ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-13913/20 от 27.05.2021 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 июня 2021 года

г. Вологда

Дело № А66-13913/2020

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Романовой А.В., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания
Николаевой А.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Новая инженерная компания» Графской М.Б. по доверенности от 18.08.2020, от муниципального учреждения «Администрация Вахонинского сельского поселения» Колесникова А.А. по доверенности от 01.11.2020,

рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация Вахонинского сельского поселения» на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2021 года по делу № А66-13913/2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новая инженерная компания» (адрес: 107113, Москва, переулок Старослободский, дом 4, помещение 62, комната 2, цоколь; ОГРН 5087746370146, ИНН 7728675548; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному учреждению «Администрация Вахонинского сельского поселения» (адрес: 171285, Тверская область, Конаковский район, деревня Вахонино, дом 72; ОГРН 1056910016470, ИНН 6911023860; далее – Учреждение), главе Вахонинского сельского поселения Селиной Ольге Владимировне (ИНН 773509550905) о признании незаконным отказа Учреждения, подписанного главой Вахонинского сельского поселения                 Селиной О.В., в выдаче разрешения на временное использование части земельного участка с кадастровым номером 69:15:0201402:122 в д. Плоски для размещения временной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, выраженного письмом от 06.08.2020 № 273, и возложении обязанности выдать соответствующее разрешение в 10-дневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 18.02.2021 заявленные требования удовлетворены.

Администрация с решением не согласилась, обратилась с жалобой в суд, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявления. Доводы жалобы сводятся к следующему:

- суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что Администрация не является юридическим лицом в контексте требований пункта 10 Порядка и условий размещения на территории Тверской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 02 февраля 2016 года № 33-пп;

- судом необоснованно указано, что ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                     АПК РФ) не представил доказательств того, что размещение спорного объекта приведет к невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования и повлечет нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку из материалов дела, а именного генерального плана Вахонинского сельского поселения и схемы размещения вышки сотовой связи следует, что данный объект связи расположен на земельном участке в 200-метровой охранной зоне Иваньковского водохранилища;

- судом необоснованно указано на то, что оспариваемым решением органа местного самоуправления нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку ответчиком было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письма технического руководителя Тверского РО СЗФ ПАО «Мегафон» от 29.12.2020 № 177, в котором указано, что данный оператор связи является единственным лицом, осуществляющим эксплуатацию своего оборудования на указанной вышке сотовой связи, которое подключено с использованием существующей электросети ВЛ-04Кв, что и является подтверждением отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.

Представитель Администрации в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно удовлетворения жалобы.

Глава Вахонинского сельского поселения Селина Ольга Владимировна надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила.

Дело рассмотрено без участия главы Вахонинского сельского поселения Селиной Ольги Владимировны в соответствии со статьями 123, 156, 266                   АПК РФ .

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет строительство объектов инженерной инфраструктуры для размещения оборудования операторов связи за счет собственных средств.

Заявитель, определив совместно с оператором связи публичным акционерным обществом «МегаФон» (далее – ПАО «МегаФон») оптимальное место размещения опоры (столба) связи на улице Садовая в деревне Плоски Конаковского района Тверской области арендовало у Администрации Конаковского района земельный участок с кадастровым номером 69:15:0201406:146 по договору от 30.04.2020 из земель населенных пунктов. Договор зарегистрирован, номер государственной регистрации 69:15:0201406:146-69/077/2020-1.

С привлечением подрядной организации заявитель осуществил строительство объекта недвижимости на указанном участке – столба связи высотой 34 метра. Право собственности Общества на объект недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости номер государственной регистрации 69: 15:0201406: 147- 69/078/2020-1, кадастровый номер объекта 69:15:0201406:147. На объекте было размещено оборудование связи ПАО «МегаФон» для обеспечения населения современными услугами связи и высокоскоростного доступа в Интернет.

Поскольку данный объект требует постоянного электроснабжения, заявителем с публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная компания Центра» (далее – ПАО «МРСК Центра») 20.07.2020 заключены договор технологического присоединения № 0041982189 и договор временного технологического присоединения № 42000373 (на период до обустройства постоянной линии силами и за счёт филиала Тверьэнерго  ПАО «МРСК Центр»).

На основании норм федерального законодательства, как указывает заявитель, Обществом 24.07.2020 в администрацию Конаковского района были поданы заявления о предоставлении разрешения на временное использование участков 69:15:0201406:чзу1 площадью 8 кв. м, 69:15:0201406:чзу2 площадью           16 кв. м, а также 28.07.2020 подано заявление главе Вахонинского сельского поселения по части земельного участка 69:15:0201402:122/чзу1 площадью                   231 кв.м – для размещения временных опор ЛЭП (столбов с охранными зонами).

Письмом от 11.08.2020 № 623 администрация Конаковского района сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 69:15:0201402:122, в границах которого предполагается временное размещение части указанных опор, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Вахонинское сельское поселение Конаковского района» Тверской области и администрация Конаковского района не вправе распоряжаться данными землями.

Администрация письмом от 06.08.2020 № 273, подписанным главой Вахонинского сельского поселения Селиной О.В., отказала в выдаче разрешения, сославшись на то, что указанный участок предоставлен самой Администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Заявитель, считая данный отказ незаконным, обратился в суд.

Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, т.е. нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014              № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно пункту 5 упомянутого Перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВт, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Порядок и условия размещения на территории Тверской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута утверждены Постановлением Правительства Тверской области                           от 02 февраля 2016 года № 33-пп (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – разрешение) исполнительного органа государственной власти Тверской области или органа местного самоуправления муниципального образования Тверской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками.

В соответствии с пунктом 10 Порядка, решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в том числе, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование (безвозмездное срочное пользование) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении участка заключено соглашение об установлении сервитута, установлен публичный сервитут (подпункт г).

Из материалов дела следует, что Администрация отказала в выдаче разрешения на использование земельных участков со ссылкой на подпункт «г» пункта 10 Порядка, в котором в качестве основания для отказа в выдаче разрешения указано на предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование (безвозмездное срочное пользование) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину, либо в отношении участка заключено соглашение об установлении сервитута, установлен публичный сервитут.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

На основании статьи 34 Федерального закона № 131 структуру органов местного самоуправления муниципального образования Вахонинское сельское поселение составляют: представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – муниципальное учреждение «Администрация Вахонинского сельского поселения».

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона № 131 органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям.

Как верно указал суд первой инстанции, таким органом, зарегистрированным в качестве юридического лица, является Администрация.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Суд пришел к правомерному выводу, что специальная правосубъектность юридических лиц – органов местного самоуправления как муниципальных казенных учреждений, выполняющих управленческие функции, состоит в том, что предмет их деятельности — осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.

Как усматривается из материалов дела, согласно постановлению Администрации от 29.12.2016 № 492 Администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 69:15:0201402:122 площадью 14420 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – бытовое обслуживание, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, д. Плоски.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено законом.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что отнесение ответчиком Администрации к категории юридических лиц противоречит вышеприведенным положениям законодательства.

Кроме того, нетождественность органов местного самоуправления и юридических лиц в области земельных правоотношений, урегулированных нормами земельного права, также прямо следует из статьи 39.9 ЗК РФ, содержащей закрытый перечень субъектов – участников земельных отношений, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

В указанном перечне отсутствуют граждане и юридические лица, что свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:15:0201402:122 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование участнику земельных отношений – органу местного самоуправления, а не юридическому лицу по смыслу пункта 1 статьи 5 ЗК РФ.

Кроме того, суд правомерно отметил, что рассматриваемый участок с кадастровым номером 69:15:0201402:122 представляет собой фрагмент улично-дорожной сети д. Плоски в составе параллельных улиц «Набережная Волги» и «Южная», а также соединяющего их переулка «Песчаный» и безымянного проезда, в связи с чем, является землями общего пользования согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ, размещение на которой, в том числе, опор НЭП, прямо соответствует их целевому назначению.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что оспариваемый отказ Администрации в выдаче Обществу разрешения на временное размещение временной линии электропередачи на части земельного участка 69:15:0201402:122/чзу 1 площадью 231 кв. м является незаконным и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности и не имеет своей целью защиту интересов жителей, что свидетельствует об злоупотребление правом со стороны ответчиков.

Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у ответчиков отсутствовали основания для принятия решения об отказе Обществу в выдаче разрешения на временное использование части земельного участка.

Оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось. Требование удовлетворено правомерно.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Поскольку Администрация, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 18 февраля 2021 года по делу № А66-13913/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения «Администрация Вахонинского сельского поселения» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

О.Б. Ралько

Н.В. Чередина