АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 ноября 2017 года
Дело №
А66-10724/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области ФИО1 (доверенность от 24.08.2017), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области ФИО2 (доверенность от 14.06.2017), от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» ФИО3 (доверенность от 27.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу № А66-10724/2016,
у с т а н о в и л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Территориальное управление), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 69:02:0000026:422, 69:02:0000026:424, 69:02:0000026:423, расположенные по адресу: Тверская обл., Бежецкий р-н, с. п. Сукроменское, содержащиеся в сообщениях 22.07.2016 б/н (исх. № 10/04-08/38306-16, № 10/04-08/38310-16 и № 10/04-08/38315-16 от 25.07.2016), а также обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество «Газпром», место нахождения: 117420, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ПАО «Газпром»), общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 3, к. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»).
Решением суда первой инстанции от 10.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.07.2017 решение суда первой инстанции от 10.03.2017 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Как указывает податель жалобы, для государственной регистрации представлены все необходимые документы, позволяющие установить нахождение на спорных земельных участках магистрального газопровода, что являлось основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» поддерживает доводы Территориального управления.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
ПАО «Газпром» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление от имени и в интересах Российской Федерации обратилось 08.09.2016 в Управление с заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 69:02:0000026:422, 69:02:0000026:424; 69:02:0000026:423, расположенные по адресу: Тверская обл., Бежецкий р-н, с. п. Сукроменское, на основании пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).
В результате рассмотрения названного заявления и приложенных к нему документов Управлением в адрес Территориального управления направлены уведомления от 20.06.2016 о приостановлении государственной регистрации права до 19.07.2016, так как при проведении правовой экспертизы установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация об объектах недвижимого имущества, расположенных на данных земельных участках.
Так как до окончания срока приостановления Территориальное управление не устранило причины, препятствующие проведению государственной регистрации, Управление направило в адрес Территориального управления сообщения от 22.07.2016 б/н (исх. № 10/04-08/38306-16, № 10/04-08/38310-16 и № 10/04-08/38315-16 от 25.07.2016) об отказе в государственной регистрации права Российской Федерации в отношении указанных земельных участков, поскольку не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).
Территориальное управление, считая отказы Управления незаконными, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции признал требования Территориального управления законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция решение суда отменила, в удовлетворении заявленных требований отказала.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права считает обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований заявителя, апелляционный суд признал законными основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, указанные в Управлением в оспариваемых сообщениях.
Управление в обоснование отказов в государственной регистрации ссылалось на положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137) и статьи 30.1 Закона о регистрации, которые регламентируют порядок разграничения государственной собственности на землю и порядок государственной регистрации прав на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю. Указав на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие нахождение на земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации, Управление пришло к выводу о непредставлении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права федеральной собственности.
Между тем Территориальное управление не обращалось за государственной регистрацией права федеральной собственности в порядке разграничения государственной собственности за землю.
В качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки Территориальное управление ссылалось на пункт 4 статьи 87 ЗК РФ и статью 5 Закона о газоснабжении.
Согласно пункту 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Таким образом, для государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки по заявленному Территориальным управлением основанию не имеет правового значения наличие или отсутствие на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации.
При таких обстоятельствах указанные Управлением основания для отказа в государственной регистрации нельзя признать соответствующими закону.
Из утвержденных постановлением администрации Бежецкого района Тверской области от 26.02.2015 № 167-1 схем многоконтурных земельных участков на кадастровом плане территории (т.1, л.д. 33-35), получивших впоследствии кадастровые номера 69:02:0000026:422, 69:02:0000026:424; 69:02:0000026:423, следует, что указанные земельные участки расположены непосредственно над трубами магистрального газопровода, то есть находятся на землях, занятых федеральной энергетической системой газоснабжения, и в связи с этим относящихся в силу закона к федеральной собственности.
Установив указанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данные земельные участки и нарушении прав заявителя оспариваемыми отказами Управления.
Является ошибочным и противоречащим материалам дела вывод апелляционного суда об отсутствии у суда первой инстанции оснований для вывода о наличии в материалах дела доказательств, определенно указывающих на нарушение прав и законных интересов заявителя обжалуемыми решениями Управления.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу № А66-10724/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 10.03.2017 оставить в силе.
Председательствующий
А.В. Кадулин
Судьи
Т.Г. Преснецова
Т.И. Сапоткина