обстоятельств правонарушения и характера наступивших последствий (фактического отсутствия негативных последствий), не усматривается, что допущенное заявителем правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным интересам; в данном конкретном деле составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, а применение в настоящем случае меры административного наказания в виде штрафа не соответствует тяжести правонарушения и его последствий, суд апелляционной инстанции посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать вмененное Обществу правонарушение малозначительным.
Оценка вывода судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления № 10, статья 286 АПК РФ).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288, 288.2 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Постановление апелляционного суда от 15.11.2023 соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу № А65-9588/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Э.Т. Сибгатуллин