ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-14822/20 от 19.07.2021 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 июля 2021 года

г. Вологда

Дело № А66-14822/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и              Селивановой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Капитель-Агро»  ФИО1 по доверенности от 21.10.2020, от  Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области                  ФИО2 по доверенности от 10.03.2021 № 47,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Капитель-Агро» на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 мая 2021 года по делу                 № А66-14822/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Капитель-Агро» (ОГРН 1155047005706, ИНН 5047169280; адрес: 141730, Московская область, город Лобня, улица Ленина, дом 20; далее – общество, ООО ТД «Капитель-Агро») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее – министерство, Минприроды) о признании незаконным выраженного в уведомлении от 23.10.2020                                       № 14502-06 отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения «Ключково» Лихославльского района Тверской обрасти, а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 7дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу решения о предоставлении обществу по заявлению              от 21.09.2020 № 15351 права пользования участком недр местного значения «Ключково» Лихославльского района Тверской области для разведки и добычи песка строительного сроком на 25 лет.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 мая 2021 года по делу № А66-14822/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО ТД «Капитель-Агро» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение суда оставить без изменения,  жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 20.11.2015 серии ТВЕ № 80154 тип ТП, сроком действия до 01.11.2020  с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение на песок строительный участка недр местного значения «Крючково».

Общество 24.07.2020 обратилось в министерство с заявлением (вх. № 13042) о предоставлении без аукциона права пользования участком недр в отношении участка недр местного значения «Крючково» с целью разведки и добычи песка строительного.

Уведомлением от 26.08.2020 № 11921-06 министерство отказало обществу в предоставлении права пользования недрами на основании пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) в связи с непредставлением заявителем необходимых документов, в том числе документов, подтверждающих перечисление займа по договору займа от 18.07.2020 № 07/2020; расшифровки бухгалтерской отчетности, а также информации о чистых активах общества с учетом того, что размер краткосрочных заемных средств общества составляет 1 514 000 руб.;  дополнительного соглашения к договору подряда от 13.07.2020 № 07/2020.

Общество 21.09.2020 повторно обратилось в министерство с заявлением (вх. № 15351) о предоставлении без аукциона права пользования участком недр в отношении вышеуказанного участка недр, приложив документы, указанные в уведомлении от 26.08.2020.

Уведомлением от 23.10.2020 № 14502-06 министерство вновь сообщило обществу об отказе в предоставлении права пользования недрами в связи с нарушением им положений пункта 3 статьи 14 Закона о недрах и подпункта 3 пункта 8 Порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 28.08.2020 № 380-пп (далее – Порядок № 380-пп), мотивировав отказ тем, что представленные заявителем документы не свидетельствуют о его финансовых возможностях; не  подтверждено наличия квалифицированных специалистов и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ.

Не согласившись с отказом министерства, отраженным в уведомлении 23.10.2020 № 14502-06, общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно  отказал в удовлетворении заявленных требований.

В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу пункта 6 статьи 10.1 названного Закона основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.

Из пункта 3 статье 6 Закона Тверской области от 06.06.2006                    № 57-ЗО «О порядке пользования недрами в Тверской области» (далее – Закон № 57-ЗО) следует, что основанием для возникновения права пользования участками недр местного значения является, в том числе решение уполномоченного органа о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный правительством Тверской области, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.

В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что исключительный перечень оснований для отказа в предоставлении права пользования участком недр предусмотрен пунктом 61 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача лицензий на пользование участками недр местного значения», утвержденного приказом министерства от 07.02.2014 № 4-нп (далее – Административный регламент).

При этом, оспариваемый отказ, изложенный в уведомлении от 23.10.2020                                       № 14502-06, не содержит ссылку на указанный пункт Административного регламента.

Данный довод подлежит отклонению, поскольку статьей 18 Закона о недрах предусмотрено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 3 и 10 статьи 4 Закона № 57-ЗО к полномочиям правительства Тверской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Тверской области, в том числе относятся распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Тверской области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения.

Участок недр местного значения «Крючково», содержащий месторождение песка строительного, включен под номером 107 в Перечень участков недр местного значения по Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 № 13-пп.

Как определено статьей 7 Закона № 57-ЗО, порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Тверской области.

В Тверской области порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения утвержден постановлением Правительства Тверской области от 28.08.2020                     № 380-пп.

В соответствии с пунктом 8 Порядка № 380-пп документы (сведения), необходимые для получения права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, для целей, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 7 настоящего Порядка, представляются в министерство в одном экземпляре независимо от способа подачи: лично, почтой или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал).

К числу необходимых для предоставления документов подпунктом 3 пункта 8 этого Порядка отнесены сведения о финансовых возможностях субъекта предпринимательской деятельности, претендующего на получение лицензии, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (копия бухгалтерского баланса заявителя и приложений к нему с отметкой налогового органа о его принятии (за отчётный год), банковские и иные гарантии на получение средств для освоения месторождения и другое).

В случае, если по результатам рассмотрения поступивших документов выявлены основания для отказа в приеме заявления в соответствии со статьей 14 Закона о недрах, министерство в срок, установленный пунктом 25 настоящего Порядка, принимает решение об отказе в приеме заявления и в течение 7 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет заявителю уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа (пункт 26 Порядка № 380-пп).

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, когда заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

В обоснование своей позиции общество сослалось на абзац четвертый подпункта «б» пункта 100 Административного регламента, в соответствии с которым при установлении факта отсутствия необходимых документов, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе, либо несоответствия представленных документов установленным требованиям специалист отдела, ответственного за рассмотрение заявления, готовит в свободной форме проект уведомления заявителя о выявленных недостатках, визирует проект уведомления у начальника отдела, начальника отдела правовой и организационно-кадровой работы министерства, первого заместителя министра и передает его на подпись министру.

На основании указанного положения общество считает, что министерство, установив отсутствие в представленных заявочных материалах необходимых документов, должно было направить заявителю уведомление о выявленных недостатках.

Вместе с тем позиция общества не соответствует положениям.

В данном случае обществом представлены полный пакет документов, необходимый для принятия заявки к рассмотрению. Однако, изучив содержание представленных документов, министерство пришло к выводу об отсутствии условий, соблюдение которых, необходимо для принятия положительного решения о предоставлении в пользование участка недр.

В свою очередь абзацем пятым подпункта «б» пункта 100 Административного регламента предусмотрено, что при наличии оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных подразделом X раздела II административного регламента, специалист отдела готовит в свободной форме проект уведомления заявителя об отказе в приеме документов с указанием оснований отказа, визирует проект уведомления у начальника отдела, начальника отдела правовой и организационно-кадровой работы министерства, первого заместителя министра и передает его на подпись министру.

В соответствии с пунктом 61 названного Регламента, представление неполного комплекта документов, необходимых для получения государственной услуги, является одним из предусмотренных оснований отказа в предоставлении данной услуги.

Кроме этого, следует отметить, что согласно пункту 26 Порядка                       № 380-пп отказ не лишает заявителя права на повторное обращение с заявлением о предоставлении права пользования тем же участком недр местного значения.

Ссылка подателя жалобы на положения пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку решение об отказе в предоставлении участка недр в пользование принято министерством по итогам изучения документов, которые не были первоначально представлены обществом с заявлением (вх. № 13042).

Одним из оснований принятия министерством решения об отказе в предоставлении в пользование участка недр явилось представление обществом документов, которые не свидетельствуют о наличии у последнего достаточных финансовых возможностей, необходимых для выполнения планируемых работ.

В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что подпункт «е» пункта 39 Административного порядка и подпункт 3 пункта 8 Порядка № 380-пп в качестве доказательств наличия у заявителя достаточных финансовых возможностей предусматривают представление бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа о его принятии и банковских и иных гарантий на получение средств, необходимых для освоения месторождения.

Учитывая изложенное в обоснование своего финансового положения обществом к заявлению приложены бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год и договор займа от 18.07.2020 № 07/2020.

Вместе с тем, изучив представленные в материалы дела документы, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что из их содержания не следует тот факт, что общество располагает финансовыми возможностями, необходимыми для выполнения планируемых работ, поскольку  из представленной бухгалтерской отчетности следует, что общество располагает следующими активами: собственными средствами в                      размере 4 000 руб. и дебиторской задолженностью третьих лиц перед обществом в размере 1 505 000 руб. При этом общество имеет заемные средства в размере 1 514 000 руб. Какими-либо иными средствами общество не располагает

При этом, в случае отказа в погашении третьими лицами задолженности в размере 1 505 000 руб., общество понесет убыток, равный обязательствам по займу (займам).

Договор займа от 18.07.2020 № 07/2020 на 7 000 000 руб. заключен учредителем (50 %) и генеральным директором общества ФИО3 и обществом. К договору приложен протокол общего внеочередного собрания учредителей общества, согласно которому получено согласие на заключение крупной сделки обществом.

Однако, вопреки доводам подателя жалобы, данный договор не может свидетельствовать о финансовых возможностях и наличии достаточных денежных средств у общества, поскольку договор заключен с условием о предоставлении займа только после получения последним лицензии на право пользование недрами.

Документы, подтверждающие перечисление займа по указанному договору обществом в материалы дела не представлены. Документы, свидетельствующие о наличии у ФИО3 денежных средств, достаточных для предоставления суммы займа, таковыми не являются и не свидетельствуют о наличии у общества финансовых возможностей, необходимых для выполнения планируемых работ.

Также, одним из оснований для отказа в предоставлении участка недр в пользование явилось отсутствие надлежащего подтверждения наличия у общества квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения соответствующих работ.

В качестве доказательства наличия квалифицированных специалистов заявителем в министерство представлен договор от 13.07.2020 № 09/М-20, заключенный обществом и ООО «ПДО», на выполнение работ по маркшейдерскому обеспечению месторождения «Крючково».

К договору приложены штатное расписание и дипломы специалистов в горном деле. Однако данные о том, что эти лица состоят в трудовых (или каких либо иных) отношениях с ООО «ПДО» (г. Петрозаводск) отсутствовали. В штатном расписание были указаны только названия должностей организации.

Также обществом представлен договор подряда от 13.07.2020 № 07/2020, заключенный с ООО «Мытищинское ДРСУ» (исполнитель) (далее — договор подряда; листы 97-100), предметом которого является оказание исполнителем услуг путем предоставления автомобильной техники.

Согласно балансовой справке от 14.07.2020 в число техники, которая будет использоваться по договору подряда, входят экскаваторы, самосвалы, машина коммунальная уборочная МТЗ-82, машина коммунально-уборочная, погрузчик МУП 351, фронтальный погрузчик.

В материалы дела представлена копия удостоверения водителя-машиниста, выданного на имя ФИО4

Вместе с тем, из представленного документа не усматривается профессиональный уровень указанного специалиста, не установить достаточная ли его квалификация для осуществления работ на вышеуказанных транспортных средствах; не представлены и документы, подтверждающие наличие трудовых отношений с кем-либо из сторон договора подряда.

Копии дипломов иных машинистов, которые также будут выполнять требуемые работы, либо иные документы, подтверждающие профессиональный уровень указанных специалистов и их квалификацию обществом в материалы дела не представлены.

В обоснование наличия технических средств заявителем приложена балансовая справка к договору подряда от 14.07.2020 о наличии автомобильной и иной специальной техники.

В материалы дела обществом представлены копии паспортов самоходной машины и паспортов транспортного средства (листы дела 85-95).

При этом, из указанных документов усматривается, что часть транспортных средств принадлежит ООО АО «Монолит» и ООО «Монолит-Строй».

При этом, доказательств того, в каких гражданско-правовых отношения состоит общества с указанными юридическими лицами, заявитель в материалы дела не представил.

Кроме этого следует отметить, что согласно пункту 3.1 указанного выше  договора подряда он вступает в силу только с момента получения заказчиком лицензии на пользование недрами с целью разработки и добычи песков на месторождении «Крючково» в Лихославльском районе.

Доказательства наличия у общества собственных технических средств, необходимых для проведения работ, в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, поскольку представленные договоры применительно к рассматриваемому участку недр не подтверждали данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, у министерства имелись основания для отказа обществу в предоставлении лицензии на основании части 3 статьи 14 Закона о недрах.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 04 мая 2021 года по делу № А66-14822/2020 оставить без изменения, апелляционную                         жалобу  общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Капитель-Агро» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.Н. Болдырева

Ю.В. Селиванова