АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 августа 2015 года Дело № А66-12303/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества «Энел Россия» ФИО1 (доверенность от 21.04.2015 № 85/2015),
рассмотрев 03.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Энел Россия» на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.01.2015 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 (судьи Ралько О.Б., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу № А66-12303/2014,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Энел Россия» (место нахождения: 620014, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании предписания территориального отдела (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (место нахождения: 170021, <...>, Москва, Нахимовский пр., 31; далее - отдел, инспекция, ЦМТУ) от 11.03.2014 № 216М.
Решением суда от 28.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2015, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, несоответствие этих выводов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права - положений части 3 статьи 1, пунктов 21 и 23 статьи 2, статей 9, 10, 27 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). Податель жалобы не согласен с выводами судебных инстанций об осуществлении обществом государственных учетных операций при хранении мазута государственного резерва, а равно об отнесении эксплуатируемых обществом мазутных резервуаров к средствам измерений.
В отзыве на жалобу отдел просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, указывая на их соответствие нормативным требованиям, подлежащим применению в данном случае.
Представители отдела, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство отдела о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель обществаподдержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании приказа ЦМТУ от 12.02.2014 № 216 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также федерального государственного метрологического надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Законом № 102-ФЗ.
Результаты проверки отражены в акте от 11.03.2014 № 216м, согласно которому в филиале общества «Конаковская ГРЭС» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении государственных учетных операций нарушены требования части 1 статьи 9 и части 1 статьи 12 Закона № 102-ФЗ в части применения средств измерений неутвержденного типа (резервуаров железобетонных вертикальных цилиндрических при хранении мазута), при выполнении измерений массы мазута косвенным методом статистических измерений.
По итогам проверки инспекция выдала обществу предписание от 11.03.2014 № 216м, обязав заявителя устранить выявленные нарушения (применение средств измерений неутвержденного типа), для чего в срок до 11.04.2014 разработать Программу мероприятий по устранению нарушений с указанием конкретных мероприятий и сроков их выполнения и согласовать эту Программу с заместителем руководителя ЦМТУ, направив ее на согласование через отдел (инспекцию). В случае, если программа мероприятий по устранению нарушений не будет разработана или согласована, устранить нарушения в срок до 12.05.2014. По истечении сроков исполнения конкретных мероприятий, указанных в Программе мероприятий по устранению нарушений, если такая программа будет разработана и согласована, или с 12.05.2014, если программа мероприятий по устранению нарушений не будет разработана и согласована, предписано также запретить применение находящихся на территории цеха хранения нефтепродуктов филиала общества «Конаковская ГРЭС» в месте фактического осуществления деятельности в Тверской области и применяемых в качестве средств измерений (мер вместимости) резервуаров железобетонных вертикальных цилиндрических неутвержденного типа и не прошедших поверку для выполнения измерений количества мазута государственного материального резерва при выполнении государственных учетных операций косвенным методом статистических измерений.
Не согласившись с законностью этого предписания, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у инспекции в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Как подтверждается материалами дела и установлено апелляционным судом, в спорный период общество использовало рассматриваемые резервуары при осуществлении деятельности по хранению материальных ценностей государственного материального резерва на основании государственного контракта по оказанию услуг ответственного хранения материальных ценностей государственного материального резерва от 25.02.2014 № НТ/4, заключенного обществом (ответственным хранителем) с Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (управлением Росрезерва) в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее - Закон № 79-ФЗ) и Инструкции о порядке и условиях поставки, приемки, хранения и выпуска топочного мазута государственного резерва на пунктах ответственного хранения, утвержденного приказом Госкомрезерва от 17.07.1996 № 151.
С учетом целей, задач и условий упомянутого государственного контракта апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона № 79-ФЗ материальные ценности государственного резерва - продукция (товары), поставленная в государственный резерв и заложенная в государственный резерв на хранение.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 11 Закона № 79-ФЗ, материальные ценности государственного резерва размещаются в организациях, входящих в систему государственного резерва и специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва, и у ответственных хранителей. Размещение организаций, входящих в систему государственного резерва, и строительство объектов капитального строительства системы государственного резерва на территории Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Хранение материальных ценностей государственного резерва ответственными хранителями осуществляется на основании государственных контрактов (в том числе долгосрочных государственных контрактов), заключенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, или его территориальными органами, с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
Таким образом, обеспечение сохранности заложенных в государственный резерв материальных ценностей осуществляется ответственными хранителями в порядке, предусмотренном Законом № 79-ФЗ.
Согласно условиям указанного государственного контракта общество (ответственный хранитель) обязалось в соответствии с приемными актами и актами об освежении товаров (материалов) госрезерва хранить материальные ценности государственного резерва, составляющие имущество казны Российской Федерации.
В свою очередь Законом № 102-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
В статье 1 (часть 3) названного закона определены виды деятельности, при осуществлении которых выполняются измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и на которые, соответственно, распространяются требования Закона № 102-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 102-ФЗ одной из целей указанного Закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 названной статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при выполнении государственных учетных операций.
Означенный пункт Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ дополнен словами «и учете количества энергетических ресурсов» (что не имеет буквального значения применительно к спорному периоду, но допускает не только буквальное толкование закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям, с учетом целей значимого нормативного регулирования - целей Законов № 79-ФЗ и № 102-ФЗ).
Ввиду таких целей суды правомерно отклонили следующий довод общества: поскольку действующим законодательством не определено понятие государственных учетных операций, положения Закона № 102-ФЗ нельзя применить к спорным правоотношениям.
Материалами дела подтверждается, что в рамках государственного контракта от 25.02.2014 № НТ/4 общество осуществляет хранение материальных ценностей и учет соответствующих операций с ними (пункты 2.5, 2.10, 2.11 контракта); в данном случае общество осуществляет государственные учетные операции, совершаемые по инициативе и при непосредственном участии государства, на которые распространяются требования Закона № 102-ФЗ.
В силу требований Закона № 102-ФЗ государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется, в числе прочего, в форме утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, в форме поверки средств измерений (статья 11); измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины; средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений; технические системы и устройства с измерительными функциями - технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции (пункты 8, 21, 23 статьи 2).
В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации (часть 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ).
Тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений (часть 1 статьи 12 Закона № 102-ФЗ).
В материалах дела имеются калибровочные (градуировочные) таблицы на железобетонный мазутный резервуар № 18 Конаковской ГРЭС, входящий в технологическую систему мазутоиспользования Конаковской ГРЭС; из них следует, что мазутохранилище Конаковской ГРЭС состоит из 18 резервуаров: 12 резервуаров (№ 1 - 12) емкостью по 10 000 куб. м и 6 резервуаров (№ 13 - 18) емкостью по 20 000 куб. м; техническая документация представлена заявителем в материалы дела выборочно - на резервуары № 11 и 18.
Как указали суды, из представленной технической документации, объяснений представителей сторон следует, что используемые обществом для хранения мазута резервуары представляют собой емкости вертикальной цилиндрической формы, выполненные из сборных железобетонных конструкций, конструктивно состоящие из кровли, опорных конструкций кровли (колонн, балок), стенки, днища, оборудованные уровнемерами, предназначенными для определения высоты налива нефтепродукта в резервуаре. Используемые обществом резервуары по своим техническим характеристикам соответствуют понятию «резервуар вертикальный железобетонный цилиндрический со сборной стенкой».
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 1050-ст введены в действие Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары железобетонные цилиндрические со сборной стенкой вместимостью до 30 000 куб. м. Методика поверки геометрическим методом. РМГ 110-2010 (далее - Рекомендации), которые распространяются на железобетонные цилиндрические резервуары со сборной стенкой вместимостью 500, 1000, 2000, 3000, 5000, 10 000, 20 000, 30 000 куб. м, предназначенные для проведения государственных учетных и торговых операций, взаимных расчетов между поставщиком и потребителем, а также для учета нефти и нефтепродуктов при хранении, и устанавливают методику первичной, периодической и внеочередной поверок.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Рекомендаций резервуар вертикальный железобетонный цилиндрический со сборной стенкой представляет собой стационарную меру вместимости, изготовленную из железобетона, наземного или подземного расположения со стационарной кровлей, индивидуальной градуировочной таблицей, предназначенную для хранения нефти и нефтепродуктов и измерения их объема (массы) совместно со средствами измерений уровня, плотности и температуры; вводится понятие «поверка резервуара».
С учетом этого и сведений из калибровочных (градуировочных) таблиц используемых обществом мазутных резервуаров суды обоснованно сочли, что такие резервуары являются стационарной мерой вместимости, используются одновременно как для хранения нефтепродуктов, так и для измерения их объема (массы), оборудованы измерительными устройствами - уровнемерами, и на них составлены калибровочные таблицы. Следовательно, они являются средствами измерений, на них распространяются требования Закона № 102-ФЗ об утверждении типа средств измерений и их поверке.
Кроме того, порядок осуществления поверки и калибровки резервуаров предусмотрен пунктом 9.4 раздела IX «Метрологическое обеспечение нефтебаз» Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 232; мера вместимости как средство измерений объема продукта, имеющее свидетельство о поверке и утвержденную градуировочную таблицу определена в Национальном стандарте Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений. ГОСТ Р 8.595-2004 (пункт 3.3; указанный стандарт утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.12.2004 № 99-ст, введен с 01.11.2005).
Общество не отрицает, что резервуары, используемые им для хранения материальных ценностей государственного резерва, не относятся к средствам измерений утвержденного типа и не прошли поверку в установленном порядке.
По настоящему делу инспекция подтвердила основания для выдачи обществу оспариваемого предписания. Последнее соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу № А66-12303/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Энел Россия» - без удовлетворения.
Председательствующий И.О. Подвальный
Судьи А.Г. Кудин
И.Г. Савицкая