ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-13360/2022 от 12.09.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 сентября 2023 года

Дело №

А66-13360/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,

при участии от открытого акционерного обществя «Энергомаш» ФИО1 (доверенность от 30.08.2022), от администрации города Твери ФИО2 (доверенность от 27.10.2022),от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО3 (доверенность от 07.11.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Твери и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А66-13360/2022,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Энергомаш», адрес: 170039, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным выраженного в письме от 01.09.2022 № 01-4762-и отказа администрации города Твери, адрес 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:21, расположенного по адресу:<...>, и о возложении на Правительство Тверской области, адрес 170100, <...> ФИО4, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Правительство), обязанности предоставить Обществу в собственность названный земельный участок, кадастровым номером 69:40:0100030:21.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация, Правительство, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, <...> ФИО4, д. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.03.2023 (с учетом определения от 26.04.2023 об исправлении опечатки) оспариваемый отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка признан незаконным, на Министерство возложена обязанность организовать в установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядке и сроки рассмотрение заявление Общества о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:21.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.03.2023 и постановление от 08.06.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Администрация считает, что оснований для предоставления в собственность участка, на котором помимо иных объектов недвижимости расположен объект незавершенного строительства, не имеется.

Министерство в своей кассационной жалобе просит отменить решение от 24.03.2023 и постановление от 08.06.2023 в части возложения на него обязанности организовать рассмотрение Общества о предоставлении ему в собственность земельного участка, ссылаясь на отсутствие у Министерства таких полномочий и отнесение данного вопроса к компетенции государственного казённого учреждения Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области».

В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Администрации и Министерства поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды земельного участка от 31.12.2008 № 0491-з/08, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Тверской области (арендодателем) и Обществом (арендатором), последнему был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0100030:21, площадью 43 594,9 кв.м, находящийся по адресу: <...> (далее - Участок), на срок с 31.12.2008 по 30.12.2057 для использования под производственную базу.

В пункте 1.3 договора от 31.12.2008 указано, что на Участке находятся объекты недвижимого имущества - «производственная база».

В августе 2022 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении Участка в собственность в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей эксплуатации находящихся на Участке объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности.

Письмом от 01.09.2022 Администрация уведомила Общество об отсутствии оснований для предоставления Участка в собственность, указав, на расположение в его границах объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 69:40:0100030:704, а также сославшись на то, что по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на Участке были учтены также объекты с кадастровыми номерами 69:40:0100075:92; 69:40:0100075:94; 69:40:0100075:95, которые прекратили свое существование, но не сняты с кадастрового учета.

Полагая отказ в предоставлении Участка в собственность по указанным в письме от 01.09.2022 мотивам незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2).

Исходя из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Предоставление земельного участка в собственность за плату, в аренду без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи, договор аренды земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении земельного участка.

Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

До внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, вступивших в силу 01.03.2015, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могли быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, из которого следовало, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08, по общему правилу, собственнику объекта незавершенного строительства земельный участок под объектом незавершенного строительства без проведения торгов может быть предоставлен только в аренду; земельный участок может быть приобретен в собственность только после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию; применение положений Земельного кодекса Российской Федерации о выкупе публичных земельных участков под зданиями и сооружениями в отношении объектов незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе; к таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 № 305-КГ15-19738 также изложена позиция о праве лица, выкупившего объекты незавершенного строительства в процессе приватизации, выкупить земельный участок, занятый этим имуществом.

Как установили суды и подтверждается данными ЕГРН, принадлежащий Обществу на праве собственности объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:40:0100030:704 был приобретен им в результате приватизации имущества согласно плану приватизации арендного предприятия «Севзапэнерголегпром».

Аргументы Администрации относительно того, что расположенный на Участке объект незавершенного строительства не является тем объектом, который был приобретен в порядке приватизации государственного имущества, не подтвержден какими-либо доказательствами.

При таком положении суды пришли к верному выводу, что нахождение на Участке приобретенного в результате приватизации государственного имущества объекта незавершенного строительства, не является обстоятельством, препятствующим выкупу Участка Обществом.

Факты расположения на Участке иных принадлежащих Обществу объектов недвижимости, указанных им в заявлении и в представленных дополнительно материалах (10 объектов), Администрацией, Министерством и Правительством не оспорены и иными доказательствами не опровергнуты. О несоразмерности Участка для целей использования расположенных на нем объектов недвижимости заинтересованными лицами не заявлено.

Применительно к установленными при рассмотрении дела обстоятельствам суды обоснованно признали оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении Участка по указанным в этом решении от 01.09.2022 мотивам незаконным и нарушающим права Общества.

Суды учли положения правовых актов Тверской области, касающиеся распределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и, руководствуясь Законом Тверской области от 28.12.2022 № 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области», статьями 3, 22 Закона Тверской области от 02.08.2011 № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области», посчитали возможным в порядке восстановления прав заявителя в соответствии со статьей 201 АПК РФ возложить на Министерство обязанность организовать рассмотрение заявления Общества в установленные статьей 39.17 ЗК РФ порядке и сроки.

Довод Министерства об отнесении вопросов рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков к компетенции государственного казённого учреждения Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку согласно данными Единого государственного реестра юридических лиц названное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 29.03.2023, то есть после принятия судом первой инстанции решения по настоящего делу.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 24.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А66-13360/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации города Твери и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин

Г.М. Рудницкий