ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-12006/20 от 13.07.2022 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июля 2022 года

г. Вологда

Дело № А66-12006/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания    Поповым Д.С.,

при участии от Администрации Лихославльского муниципального округа Тверской области ФИО1 по доверенности от 29.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации Лихославльского муниципального округа Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 01 апреля 2022 года о процессуальном правопреемстве по делу № А66-12006/2020 ,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 115432, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, дом 6, строение 25; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации городского поселения – поселок Калашниково Лихославльского района Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: Тверская область, Лихославльский район, поселок городского типа Калашниково, улица Ленина, дом 45; далее – Администрация поселения) о взыскании 3 049 011 руб.     72 коп. задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях ответчика, за период с декабря 2017 года по январь           2018 года.

Решением суда от 01 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены. Также с ответчика в пользу истца взыскано 38 245 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Общество 04.03.2022 обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства.  

Определением суда от 01 апреля 2022 года заявление общества о процессуальном правопреемстве удовлетворено. Должник заменен на администрацию Лихославльского муниципального округа Тверской области       (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация округа).

Администрация округа с определением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Апеллянт полагает, что до момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности Администрации поселения основания для замены стороны по данному делу в порядке процессуального правопреемства отсутствуют.

В ходатайстве от 08.07.2022 № 4291 Администрация округа сообщила суду, что согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность Администрации поселения прекращена 04.07.2022 путем присоединения к Администрации округа. Таким образом, имеются основания для процессуального правопреемства. Вместе с тем Администрация округа не согласна с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, поскольку на момент принятия данного судебного акта основания для процессуального правопреемства отсутствовали.

Представитель Администрации округа в заседании суда апелляционной инстанции поддержал жалобу и доводы, приведенные в упомянутом выше ходатайстве, а также указал на то, что, по мнению подателя жалобы, Закон Тверской области от 05.04.2021 № 17-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Лихославльский муниципальный район, путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» (принят Законодательным Собранием Тверской области 25.03.2021) (далее – Закон № 17-ЗО), на который сослался суд первой инстанции в обжалуемом определении, не является основанием для процессуального правопреемства.

Общество в отзыве просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ввиду изложенного жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Администрации округа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 АПК РФ).

Общество, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о замене ответчика по настоящему делу в порядке процессуального правопреемства, мотивировало его тем, что на основании Закона № 17-ЗО поселения Лихославльского муниципального района, в том числе городское поселение поселок Калашниково, преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование с наименованием Лихославльский муниципальный округ Тверской области.

Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 Закона № 131-ФЗ).

Законодательным Собранием Тверской области 25.03.2021 принят                  Закон № 17-ЗО.

Согласно частям 1 и 3 статьи 1 названного Закона муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области Лихославльский муниципальный район: городское поселение город Лихославль, городское поселение поселок Калашниково, Вескинское сельское поселение, Кавское сельское поселение, Микшинское сельское поселение, Сосновицкое сельское поселение, Станское сельское поселение, Толмачевское сельское поселение, а также муниципальное образование Тверской области Лихославльский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня создания вновь образованного муниципального образования ­– Лихославльский муниципальный округ Тверской области

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 17-ЗО органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Лихославльский муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Лихославльского района, городского поселения город Лихославль, городского поселения поселок Калашниково, Вескинского сельского поселения, Кавского сельского поселения, Микшинского сельского поселения, Сосновицкого сельского поселения, Станского сельского поселения, Толмачевского сельского поселения, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования Лихославльский муниципальный округ.

Решением Думы Лихославльского муниципального округа Тверской области первого созыва от 11.02.2022 № 9/78-1 «О реорганизации Администрации Лихославльского муниципального округа» принято решение о  реорганизации Администрации округа путем присоединения к ней муниципальных учреждений; в пункте 2 названного решения предусмотрен переход всех прав и обязанностей присоединенных юридических лиц.

Тот факт, что реорганизация Администрации поселения и Администрации округа осуществлена на основании указанных нормативных правовых актов, податель жалобы фактически не оспаривает.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, представленным подателем жалобы в суд апелляционной инстанции в отношении указанных лиц, сведения о их реорганизации в ЕГРЮЛ внесены 04.07.2022.

Следовательно, Администрация округа является правопреемником Администрации поселения.     

Ввиду этого оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

определение Арбитражного суда Тверской области от 01 апреля          2022 года о процессуальном правопреемстве по делу № А66-12006/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лихославльского муниципального округа Тверской области– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

О.А. Тарасова