ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-10335/16 от 25.12.2017 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 декабря 2017 года

г. Вологда

Дело № А66-10335/2016

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года .

В полном объеме постановление изготовлено декабря 2017 года .

         Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и                 Моисеевой И.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

         при участии от акционерного общества «АтомЭнергоСбыт»                                   Колотовой А.Ю. по доверенности от 28.04.2017, 

         рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу акционерного общества «Атомэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 марта 2017 года по делу                             № А66-10335/2016 (судья Рощупкин В.А.),

у с т а н о в и л :

          акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; место нахождения: 163051, г. Архангельск, ул. Гагарина, д. 42, оф. 302; далее – общество, АО «АтомЭнергоСбыт») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Поселок Химинститута-47» (ОГРН 1156952004043, ИНН 6950031368; место нахождения: 170032, г. Тверь, п. Химинститута; далее - управляющая компания, ООО УК «Поселок Химинститута-47») о понуждении заключить договор энергоснабжения в редакции, предусмотренной проектом договора энергоснабжения от 01.02.2016 № 69105350.

         К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – МРСК), муниципальное унитарное предприятие «Тверьгорэлектро».

Решением суда от 31 марта 2017 года истцу отказано в удовлетворении требований.

Общество с решением  суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что обстоятельства дела свидетельствуют о необходимости урегулировать разногласия, возникшие у сторон при заключении договора энергоснабжения. Полагает, что у суда не имелось оснований для отказа в иске.

Ответчик в отзыве и возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения.

Ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 № 116 истцу присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика МРСК с 01.04.2014.

АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик), являясь ресурсоснабжающей организацией, 28.03.2016 направило в адрес ответчика (исполнитель) с сопроводительным письмом от 20.02.2016 № 39-88 проект договора энергоснабжения от 01.02.2016 № 69105350 (далее – договор), для целей обеспечения предоставления коммунальной услуги электроснабжения на общедомовые нужды собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении  ООО УК «Поселок Химинститута-47» и расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Химинститута,                 д. 47 (далее – МКД, жилой дом, спорный дом (приложение 1 к договору)).

Согласно информации, предоставленной Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 07.12.2017                          № 17983-06, ООО УК «Поселок Химинститута-47» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.05.2015 № 000089; управляющая компания осуществляет управление спорным домом на основании решения собрания собственников помещений МКД от 22.03.2015 и договора управления от 27.04.2015 № 47; жилой дом включен в реестр лицензий Тверской области 25.03.2016 и по состоянию на 04.12.2017 находится в управлении ответчика.

Данная информация также является общедоступной, указанные факты ООО УК «Поселок Химинститута-47» не опровергло, иных сведений относительно способа управления и управляющей организации по спорному дому управляющая компания суду апелляционной инстанции не представила.       

Договором, направленным истцом ответчику, предусмотрено, что истец обязуется осуществлять продажу электрической энергии, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, исполнителю в МКД на общедомовые нужды (далее – ОДН).

Данная оферта ответчиком не получена, поскольку упомянутое выше письмо от 20.02.2016 № 39-88 с проектом договора, направленным по адресу местонахождения управляющей компании, последней не получено, почтовое уведомление вернулось с  отметкой «Истек срок хранения» (том 1, лист 12;                  том 4).

Ссылаясь на то, что ответ на предложение заключить договор от                              ООО УК «Поселок Химинститута-47» не поступил, истец обратился в суд с рассматриваемыми в рамках данного спора требованиями.

Суд первой инстанции в  процессе судебного разбирательства установил, что ответчик не уклоняется от заключения договора и у сторон имеются разногласия по отдельным пунктам договора, которые подлежат урегулированию, сослался на то, что истец не воспользовался своим правом на изменение предмета заявленных требований, и отказал обществу в удовлетворении иска.

Между тем в силу положений статьи 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор определяются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Договор энергоснабжения, о понуждении заключения которого просил истец, согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признается публичным договором.

          Обязанность по заключению договора энергоснабжения в интересах лиц, пользующихся помещениями в многоквартирном жилом доме, возложена на ресурсоснабжающую организацию (гарантирующего поставщика) и потребителя - исполнителя коммунальных услуг (в данном случае управляющую компанию), что следует из пункта 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), и                     части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –                   ЖК РФ).

          В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

          По смыслу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

          Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.

          При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится, по существу, к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 305-ЭС16-16501 по делу № А41-97565/2015).

         Как усматривается в материалах дела и установлено судом первой инстанции, ответчик выразил свою позицию в отношении спорного договора после обращения общества с иском в суд, заявил разногласия по отдельным пунктам договора, которые по существу не рассмотрены.

         Как отражено в обжалуемом судебном решении, по указанию суда 25.10.2016 истец направил в адрес ответчика копию проекта договора (том 1, листы 107-109), указанная оферта получена управляющей компанией 03.11.2016 (том 1, лист 94). Не согласившись с отдельными условиями договора (пунктами 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.3, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.7, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12, 3.1.14, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.23, 3.1.24, 3.2.6, 3.2.7, 4.1, 4.2, 4.6, 4.8, 5.4, 6.1) ответчик 08.11.2016 направил в адрес истца возражения к договору (том 1, листы 78-84).

         Также в материалы рассматриваемого дела ответчик представил свой вариант договора энергоснабжения (том 1, листы 85-89).  

Рассмотрев указанные выше разногласия сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ  понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с Основными положениями и Правилами № 124.

Таким образом, несмотря на то, что для ответчика договор энергоснабжения не является публичным, управляющая компания не вправе отказаться от заключения такого договора, поскольку обязанность ответчика его заключить предусмотрена статьей 161 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.

Пунктом 11 Правил № 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Согласно пункту 12 Правил № 124 исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно- технического обеспечения. Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.

Материалами дела подтверждено, что истец является ресурсоснабжающей организацией, ответчик – исполнителем коммунальных услуг.

Оснований для отказа ответчика от заключения договора ресурсоснабжения не установлено.

Ввиду того, что в рамках настоящего спора рассматривается требование истца о заключении договора в предложенной им редакции, встречное требование управляющей компанией о заключении договора энергоснабжения в предложенной им редакции не заявлялось, суд апелляционной инстанции рассматривает условия договора, предложенного обществом, с учетом возражений по условиям этого договора, представленных ООО УК «Поселок Химинститута-47».

Ответчик считает, что в удовлетворении требований общества следует отказать, поскольку проект договора с подписью и печатью                                           АО «Атомэнергосбыт» до обращения истца в суд с рассматриваемым требованием управляющей компании не направлялся.

Данный довод ответчика подлежит отклонению.

Факт направления ответчику проекта договора с сопроводительным письмом от 20.02.2016 № 39-88 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела. Тот факт, что данный проект договора управляющая компания не получила, не является основанием для вывода о том, что общество не исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 10               Правил № 124, поскольку юридическое лицо обязано организовать получение корреспонденции в месте своего нахождения, последствия неисполнения данной обязанности по общему правилу несет названное юридическое лицо.

Более того, как указано выше, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции  ООО УК «Поселок Химинститута-47» ознакомилось с договором и по отдельным его условиям представило свои возражения.   

По правилам статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 124 существенным условием договора ресурсоснабжения является предмет договора - вид коммунального ресурса, дата начала поставки коммунального ресурса, показатели качества поставляемого коммунального ресурса, порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса.

В пункте 18 Правил № 124 приведены условия, которые также должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения.

Как указано выше, разногласия сторон касаются пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.3, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.7, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12, 3.1.14, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.23, 3.1.24, 3.2.6, 3.2.7, 4.1, 4.2, 4.6, 4.8, 5.4, 6.1 договора.

Из материалов дела следует, что АО «Атомэнергосбыт» настаивает на заключении договора, согласно которому осуществляется поставка электроэнергии в жилой дом на ОДН.

Управляющая компания согласна заключить договор на поставку электроэнергии в жилой дом на ОДН, при этом считает, что для расчетов стоимости энергии, объема поставленной энергии, следует принимать показания приборов учета, установленных в местах общего пользования (в подвале, подъездах, лифтах).

Управляющая компания, ссылаясь на наличие у истца и собственников помещений договоров на поставку энергии в эти помещения, наличие приборов учета, установленных в местах общего пользования (в подвале, подъездах, лифтах), считает, что ответчик обязан оплачивать стоимость энергии, поставленной в указанные места общего пользования, согласно показаниям этих приборов учета.

По мнению управляющей компании, условия договора об оплате энергопотребления по прибору учета, фиксирующего весь объем энергии, поступающей в жилой дом, не согласуются с условиями договора, предусматривающими оплату энергии на ОДН, поскольку в общий объем энергии, поступающий в жилой дом, входит также объем индивидуального потребления, который может быть не оплачен собственниками помещений и может быть включен в расчеты истца и ответчика. Поскольку расчеты за индивидуальное энергопотребление собственники производят напрямую обществу, управляющая компания считает, что все расчеты за это потребление АО «АтомЭнергоСбыт» должно вести с собственниками помещений МКД.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы ответчика подлежат отклонению, доводы истца являются обоснованными в части ввиду следующего.                

  Согласно подпункту «б» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее -                    Правила № 354), исполнитель коммунальной услуги обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

         В соответствии с пунктом 2 данных Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); к коммунальным ресурсам в том числе относится электрическая энергия.

         Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

          Стороны ссылаются на то, что у истца и собственников помещений МКД сложились договорные отношения на поставку энергии.

         Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что собственники помещений заключили с обществом договоры энергоснабжения в порядке, предусмотренном главой 30 ГК РФ, в том числе содержащие условия, предусматривающие порядок расчетов за электроэнергию, поставленную в МКД.

        Тот факт, что собственники помещений оплачивают истцу стоимость энергии, поставленной в указанные помещения, сам по себе не свидетельствует о заключении таких договоров.    

  Частью 7 статьи 155 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

  Частью 7.1 данной статьи предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

  В соответствии с пунктом 64 Правил № 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

   Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

   Таких решений собственников помещений жилого дома, содержащих условия и порядок оплаты коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации,  в материалы рассматриваемого дела ни истцом, ни ответчиком не представлено. 

При этом пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее –                         Правила № 491), предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

          Из содержания приведенных норм следует, что внесение собственниками платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям за индивидуальное потребление само по себе не свидетельствует о наличии у собственников помещений и ресурсоснабжающей организации самостоятельных (отдельных) договоров на поставку коммунального ресурса в жилой дом и не исключает обязанности управляющей компании заключить договор на поставку в этот дом коммунального ресурса, необходимого не только для освещения мест общего пользования, на которые ссылается ответчик, но и на обеспечение эксплуатации инженерных систем жилого дома, включая его электросетевое хозяйство и потери, возникающие в этих сетях, входящих в состав общего имущества МКД.  

         Из представленной ответчиком в суд апелляционной инстанции проектной документации на спорный дом не следует, что МКД с внешней стороны здания имеет два ввода энергосетей, учитывающих отдельно электроэнергию, поступающую в места общего пользования и в помещения, принадлежащие собственникам этого дома. 

          На странице 4 типового проекта 121-043/1.2, представленного ответчиком (том 4, лист 55), указано, что в результате выполнения технико-экономических подсчетов принято решение – электрооборудование каждой секции выполнить как самостоятельный законченный объект, имеющий питание от отдельного вводно-распределительного шита; предусматривается два варианта ввода питающих кабелей со стороны фасадов здания, для электроснабжения квартир от вводно-распределительного щита отходит питающая линия, которая подходит к электрошкафам, установленным в нишах стен, учет электроэнергии на освещение технического подполья и лестничных клеток осуществляется счетчиком, установленным на распределительном щите.  

         Из этого следует, что питающие линии разделены в распределительном щите, находящемся в силу положений пункта Правил № 491 в границах балансовой принадлежности управляющей компании.

         Кроме того, из данной документации не установить, на какой питающей линии находятся лифты; сведений об исполнении данной проектной документации суду также не представлено.   

         Каких-либо иных сведений, пояснений ответчик суду не представил.

         Несмотря на неоднократное требование суда об обеспечении явки представителя ответчика в заседание суда апелляционной инстанции и организацию судебного заседания по рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области, представителя управляющая компания в судебные заседания не направила.     

         Таким образом, оценив предъявленные суду доводы и доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оплата ООО УК «Поселок Химинститута-47» энергии, поступающей в места общего пользования (в подвал, подъезды, лифты), рассчитанной по установленным в этих местах общего пользования приборам учета, на которые ссылается ответчик, не ограничивает обязанность ООО УК «Поселок Химинститута-47» как управляющей компании оплатить стоимость коммунального ресурса, поставленного обществом в жилой дом.  

          Следовательно, приборы учета, на которые указывает ответчик, не могут быть приняты в качестве приборов учета энергии, фиксирующих весь объем энергии, поступающий в спорный жилой дом от границы балансовой принадлежности сторон.  

Пункт 2.1.1 договора предусматривает, что гарантирующий поставщик обязан урегулировать в интересах собственников и пользователей помещений в МКД (далее - потребители) отношения по передаче электрической энергии  до  точек поставки исполнителя, соответствующих границам раздела, определенным актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности – в точке    присоединения внутридомовых электрических сетей к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Управляющая компания считает, что данный пункт из текста договора следует исключить.

Между тем в соответствии с пунктом 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

В силу приведенных норм истец обязан урегулировать отношения с сетевой организацией на оказание услуг по передаче энергии в МКД.

Согласно пункту 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Подпункт «а» пункта 18 Правил № 124 предусматривает установление в договоре ресурсоснабжения условия о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил  № 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.

  С учетом изложенного и положений пункта 2 и раздела 2 Правил № 861 следует признать, что предложенная обществом редакция пункта 2.1.1 договора, предусматривающая обязанность истца согласовать вопросы, связанные с передачей энергии до точек поставки исполнителя, соответствующих границам раздела, определенным актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности – в точке присоединения внутридомовых электрических сетей к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики, согласуется с упомянутыми выше нормами и принимается судом в редакции, предложенной обществом.

Пункт 2.1.3 договора предусматривает, что гарантирующий поставщик обязан при поступлении письменного запроса от исполнителя предоставлять исполнителю данные об объемах электрической энергии, потребленной в    жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, с собственниками которых гарантирующим поставщиком заключены договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), на электронный адрес.

Ответчик предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Ссылаясь на подпункт «д» пункта 18 Правил № 124, истец считает, что спорный пункт договора следует принять в редакции истца.

  Названной нормой установлено, что в договоре ресурсоснабжения в том числе предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

  С учетом изложенного, редакции Правил № 354, действующих с 01.01.2017 и предусматривающих в том числе обязанность собственников нежилых помещений многоквартирных жилых домов заключить договор на поставку ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, и отсутствия в материалах дела договоров, заключенных обществом и собственниками помещений спорного дома, суд апелляционной инстанции считает возможным изложить пункт 2.1.3 договора в следующей редакции: «Гарантирующий поставщик обязан при поступлении письменного запроса от исполнителя предоставлять исполнителю на электронный адрес данные об объемах электрической энергии, поставленной в нежилые и жилые помещения многоквартирного дома, собственники которых заключили с гарантирующим поставщиком договоры на поставку энергии и (или) производят оплату энергии, поставленной в эти помещения, ресурсоснабжающей организации». 

Пункт 2.1.4 договора предусматривает, что гарантирующий поставщик обязан в случае обнаружения у потребителя несанкционированного    подключения к внутридомовым электрическим сетям либо несанкционированного вмешательства в работу приборов учета электрической энергиинезамедлительно (в течение 24 часов) сообщить о данных фактах исполнителю способом, позволяющим подтвердить получение указанной информации.

Ответчик предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Ссылаясь на подпункт «в» пункта 18 Правил № 124, истец считает, что данный пункт договора следует принять в редакции истца.

   Названной нормой определено, что в договоре ресурсоснабжения в том числе предусматривается условия о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем), а также обязанность сторон по информированию о выявлении несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам и порядок взаимодействия при выявлении такого подключения, в том числе порядок осуществления перерасчетов по оплате коммунальных ресурсов.

С учетом изложенного судом принимается пункт 2.1.4 в редакции, предложенной истцом.

          Согласно пункту 2.2.3 договора гарантирующий поставщик имеет право участвовать в проверках достоверности представленных потребителями сведений о показаниях    комнатных    приборов учета электрической    энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их     состояния, проводимых исполнителем.

Ответчик предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Ссылаясь на подпункт «е» пункта 18 Правил № 124, истец считает, что данный пункт договора следует принять в редакции истца.

  Названной нормой определено, что в договоре ресурсоснабжения в том числе предусматриваются обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках.

С учетом изложенного судом принимается пункт 2.2.3 в редакции, предложенной истцом.

Пунктом 3.1.3 договора предусмотрено, что исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с момента получения  от  гарантирующего поставщика соответствующей информации составлять акты о выявлении несанкционированного подключения, акты проверки состояния прибора учета    потребителей, акты о неучтенном потреблении электрической энергии с    привлечением представителя гарантирующего поставщика для составления соответствующего акта. В случае, если представитель гарантирующего поставщика не явился для участия в составлении акта, исполнитель составляет акт самостоятельно. Надлежаще оформленный акт в течение 3 рабочих дней подлежит направлению в адрес гарантирующего поставщика.

Ответчик предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Ссылаясь на подпункт «в» пункта 18 Правил № 124, истец считает, что данный пункт договора следует принять в редакции истца.

         С учетом вышеизложенного, названной нормы Правил № 124, а также отсутствия иного предложенного ответчиком порядка взаимодействия сторон при выявлении фактов несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам судом принимается пункт 3.1.3 в редакции, предложенной истцом.

         В силу пункта 3.1.4 договора исполнитель обязан незамедлительно устранять (демонтировать) несанкционированное подключение  в  случае обнаружения таких фактов у потребителей.

  Между тем подпунктом «в» пункта 115 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения.

  Ввиду этого пункт 3.1.4 договора следует изложить в редакции названного подпункта пункта 115 Правил № 354, доводы ответчика об исключении пункта 3.1.4 договора в редакции, предложенной истцом, принимаются судом апелляционной инстанции.

         В пункте 3.1.7 договора определено, что исполнитель не менее чем за                    3 дня до проведения проверки обязан письменно уведомлять гарантирующего    поставщика о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных  приборов  учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных)    приборов учета и (или) проверки их состояния.

  С учетом положений подпункта «е» пункта 18 Правил № 124 и отсутствия у ответчика возражений относительно указанного срока уведомления о проведении проверок суд апелляционной инстанции соглашается с позицией истца, доводы ответчика об исключении пункта 3.1.7 договора в редакции, предложенной обществом, подлежат отклонению.

          Согласно пункту 3.1.9 договора при допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика   и сетевой организации, к которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного   дома,   для совершения указанных    действий.    В случае, если представители   указанных   организаций в установленные дату и время не явились для допуска  в  эксплуатацию  приборов учета, исполнитель     осуществляет допуск в эксплуатацию   указанных   приборов учета самостоятельно.

Управляющая компания предлагает данный пункт исключить из текста договора.

         Между тем, как обоснованно указал истец, данная обязанность исполнителя предусмотрена абзацем двенадцатым пункта 152 Основных положений, согласно которому при допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае, если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.

Следовательно, пункт 3.1.9 договора принимается в редакции, предложенной истцом.

Пункт 3.1.10 договора указывает, что исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, факта их наличия или отсутствия.

Управляющая компания предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Ссылаясь на подпункты «е(1)», «е(2)», «ж» пункта 31, подпункт «а» пункта 82, раздел VII  Правил № 354, истец считает, что данный пункт договора следует принять в редакции истца.

  Подпункт «е(1)» пункта 31 названных Правил предусматривает обязанность исполнителя  осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета; подпункт «е(2)» данного пункта Правил - осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.

  Согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

   Подпунктом «а» пункта 82 Правил № 354 определена обязанность исполнителя проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

         Раздел VII  Правил № 354 предусматривает порядок проведения таких проверок.

С учетом изложенного редакция пункта 3.1.10 договора принимается в редакции, предложенной истцом.

Пунктом 3.1.11 договора установлена обязанность исполнителя проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях       индивидуальных, общих (квартирных),   комнатных   приборов учета путем     сверки     их     с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки. Проверки  должны проводиться исполнителем   в   сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Данная обязанность исполнителя предусмотрена подпунктом «ж»              пункта 31, а также подпунктом «б» пункта 82 Правил № 354. Сам порядок проведения проверок закреплен в разделе VII названных Правил.

При этом подпунктом «г» пункта 32 Правил № 354 закреплено право исполнителя осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).

С учетом изложенного редакция пункта 3.1.11 договора принимается в редакции, предложенной истцом, доводы ответчика о необходимости исключения данного пункта из текста договора подлежат отклонению.

Пункт 3.1.12 договора определена обязанность исполнителя принимать   в   порядке   и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, сообщения потребителей о факте предоставления     электрической энергии ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить    проверку    такого факта с составлением  соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества электрической энергии, также акта, фиксирующего вред, причиненный     жизни, здоровью или имуществу потребителей.

Данная обязанность исполнителя предусмотрена подпунктом «и»                 пункта 31 Правил № 354, согласно которому исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.

Кроме того, в силу подпункта «к» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения (подпункт). Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X названных Правил.

С учетом изложенного пункт 3.1.12 договора принимается судом в редакции, предложенной истцом, доводы ответчика о необходимости исключения данного пункта из текста договора подлежат отклонению.

Пункт 3.1.14 предусматривает обязанность исполнителя обеспечить эксплуатацию установленных и допущенных в эксплуатацию приборов учета, сохранность и целостность приборов учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, своевременную замену приборов учета, указанных в приложении 2 к настоящему договору, в соответствии с действующим законодательством.

Редакция данного пункта договора по факту установки в МКД общедомовых приборов учета согласуется с подпунктом «к» пункта 11                  Правил № 491, которым предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.), а также с пунктами 2, 144 Основных положений, подпунктом «г» пункта 31,                    пунктом 81(11) Правил № 354, из которых следует, что надлежащая эксплуатация предусматривает также сохранность и целостность приборов учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, своевременную замену прибора учета.

Следовательно, пункт 3.1.14 договора принимается судом в редакции, предложенной истцом, доводы ответчика о необходимости исключения данного пункта из текста договора подлежат отклонению.

Пункт 3.1.18 договора предусматривает, что исполнитель обязан обеспечить доступ гарантирующего поставщика к энергопринимающим устройствам, находящимся    в границах балансовой принадлежности данного исполнителя  и  потребителей,  в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Управляющая компания предлагает данный пункт исключить из текста договора.

В обоснование своей позиции истец ссылается на пункт 167 Основных положений, а также на подпункт «е» пункта 18 Правил № 124, которым предусмотрена возможность участия ресурсоснабжающей организации в проверках достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета и состояния приборов учета, в том числе, как считает общество, с допуском в жилое помещение.

Названным пунктом Основных положений предусмотрено, что гарантирующие поставщики наделены полномочиями по проверке соблюдения потребителями требований Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условия заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления; полномочиями по проведению проверок на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии; по проверке надлежащего технологического присоединения строений, зданий и (или) сооружений, расположенных на земельном участке многоквартирного дома или граничащих с ним земельных участках, к электрическим сетям, в том числе к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома, с привлечением лиц, отвечающих за содержание указанных сетей, в целях выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.

Между тем названными нормами не определено право исполнителя коммунальных услуг проводить проверки относительно энергопринимающих устройств, расположенных внутри жилых помещений собственников МКД, без согласия на то указанных собственников. Следовательно, ответчик не имеет возможности самостоятельно обеспечить доступ гарантирующего поставщика к энергопринимающим устройствам, находящимся в помещениях потребителей.

Ввиду изложенного пункт 3.1.18 договора следует изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан обеспечить доступ гарантирующего поставщика к энергопринимающим устройствам, находящимся    в границах балансовой принадлежности данного исполнителя, в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации».

По нормам пункта 3.1.19 договора исполнитель обязан незамедлительно через лиц, имеющих право ведения оперативных переговоров, указанных в приложении 4 к настоящему договору, сообщать  гарантирующему  поставщику и сетевой   организации,   к   сетям которой непосредственно присоединены электроустановки потребителя, о выходе из строя или утрате прибора учета с последующим письменным уведомлением об этом гарантирующего поставщика и сетевую организацию в течение 2-х рабочих дней.

Управляющая компания предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Между тем согласно пункту 43 Основных положений в договор энергоснабжения в качестве условий об обязанностях потребителя, в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор энергоснабжения, помимо условий, указанных в настоящем документе, подлежат включению также установленные в Правилах № 861 обязанности потребителя услуг по передаче электрической   энергии,   применимые к  потребителю, в отношении энергопринимающих устройств которого заключается договор энергоснабжения. В договоре энергоснабжения для случаев, когда в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) по условиям договора требуется непосредственное взаимодействие третьих лиц, привлеченных гарантирующим поставщиком для оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с потребителем, в отношении энергопринимаюших устройств которого заключается договор энергоснабжения, должен быть описан порядок такого взаимодействия, обязанности и ответственность потребителя за его несоблюдение. В договоре энергоснабжения должна содержаться контактная информация сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно присоединены энергопринимающие устройства потребителя (контактные телефоны для заочного обслуживания потребителей, ссылка на официальный сайт сетевой организации в сети Интернет). С учетом приведенных норм договор энергоснабжения должен содержать, в том числе обязанности, установленные для потребителей услуг по передаче электрической энергии, и порядок взаимодействия потребителя с третьими лицами, привлеченными гарантирующим поставщиком для оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Пункт 14 Правил № 861 содержит перечень обязанностей потребителя, в силу пункта 43 Основных положений подлежащих включению в договор энергоснабжения.

Подпунктом «м» пункта 14 Правил № 861 предусмотрена обязанность потребителя обеспечивать соблюдение установленного в договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка взаимодействия сторон договора в процессе учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета, в том числе в части: допуска установленного прибора учета в эксплуатацию; определения прибора учета, по которому осуществляются расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии; эксплуатации прибора учета, в том числе обеспечение поверки прибора учета по истечении установленного для него межповерочного интервала; восстановления учета в случае выхода из строя или утраты прибора учета, срок которого не может быть более 2 месяцев; передачи данных приборов учета, если по условиям договора такая обязанность возложена на потребителя услуг; сообщения о выходе прибора учета из эксплуатации.

С учетом изложенного, сторон договора, их статуса, а также условия договора, предусматривающего установку общедомового прибора учета,               пункт 3.1.19 принимается судом в редакции истца за исключением слова «потребителя», которое в тексте данного пункта следует заменить на слово «исполнителя».

В соответствии с пунктом 3.1.23 исполнитель обязан в течение 24 часов с момента обнаружения сообщать гарантирующему поставщику и сетевой организации в письменной форме обо всех нарушениях схем и неисправностях в работе приборов учета электрической энергии, а также о нарушении защитных и пломбирующих устройств приборов учета.

Ответчик предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Согласно пункту 42 Основных положений договор энергоснабжения должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела X настоящего документа и включающие в том числе порядок сообщения о выходе прибора учета из строя, его утрате.

                            Подпунктом «и» пункта 14 Правил № 861 на потребителя возложена обязанность информировать сетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них.

                            Подпунктом «м» пункта 14 Правил № 861 предусмотрена обязанность потребителя обеспечивать соблюдение установленного в договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка взаимодействия сторон договора в процессе учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета, в том числе в части: допуска установленного прибора учета в эксплуатацию; определения прибора учета, по которому осуществляются расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии; эксплуатации прибора учета, в том числе обеспечение поверки прибора учета по истечении установленного для него межповерочного интервала; восстановления учета в случае выхода из строя или утраты прибора учета, срок которого не может быть более 2 месяцев; передачи данных приборов учета, если по условиям договора такая обязанность возложена на потребителя услуг; сообщения о выходе прибора учета из эксплуатации.                                                                                          

С учетом изложенного, требований пунктов 42, 43, 167 Основных положений, пункта 14 Правил № 861, условий договора, предусматривающих установку общедомового прибора учета, пункт 3.1.23 принимается судом в редакции истца, доводы управляющей компании об исключении данного пункта из текста договора, следует отклонить.

Пункт 3.1.24 указывает на обязанность исполнителя поддерживать на границе балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок)    значения показателей качества электрической энергии, обусловленные работой энергопринимающих устройств потребителей, соответствующие техническим      регламентам и иным обязательным требованиям.

Подпунктом «а» пункта 18 Правил № 124 предусмотрено, что исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил № 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.

С учетом данного пункта Правил № 124, а также положений, предусмотренных пунктом 35 Правил № 354, пункт 3.1.24 принимается судом в редакции истца, доводы управляющей компании об исключении данного пункта из текста договора следует отклонить.

Пункт 3.2.6 договора устанавливает право исполнителя осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку правильности снятия потребителями показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, проверку состояния таких приборов учета.

Ответчик предлагает данный пункт исключить из текста договора.

Общество ссылается на подпункт «е(1)» пункта 32 Правил № 354.

Данным подпунктом предусмотрено право исполнителя осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

Ввиду этого суд апелляционной инстанции считает, что пункт 3.2.6 договора следует изложить в следующей редакции:

«Исполнитель вправе осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета)».

В силу пункта 3.2.7 договора исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать потребителям подачу электрической энергии в порядке, установленном Правилами № 354.

Данный пункт договора согласуется с требованиями подпункта «д» пункта 32 названных Правил и принимается судом в редакции, предложенной обществом.

Пункт 4.1 договора предусматривает, что объем поставленной электрической энергии в   многоквартирные   дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяется на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ),  указанных  в  приложении 2 к настоящему договору.

По общему правилу объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, должен определяться на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета (статья 539 ГК РФ, подпункт «а» пункта 21 Правил № 124, пункты 138, 144, 152, 153 Основных положений, пункты 2, 31, 32 Правил № 354, статья 13 Федерального закона от 23.11.2009                   № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В приложение 2 к договору должны быть внесены сведения об установленном в жилом доме ОДПУ по факту его установки. До этого момента  расчет стоимости энергии, поставленной на ОДН, производится по нормативу (оговорка в приложении 2).

С учетом изложенного, вышеприведенных выводов о невозможности использовать для определения объемов энергии, поставленной на ОДН, показаний приборов учета, на которые ссылается ответчик, пункт 4.1 договора принимается судом в редакции истца, доводы управляющей компании об исключении данного пункта из текста договора следует отклонить.

Пункт 4.2 договора предусматривает, что объем поставленной электрической энергии в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета,  указанные  в                   приложении   2 к настоящему договору,  а также  в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора  учета  или   истечения срока его эксплуатации определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ,   в   целях   содержания   общего   имущества МКД,  рассчитывается в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 (1) Правил № 124 по формуле, согласно которому объем определяется в соответствии с пунктом 21 Правил № 124 (то есть исходя из нормативов потребления соответствуюищих коммунальных ресурсов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации).

Пунктом 21(1) также регламентирован порядок расчета ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ, в целях содержания общего имущества, в случаях выхода прибора учета из эксплуатации, истечении срока его эксплуатации, недопуска исполнителем 2-х и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки ОДПУ.

До установки ОДПУ расчет производится по нормативу (приложение 2, таблица 2 «Перечень счетчиков электроэнергии»).

Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац восьмой пункта 2  Правила № 354).

Использование показаний коллективного (общедомового) прибора учета в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не зависит от того, кем установлен этот прибор, и от того, включен он в состав общего имущества многоквартирного жилого дома или нет.

Истец в заседание суда апелляционной инстанции 20.12.2017  представил акты ввода общедомовых приборов в эксплуатацию, актуальное, по мнению общества, на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции приложение 2 к договору «Перечень точек поставки и приборов учета» в редакции  общества от 11.12.2017, просил принять его в этой редакции.

Между тем из данной редакции приложения 2 к договору следует, что в качестве расчетных приборов учета по договору общество просит принять приборы учета, установленные не на границе балансовой принадлежности сторон, определение которой предусмотрено Правилами № 491, а, как следует из пояснений представителя общества, в трансформаторной подстанции сетевой организации.

В то же время податель жалобы не обосновал невозможность установки приборов учета на границе балансовой принадлежности сторон, сведений о том, что ОДПУ не могут быть установлены в вводно-распределительном щите жилого дома в том числе по причинам технического характера, в материалах дела не имеется.

Принятие данных приборов учета и возможность их использования в качестве расчетных с ответчиком не согласована.

Более того, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что приложение 2 к договору в этой редакции направлено управляющей компании, получено ответчиком и им рассмотрено. 

Ввиду изложенного приложение 2 к договору следует принять в первоначальной редакции, представленной обществом с проектом данного договора, пункт 4.2 в редакции, предусмотренной договором.

Пунктом 4.6 договора установлено, что приборы учета, которые используются при определении объемов потребления электрической      энергии, определенные сторонами в приложении 2 к договору по каждой точке исполнителя, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Указанный пункт договора согласуется с пунктами 2,138, 137, 144, 148-152, 154, 173 Основных положений, поэтому принимается в редакции, предложенной истцом.

Пункт 4.8 договора предусматривает, что для учета электрической энергии, потребляемой  потребителями,  а также на границе  раздела  объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем   многоквартирного   дома подлежат использованию    приборы    учета класса точности 2.0 и выше.

Данный пункт договора согласуется с пунктом 138 Основных положений, поэтому принимается в редакции, предложенной истцом, доводы управляющей компании об исключении данного пункта из текста договора следует отклонить.

Пункт 5.4 договора предусматривает, что стоимость электрической энергии, необходимой для обеспечения предоставления электрической      энергии пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате  этими  лицами  объем потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.

Подпунктом «б» пункта 22 Правил № 124 установлено, что стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений, рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.

С учетом изложенного, отсутствия конкретных возражений со стороны ответчика по этому условию договора, данный пункт договора принимается в редакции, предложенной истцом 

Пункт 6.1 договора предусматривает, что при поступлении жалоб от потребителей на качество  и  (или)  объем предоставляемой электрической          энергии стороны руководствуются следующим порядком взаимодействия.

Сторона (гарантирующий поставщик или исполнитель), получившая    жалобу от потребителя,   в  течение 1 рабочего дня уведомляет другую сторону и сетевую организацию о поступившей жалобе и в течение 2 рабочих дней организует проверку обоснованности фактов, изложенных в жалобе, с участием Сторон, сетевой организации и потребителя. Проверка производится с целью выявления причин предоставления электроэнергии ненадлежащего качества и (или) предоставления электроэнергии не в должном объеме. По итогам проверки составляется Акт проверки, в котором указываются: обстоятельства, изложенные в жалобе; обоснованность обстоятельств, изложенных в жалобе; при установлении обоснованности обстоятельств, изложенных в жалобе, выявленные причины предоставления электроэнергии ненадлежащего качества и (или) предоставления электроэнергии не в должном объеме.

Сторона, получившая жалобу, направляет ответ потребителю в течение            3 рабочих дней со дня поступления жалобы с указанием об удовлетворении жалобы или отказе в удовлетворении, с указанием причин отказа.

Данный пункт договора согласуется с подпунктом «б» пункта 18               Правил № 124, которым установлено, что в договоре ресурсоснабжения должен быть предусмотрен порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги.

Поскольку ответчиком иных предложений по порядку взаимодействия сторон при поступлении жалоб от потребителей не представлено, пункт 6.1 принимается в редакции, предложенной истцом, как соответствующий требованиям подпункта «б» пункта 18 Правил № 124, доводы управляющей компании об исключении данного пункта из текста договора подлежат отклонению.

Таким образом, апелляционная жалоба судом апелляционной инстанции удовлетворяется, решение суда первой инстанции следует отменить, требования АО «АтомЭнергоСбыт» удовлетворить, обязать управляющую компанию заключить договор на предложенных обществом условиях с учетом приведенных выше разногласий, урегулированных судом.   

В связи с удовлетворением жалобы и исковых требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию  9000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 31 марта 2017 года по делу № А66-10335/2016 отменить.

В течение 30 дней с даты принятия настоящего постановления обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Поселок Химинститута-47» заключить с  акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» договор  энергоснабжения   от 01.02.2016 № 69105350, приняв спорные пункты в следующей редакции.

Пункт 2.1.1 договора изложить в следующей редакции: «Гарантирующий поставщик обязан урегулировать в интересах собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме отношения по передаче электрической энергии  до  точек поставки исполнителя, соответствующих границам раздела, определенным актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности – в точке    присоединения внутридомовых электрических сетей к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики».

  Пункт 2.1.3 договора изложить в следующей редакции: «Гарантирующий поставщик обязан при поступлении письменного запроса от исполнителя предоставлять исполнителю на электронный адрес данные об объемах электрической энергии, поставленной в нежилые и жилые помещения многоквартирного дома, собственники которых заключили с гарантирующим поставщиком договоры на поставку энергии и (или) производят оплату энергии, поставленной в эти помещения, ресурсоснабжающей организации». 

Пункт 2.1.4 договора изложить в следующей редакции: «Гарантирующий поставщик обязан в случае обнаружения у потребителя несанкционированного    подключения к внутридомовым электрическим сетям либо несанкционированного вмешательства в работу приборов учета электрической энергиинезамедлительно (в   течение   24 часов) сообщить о данных фактах исполнителю способом, позволяющим подтвердить получение указанной информации».

          Пункт 2.2.3 договора изложить в следующей редакции: «Гарантирующий поставщик имеет право участвовать в проверках достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния, проводимых исполнителем».

Пункт 3.1.3 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с момента получения  от  гарантирующего поставщика соответствующей информации составлять акты о выявлении несанкционированного подключения, акты проверки состояния прибора учета    потребителей, акты о неучтенном потреблении электрической энергии с    привлечением представителя гарантирующего поставщика для составления соответствующего акта. В случае если, представитель гарантирующего поставщика не явился для участия в составлении акта, исполнитель составляет акт самостоятельно. Надлежаще оформленный акт в течение 3 рабочих дней подлежит направлению в адрес гарантирующего поставщика».

         Пункт 3.1.4 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения».

         Пункт 3.1.7 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель не менее чем за 3 дня до проведения проверки обязан письменно уведомлять гарантирующего    поставщика о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях комнатных  приборов  учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния».

          Пункт 3.1.9 договора изложить в следующей редакции: «При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика   и сетевой организации, к которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного   дома,   для совершения указанных действий. В случае, если представители   указанных   организаций в установленные дату и время не явились для допуска  в  эксплуатацию приборов учета, исполнитель осуществляет допуск в эксплуатацию   указанных   приборов учета самостоятельно».

Пункт 3.1.10 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, факта их наличия или отсутствия».

Пункт 3.1.11 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных   приборов учета путемсверки  их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки. Проверки  должны проводиться исполнителем в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации».

Пункт 3.1.12 договора изложить в следующей редакции:  «Исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, сообщения потребителей о факте предоставления     электрической энергии ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества электрической энергии, также акта, фиксирующего вред, причиненный     жизни, здоровью или имуществу потребителей».

Пункт 3.1.14 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан обеспечить эксплуатацию установленных и допущенных в эксплуатацию приборов учета, сохранность и целостность приборов учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, своевременную замену приборов учета, указанных в приложении 2 к настоящему договору, в соответствии с действующим законодательством».

Пункт 3.1.18 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан обеспечить доступ гарантирующего поставщика к энергопринимающим устройствам, находящимся в границах балансовой принадлежности данного исполнителя, в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации».

Пункт 3.1.19 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан незамедлительно через лиц, имеющих право ведения оперативных переговоров, указанных в приложении 4 к настоящему договору, сообщать  гарантирующему  поставщику и сетевой   организации,   к   сетям которой непосредственно присоединены электроустановки исполнителя, о выходе из строя или утрате прибора учета с последующим письменным уведомлением об этом гарантирующего поставщика и сетевой организации в течение 2-х рабочих дней».

Пункт 3.1.23 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан в течение 24 часов с момента обнаружения сообщать гарантирующему поставщику и сетевой организации в письменной форме обо всех нарушениях схем и неисправностях в работе приборов учета электрической энергии, а также о нарушении защитных и пломбирующих устройств приборов учета».

Пункт 3.1.24 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель обязан поддерживать на границе балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) значения показателей качества электрической энергии, обусловленные работой энергопринимающих устройств потребителей, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям».

Пункт 3.2.6 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель вправе осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета)».

Пункт 3.2.7 договора изложить в следующей редакции: «Исполнитель вправе приостанавливать или ограничивать потребителям подачу электрической энергии в порядке, установленном Правилами № 354».

Пункт 4.1 договора изложить в следующей редакции: «Объем поставленной электрической энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяется на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета,  указанных  в  приложении 2 к настоящему договору».

Пункт 4.2 договора изложить в следующей редакции: «Объем поставленной электрической энергии в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета,  указанные  в  приложении   2 к настоящему договору,  а также  в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора  учета  или   истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Пунктом 4.6 договора изложить в следующей редакции: «Приборы учета, которые используются при определении объемов потребления электрической      энергии, определенные сторонами в приложении 2 к договору по каждой точке исполнителя, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля».

Пункт 4.8 договора изложить в следующей редакции: «Для учета электрической энергии, потребляемой  потребителями, а также на границе  раздела  объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2.0 и выше».

Пункт 5.4 договора изложить в следующей редакции: «Стоимость электрической энергии, необходимой для обеспечения предоставления электрической энергии пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате  этими  лицами  объем потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению».

Пункт 6.1 договора изложить в следующей редакции: «При поступлении жалоб от потребителей на качество  и  (или)  объем предоставляемой электрической энергии стороны руководствуются следующим порядком взаимодействия. Сторона (гарантирующий поставщик или исполнитель),    получившая    жалобу от потребителя,   в  течение 1 рабочего дня уведомляет другую Сторону и сетевую организацию о поступившей жалобе и в течение 2 рабочих дней организует проверку обоснованности фактов, изложенных в жалобе, с участием Сторон, сетевой организации и потребителя. Проверка производится с целью выявления причин предоставления электроэнергии ненадлежащего качества и (или) предоставления электроэнергии не в должном объеме. По итогам проверки составляется Акт проверки, в котором указываются: обстоятельства, изложенные в жалобе; обоснованность обстоятельств, изложенных в жалобе; при установлении обоснованности обстоятельств, изложенных в жалобе, выявленные причины предоставления электроэнергии ненадлежащего качества и (или) предоставления электроэнергии не в должном объеме. Сторона, получившая жалобу, направляет ответ потребителю в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы с указанием об удовлетворении жалобы или отказе в удовлетворении с указанием причин отказа».

  Остальные пункты договора и приложение 2 к договору принять в редакции, предусмотренной договором энергоснабжения от 01.02.2016                            № 69105350.

  Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Поселок Химинститута-47» (ОГРН 1156952004043,                                 ИНН 6950031368; место нахождения: 170032, г. Тверь, п. Химинститута, д. 47, кв. 164) в пользу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт»                                 (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; место нахождения: 115432,                              Москва, пр. Проектируемый 4062-й, д. 6, стр. 25) 9000 руб. в возмещение расходов  по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.А. Тарасова

Судьи

И.В. Кутузова

И.Н. Моисеева