ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-14833/20 от 25.03.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 марта 2022 года

Дело №

А66-14833/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,

рассмотрев 16.03.2022 – 23.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Смольников.Кириллов.Смольников» на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу № А66-14833/2020,


у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, город Тверь, улица Горького, дом 97; ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Смольников.Кириллов.Смольников», адрес: 170555, Тверская область, район Калининский, деревня Вашутино; ОГРН 1076949001073, ИНН 6949002281; (далее - общество, ООО «СКС») о возложении обязанности осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - нагульного пруда (дамбы, донного водовыпуска и рыбоуловителя) с кадастровым номером 69:10:00:00:30:0013:5-1599:1000/В.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 02.08.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021, на общество возложена обязанность осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - нагульного пруда (дамбы, донного водовыпуска и рыбоуловителя) с кадастровым номером 69:10:00:00:30:0013:5-1599:1000/В. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе ООО «СКС» просит решение от 02.08.2021 и постановление от 22.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований министерства. По мнению подателя жалобы, выводы суда относительно необходимости постановки на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС) используемого нагульного пруда не соответствуют нормам законодательства регулирующего спорные правоотношения. Общество также настаивает на том, что осуществляемая им хозяйственная деятельность негативного воздействия на окружающую среду не оказывает.

Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.

В судебном заседании 16.03.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 15 часов 20 минут 23 марта 2022 года.

После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда.

Представители сторон после объявленного перерыва в судебное заседание не явились.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 14.12.2009 № 602900 и от 16.07.2007 серия 69АБ № 059467 соответственно общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000030:572, а также расположенного на нем нагульного пруда (дамба, донный водовыпуск и рыбоуловитель) с кадастровым номером 69:10:00:00:30:0013:5-1599:1000/В (далее - нагульный пруд, водоем, водный объект).

В ходе рейдового осмотра от 20.09.2019 должностными лицами министерства установлено, что указанный водоем имеет искусственное происхождение и расположен таким образом, чтобы он мог наполняться водой из ручьев (с южной, западной и восточной сторон) в паводок.

Общество, эксплуатируя названный водный объект, осуществляет забор водных ресурсов из реки Каменка и сброс сточных вод в указанную реку в целях осуществления аквакультуры (рыболовства).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода министерства о том, что нагульный пруд является объектом НВОС, но при этом в нарушение требований статьи 1, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39, частей 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) не поставлен на государственный учет.

Что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закон об охране окружающей среды,Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, заявленные требования министерства удовлетворили.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа приходит к следующим выводом.

Закон об охране окружающей среды, закрепляя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, устанавливает обязанность юридических лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки (пункты 1 и 2 статьи 69.2).

Данная правовая обязанность представляет собой один из элементов механизма защиты окружающей среды и тем самым направлена на обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно абзацу 52 статьи 1 Закона № 7-ФЗ под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.

Статьей 4.2 данного закона предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1); критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3); присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, до 31.12.2020 были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Постановление № 1029).

В соответствии с пунктом 5 раздела III постановления № 1029 критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II, и IV и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV данного Постановления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, вступившим в силу с 01.01.2021, утверждены новые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Постановление № 2398).

В силу подпункта 2 пункта 6 раздела III названного Постановления критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа.

Установив, что основным видом деятельности общества является рыбоводство в ходе которой осуществляется эксплуатация водного объекта - водозабор и сброс сточных вод в реку Каменка, суды пришли к выводу, что именно по указанным критериям министерство отнесло спорный объект к III категории объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, и поскольку обязанность по подаче заявления о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду - нагульного пруда (дамбы, донного водовыпуска и рыбоуловителя) с кадастровым номером 69:10:00:00:30:0013:5-1599:1000/В, обществом не исполнена, удовлетворили заявленные требования министерства.

Вместе с тем Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области.

Полномочия министерства определены в положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп (далее – Положение № 90-пп)

Согласно пункту 15 раздела третьего Положение № 90-пп в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство осуществляет функции по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Пунктом 18 этого же раздела Министерство осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в пределах своей компетенции.

Права Министерства установлены в разделе четвертом Положения № 90-пп.

Рассмотрев требования министерства об обязании Общества совершить действия по постановке на государственный учет спорного объекта, судами не проверено действовал ли заявитель в рамкам полномочий и административных процедур установленных в Положении № 90-пп и связанных с охраной окружающей среды.

Ссылка министерства и судов на судебные акты по делу № А66-18034/2019 судом округа не принимается, поскольку предметом рассмотрения в указанном деле было постановление министерства о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судами обществу в удовлетворении требований о признании постановления о привлечении к административной ответственности отказано в связи с пропуском процессуального срока на обращение с таким заявлением в суд. Обязанность общества о постановке спорного объекта на государственный учет в деле № А66—18034/2019 не устанавливалась.

Поскольку суды первой и апелляционной инстанций не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (часть 3 статьи 287 АПК РФ).

При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства, полномочия министерства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего, установив фактические обстоятельства дела, с соблюдением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 02.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу № А66-14833/2020 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

А.Г. Кудин