ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
10 апреля 2006 года Дело № А66-11031/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Ломакина С.А., Боглачевой Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «АйТи Фаворит» ФИО1 (доверенность от 29.11.2005 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области ФИО2 (доверенность от 14.03.2006 № 04-38),
рассмотрев 10.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2005 по делу № А66-11031/2005 (судья Ильина В.Е.),
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «АйТи Фаворит» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Тверской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области, далее - Инспекция) от 16.08.2005 № 73 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).
Решением суда от 30.11.2005 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, заявление о переходе на УСН должно быть представлено одновременно с подачей заявления о государственной регистрации юридического лица.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 25.07.2005 зарегистрировано Инспекцией в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации серии 69 № 000966117) и одновременно поставлено на налоговый учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 69 № 000961577).
Получив свидетельство о постановке на налоговый учет, налогоплательщик 01.08.2005 обратился в налоговый орган с заявлением о переходе с указанной даты на УСН.
В уведомлении от 16.08.2005 № 73 налоговый орган сообщил Обществу о невозможности применения им УСН в связи с нарушением предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ срока подачи заявления о применении специального налогового режима.
Считая уведомление Инспекции от 16.08.2005 № 73 незаконным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах» Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая введена в действие с 01 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 3 статьи 83 НК РФ (являющейся специальной нормой, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет) указано, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Согласно пункту «в» части 4 статьи 3 Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пункт 3 статьи 83 НК РФ изложен в следующей редакции: «Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 28.05.2004 № 09-0-10/2249 разъяснило, что «в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».
Кроме того, приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, которым утверждены формы документов, в том числе форма № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Налогоплательщик, полагая, что имеет право перейти на УСН, лишь информирует налоговый орган об этом, направляя соответствующее заявление. Принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению Налоговым кодексом Российской Федерации не предусматривается.
Следовательно, налогоплательщик правомерно подал заявление после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после получения им официального статуса вновь созданного юридического лица, и как юридическое лицо получил возможность выбирать ту или иную систему налогообложения.
Кроме того, положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на УСН по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации юридического лица. Также Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено и то, что заявление о применении УСН подается одновременно с заявлением о регистрации юридического лица.
Иных оснований, препятствующих Обществу применять УСН, Инспекция не указывает.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2005 по делу № А66-11031/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Никитушкина
Судьи С.А. Ломакин
Е.В. Боглачева