ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-10388/19 от 11.03.2020 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 марта 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-10388/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и                Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,

         при участии от Министерства строительства Тверской области     ФИО1 по доверенности от 23.12.2019 № 8, от Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 по доверенности от 23.01.2019 № 3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области от 30 декабря 2019 года по делу № А66-10388/2019,

у с т а н о в и л:

Министерство строительства Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170036, <...>; далее – управление, УФК) о признании недействительными пунктов 1 и 3 представления                            от 13.06.2019 № 36-21-09/2151.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Твери (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее - администрация), Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 115088, Москва, улица Шарикоподшипниковая,              дом 5; далее – фонд содействия), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее - департамент), ФИО3 (место жительства: 170015, Черногубовское сельское поселение, район Калиннский, Тверская область).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2019 года заявленные министерством требования удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что факт неэффективного использования бюджетных средств имеет место, в связи с этим требования, изложенные в пунктах 1 и 3 оспариваемого министерством предписания,  являются правомерными.

Администрация, министерство, департамент в своих отзывах доводы апелляционной жалобы УФК отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу управления – без удовлетворения.

Фонд содействия, ФИО3 отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей министерства и казначейства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из дела, по результатам проведенной управлением в период  с 25.04.2019 по 25.04.2019 в соответствии с приказом от 19.04.2019 № 61 плановой выездной проверки деятельности министерства по вопросу использования  средств фонда содействия, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилого фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за 2018 год,  казначейством составлен акт от 17.05.2019 с отражением выявленных нарушений.

Помимо того, по результатам проверки казначейством в адрес министерства направлено представление от 13.06.2019 № 36-21-09/215 об устранении  в срок до 03.07.2019 причин и условий совершения выявленных нарушений бюджетного законодательства.

В частности, пунктом 1 названного представления отражено, что министерством в 2018 году допущено неэффективное использование средств фонда содействия  в сумме 786 510 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилого фонда, выразившееся в недостижении требуемого результата по переселению 1 человека, расселению 52,7 кв.м аварийного жилого фонда и  расселению 1 помещения, по причине несоблюдения департаментом установленного срока переселения.

Пунктом 3 представления установлено направление в 2018 году в адрес фонда содействия недостоверной отчетности о выполнении региональных адресных программ из аварийного жилищного фонда в полном объеме при наличии непереселенного 1 человека, не расселенных 52,7 кв.м аварийного жилого фонда.

Не согласившись с правомерностью пунктов 1 и 3 представление                         от 13.06.2019 № 36-21-09/215, министерство оспорило их в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.

На основании пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 БК РФ,  означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Из разъяснений, данных в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В рассматриваемом случае казначейство последовательно указывает на то, что неэффективное использование бюджетных средств выразилось в недостижении планируемых Адресной программой  Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 25.06.2013 № 272-пп (далее — Программа по переселению),  поскольку не соблюден срок переселения,  установленный  Соглашением об изъятии имущества для муниципальных нужд от 31.08.2017, заключенного муниципальным образованием город Тверь с ФИО3

Пунктом 38  этой Программы предусмотрено, что эффективность реализации программных мероприятий определяется достижением планируемых показателей выполнения Программы, приведенных в приложении 5 к настоящей Программе.

Основными показателями эффективности Программы являются значения планируемых показателей по количеству граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, и количеству расселенных помещений в результате выполнения Программы.

Согласно приложению 5 к Программе по переселению  планируемыми показателями являются: расселенная площадь, количество расселенных помещений, количество переселенных жителей.

УФК установило, что поскольку  12.10.2017  департаментом на основании заключенного Соглашения денежные средства за изымаемое жилое помещение, в том числе средства фонда содействия  в сумме 786 510 руб.,  выплачены, то ФИО3 обязана была освободить квартиру в шестимесячный срок, то есть до 12.03.2018, однако этого не сделала. Следовательно,  фактического изъятия квартиры, подтвержденного актом приема-передачи квартиры в муниципальную собственность  по состоянию на 01.01.2019, не произошло и в связи с этим в установленный срок реализации Программы по переселению, то есть до 01.01.2019, планируемые показатели (расселенная площадь, количество расселенных помещений и количество переселенных жителей) министерством не достигнуты.

В результате чего ФИО3, использовав денежные средства, полученные за изымаемую квартиру, и зарегистрировав 06.10.2018  право собственности на новую квартиру, приобретенную в том числе и на средства фонда содействия, не исполнила свое обязательство по передаче квартиры в собственность муниципального образования город Тверь, предусмотренное пунктом 5.1.2 Соглашения, и передала квартиру лишь 18.04.2019.  

При этом, казначейство ссылается на то, что министерство в нарушение пункта 5 раздела III Программы по переселению бездействовало и не проконтролировало исполнение  Соглашения,  не предпринимало никаких мер по его исполнению  сторонами в течение длительного времени.

Приведенные обстоятельства повлекли за собой и нарушение, отраженные  в пункте 3 предписания 13.06.2019 № 36-21-09/2151,  как  предоставления в фонд содействия  недостоверной отчетности о выполнении Программы по переселению граждан.

Документы, подтверждающие, по мнению УФК, выявленные нарушения, являются Соглашение, передаточный акт от 18.04.2019, карточка счета 1.206.00.000, а также годовой отчет о выполнении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за 2018 год.

Вместе с тем, с такими выводами нельзя согласиться.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон № 185‑ФЗ) переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ).

Частью 6 статьи 16 Закона № 185‑ФЗ предусмотрено, что средства фонда содействия, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32                 ЖК РФ.

Согласно части  3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Частью 6 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

В части 8 статьи 32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, если переселение гражданина в соответствии с Программой осуществляется путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение, то завершение мероприятия по переселению данного гражданина в целях Закона № 185‑ФЗ определяется моментом полного перечисления муниципальным образованиям суммы возмещения за изымаемое жилое помещение и не зависит от даты фактического освобождения гражданином жилого помещения в признанном аварийным многоквартирном доме и передачи данного помещения в муниципальную собственность.

В рассматриваемом случае фондом содействия и Тверской областью заключен договор от  07.08.2008 № 54-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – договор), в соответствии с которым на  Тверскую область возложена обязанность:

– обеспечить достижение планируемых показателей выполнения региональной адресной программы субъекта Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2.3.5.2 договора);

– осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием средств фонда содействия, средств долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.9 договора);

– обеспечить достоверность и полноту предоставляемой в фонд содействия отчетности, установленной Федеральным законом и настоящим договором (пункт 2.3.13 договора).

В соответствии с пунктом 41 Программы по переселению министерство являлось одним из органов, осуществляющих контроль за ее реализацией.

Согласно пункту 43 этой Программы на основании отчетов муниципальных образований Тверской области - участников  -  министерство составляет по утвержденной правлением фонда содействия форме:

1)  отчет о ходе реализации Программы и выполнении предусмотренных статьей 14 Закона № 185-ФЗ  условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда содействия;

2) отчет о расходовании средств фондом содействия  за прошедший отчетный период.

Пунктом 38 Программы действительно  предусмотрено, что эффективность реализации программных мероприятий определяется достижением планируемых показателей выполнения Программы, приведенных в приложении 5 к настоящей Программе, при этом к основным показателям эффективности являются значения планируемых показателей по количеству граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, и количеству расселенных помещений в результате выполнения Программы.

В материалах дела усматривается, что в соответствии с постановлением администрации города Твери от 31.12.2009 № 3869 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Твери от 27.02.2014 № 240 предусмотрено изъять для муниципальных нужд, в том числе  квартиры № 1, 5, 6, 8 в указанном многоквартирном доме.

По  условиям заключенного 31.08.2017 муниципальным образованием город Тверь в лице департамента и ФИО3 Соглашения, сумма причитающегося возмещения за изымаемое имущество в размере                                      1 747 800 руб., состоящая из  средств фонда содействия в размере 786 510 руб., средств областного бюджета Тверской области -  873 900 руб., средств муниципального образования - 87 390 руб. по письменному поручению ФИО3 перечислена ООО «Новый город» в счет исполнения ее обязательств по оплате приобретенной по договору долевого участия новой квартиры, проектной площадью 54 кв. м, жилой площадью 34,5 кв. м, в строящемся доме.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от   17.11.2018  право собственности ФИО3 на новую  квартиру зарегистрировано 06.10.2018.

Учитывая способ реализации программы по переселению в отношении ФИО4, который определен как выплата выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение, программные мероприятия по переселению считаются завершенными с момента исполнения обязательств перед собственником в виде перечисления средств на счет, указанный собственником в соглашении, то есть в данном случае датой  выплаты возмещения за принадлежавшее ФИО3 жилое помещение является 12.10.2017.

Таким образом, переселение указанного лица и соответственно расселение 52,7 кв. м аварийного жилого фонда, произведено 12.10.2017, то есть  в момент перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение.

С учетом изложенного суд первой инстанции верно отметил, что неэффективного исполнения в 2018 году средств фонда содействия со стороны министерства, а также предоставление  им недостоверной годовой отчетности за 2018 год не усматривается.

Довод УФК о том, что при рассмотрении настоящего спора нормы    Закона № 185-ФЗ не подлежат применению, не может быть принят, как основанный на неправильном его толковании.

Указанный Закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выводы суда, изложенные в решении от 30.12.2019, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2019 года по делу № А66-10388/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева