АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июня 2021 года | Дело № | А66-11509/2020 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года. Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу № А66-11509/2020, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Правительство), выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта по результатам рассмотрения ходатайства предпринимателя ФИО1 от 25.03.2020 о переводе земельного участка площадью 38 183 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000026:331, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Эммаусское сельское поселение, в районе д. Прибытково, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности); обязании Правительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия акта по результатам рассмотрения ее ходатайства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности (с учетом уточнения требований). Решением от 23.09.2020 заявленные требования удовлетворены; оспариваемое бездействие признано незаконным; на Правительство возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов предпринимателя ФИО1 путем принятия в течение 15 дней с момента вступления в силу судебного акта решения по результатам рассмотрения ходатайства индивидуального предпринимателя от 25.03.2020 о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000026:331 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 прекращено производство по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Министерство), не участвовавшего в рассмотрении дела; по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Правительства решение от 23.09.2020 оставлено без изменения. Правительство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь нанеправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судами необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства, которое согласно Регламенту организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденному распоряжением Правительства от 16.11.2011 № 262-рп (далее - Регламент), обеспечивает проверку поступивших ходатайств на предмет их соответствия установленным требованиям, направление ходатайств рецензентам, а также запросов в соответствующие органы, подготовку сводного заключения для рассмотрения вопроса на межведомственной комиссии; в силу регионального законодательства Правительство не вправе принять решение по ходатайству о переводе земельного участка из одной категории земель в другую без рассмотрения его комиссией; настоящий спор возник по причине несвоевременного исполнения Министерством обязанностей, возложенных на него Регламентом; суд первой инстанции немотивированно отказал в объявлении перерыва в судебном заседании или отложении судебного разбирательства в целях представления Правительством дополнительных доказательств; со стороны Правительства не было допущено незаконное бездействие. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, с 23.06.2017 предприниматель ФИО1 является собственником земельного участка площадью 38 183 кв. м с кадастровым номером 69:10:0000026:331, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Эммаусское сельское поселение, в районе д. Прибытково, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства». 25.03.2020 предприниматель ФИО1 обратилась в Правительство с ходатайством о переводе данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Министерство письмами от 25.05.2020 № 01-07/6160-ИЖ и от 12.08.2020 № 01-07/9332-АМ сообщило заявителю о том, что указанное ходатайство находится на рассмотрении в Правительстве; о принятии по итогам его рассмотрения распоряжения Правительства предприниматель будет уведомлен в установленном порядке. ФИО1, ссылаясь на то, что по истечении установленного двухмесячного срока решение по ее ходатайству Правительством не принято, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно статье 8 Кодекса порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Исходя из подпункта 4 пункта 1 названной статьи перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ). Как предусмотрено статьей 2 упомянутого Закона, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением принадлежащих Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В пункте 4 указанной статьи перечислены документы, которые также должны быть приложены к ходатайству. Исходя из пунктов 2, 3 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ при наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо приложенные к ходатайству документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям земельного законодательства, оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Согласно пункту 4 этой статьи решение по результатам рассмотрения ходатайства должно быть принято исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства. Суды, установив, что ходатайство по истечении тридцати дней со дня его поступления в Правительство не было возвращено предпринимателю ФИО1 без рассмотрения и в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства никакого решения по нему Правительством не принято, правомерно посчитали, что Правительство начиная с 26.05.2020 допустило незаконное бездействие. Вопреки положениям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Правительство не доказало наличие объективных препятствий для своевременного принятия решения по ходатайству предпринимателя. Ссылка Правительства на установленный региональным законодательством порядок рассмотрения ходатайств об изменении категории земель правомерно отклонена судами как не могущая служить обоснованием нарушения нормативно определенного срока. Обязанность соблюдения данного срока возлагается на орган, уполномоченный на принятие акта о переводе земель в иную категорию или об отказе в таком переводе, независимо от действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка взаимодействия отраслевых органов при рассмотрении вопроса об изменении категории земель земельного участка. Необходимости в привлечении к участию в деле Министерства у судов исходя из предмета и оснований заявленных требований не имелось. Таких процессуальных нарушений, которые в силу частей 3, 4 статьи 288 АПК РФ могли бы повлечь отмену судебных актов при проверке их в кассационном порядке, судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу № А66-11509/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | И.В. Сергеева | |||
Судьи | Т.И. Сапоткина Е.В. Чуватина | |||