АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 декабря 2023 года
Дело №
А66-15008/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от правительства Тверской области – ФИО1 (доверенность от 07.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью «Карьер Вески» - ФИО2 (доверенность от 14.12.2012),
рассмотрев 30.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу № А66-15008/2022,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Карьер Вески» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к правительству Тверской области (далее - Правительство) о признании недействительным распоряжения Правительства от 08.09.2022 № 983-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» и о возложении на Правительство обязанности принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства, площадь земельного участка - 381 114 кв. м, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дереревни Крючково, из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство), Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, администрация Лихославльского муниципального округа Тверской области, ФИО3, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.09.2023 решение суда первой инстанции отменено, признано недействительным распоряжение Правительства Тверской области от 08.09.2022 № 983-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую».
Апелляционный суд обязал Правительство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение четырнадцати дней с момента вынесения постановления соответствующего ненормативного правового акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В кассационной жалобе Правительство, считая, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит отменить обжалуемое постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) выдана Обществу лицензия ТВЕ №00426 ТЭ на пользование недрами с целевым назначением и видом работ: разведка и добыча кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески Лихославльского района Тверской области со сроком действия до 01.06.2041. В соответствии с горноотводным актом к лицензии от 09.09.2020 в уточненные границы горного отвода для разведки и добычи кварцевых песков формовочных и строительных на участке Вески вошел земельный участок с кадастровым номером 69:19:0000025:1729, площадью 381 114 кв. м, местоположение земельного участка: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Лихославльский район, Вескинское сельское поселение, вблизи дер. Крючково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, находящийся в собственности ФИО3
Общество 19.01.2021 заключило с ФИО3 (арендодатель) договор аренды указанного земельного участка в целях использования для добычи кварцевых песков формовочных и строительных, а также осуществления иных видов деятельности, предусмотренных лицензией.
Общество 05.04.2021 обратилось в Правительство с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. К данному ходатайству приложена лицензия на пользование недрами сери ТВЕ № 00426 ТЭ.
Ходатайство Общества совместно с рецензиями заинтересованных органов власти 15.10.2021 рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по земельным отношениям при Правительстве (далее - Комиссия) (пункт V протокола от 15.10.2021 № 29), которая рекомендовала Правительству принять решение об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172).
Распоряжением Правительства от 30.03.2022 № 299-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» (далее - Распоряжение № 299-рп) Обществу отказано в удовлетворении ходатайства от 05.04.2021 № 20 о переводе земельного участка в испрашиваемую категорию в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 172-ФЗ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 12.08.2022 по делу № А66-4619/2022 Распоряжение № 299-рп признано недействительным. В качестве способа восстановления нарушенного права суд возложил на Правительство обязанность повторно рассмотреть ходатайство Общества от 05.04.2021 № 20 о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 из одной категории в другую с принятием решения по данному ходатайству с учетом выводов суда, изложенных в судебном акте, в порядке и сроки, установленные Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства от 16.11.2011 № 262-рп (далее - Регламент).
Во исполнение решения суда от 12.08.2022 по делу № А66-4619/2022, 26.08.2022 ходатайство Общества совместно с рецензиями заинтересованных органов власти повторно рассмотрено на заседании комиссии, которая рекомендовала Правительству принять решение об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ (пункт V протокола от 26.08.2022 № 26).
Распоряжением Правительства от 08.09.2022 № 983-рп «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» (далее - Распоряжение № 983-рп) Обществу отказано в удовлетворении ходатайства от 05.04.2021 № 20 о переводе земельного участка в испрашиваемую категорию в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ.
Посчитав, что распоряжение № 983-рп не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, признав их необоснованными.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 4 Закона № 172-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. К таким случаям отнесены: 1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Тверской области от 19.07.2022 № 406- пп «Об утверждении генерального плана Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к населенным пунктам д. Крючково, д. Кузьмиха, д. Петрушкино» утвержден генеральный план Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к населенным пунктам д. Крючково, д. Кузьмиха, д. Петрушкино (далее - Генеральный план) в следующем составе: положение о территориальном планировании Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к вышеназванным населенным пунктам; карта планируемого размещения объектов местного значения Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к вышеназванным населенным пунктам; карта границ населенных пунктов, входящих в состав Лихославльского муниципального округа Тверской области, применительно к вышеназванным населенным пунктам; карта функциональных зон Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к вышеназванным населенным пунктам.
В соответствии с указанным генеральным планом спорный земельный участок расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 9 раздела III Положения о территориальном планировании Лихославльского муниципального округа Тверской области применительно к населенным пунктам д. Кузьмиха, д. Крючково, д. Петрушкино, являющегося приложением № 1 к Генеральному плану, зона сельскохозяйственного использования занята объектами сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственными угодьями и предназначена для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения на землях сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, установленная в настоящий момент функциональная зона, в состав которой входит спорный земельный участок, исключает какое-либо промышленное производство, в том числе разработку месторождений полезных ископаемых.
Несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденной документации территориального планирования согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ является основанием для отказа в переводе земель из одной категории в другую.
Отменяя решение суда первой инстанции апелляционный суд отклонил ссылки Правительства в оспариваемом распоряжении № 983-рп на положения части 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ, как несостоятельные, исходя из следующего.
Действительно, указанная норма исключает перевод земельных участков из одной категории земель в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В рассматриваемом случае, фактическим основанием для отказа Обществу в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную явилось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, а именно – генеральному плану Лихославльского муниципального округа Тверской области.
Однако при оценке соответствия испрашиваемой цели перевода земельных участков действующим документам территориального планирования следовало руководствоваться не генеральными планами муниципальных образований, а документами территориального планирования субъекта Российской Федерации – Тверской области.
Так, пункт 19 статьи 1 ГрК РФ к объектам регионального значения относит объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Часть 3 статьи 14 ГрК РФ предусматривает, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся также к областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
В пункте 20 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Однако в силу положений статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статьях 2.1 и 2.3 Закона о недрах перечислено, какие участки относятся к недрам федерального или местного значения.
Так, в статье 2.3 Закона о недрах указано, что подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях согласно пунктам 7 – 7.2 статьи 4 Закона о недрах относятся: распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на своих территориях; подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; подготовка и утверждение совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым.
Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области утвержден распоряжением Минприроды России № 50-р, администрации Тверской области 469-ра от 23.10.2006.
Соответственно с учетом вышеизложенного следует, что при решении вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию по исключительному случаю, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, обязательным документом территориального планирования является схема территориального планирования Тверской области исходя из статуса объекта недропользования как объекта регионального значения.
Однако, отказывая в удовлетворении заявления о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, Правительство не установило несоответствие испрашиваемой категории земель утвержденным документам территориального планирования Тверской области в отношении земельного участка. При этом спорный участок относится к многофункциональной зоне экономического и градостроительного развития, что вопреки мнению Правительства, соответствует и не противоречит испрашиваемой к переводу категории.
Кассационная инстанция считает ошибочными выводы апелляционного суда о расположении земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 в границах объекта регионального значения и необходимости в связи с этим руководствоваться схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации – Тверская область.
Согласно распоряжению Минприроды России и администрации Тверской области от 23.10.2006 № 50-р/469-ра от 23.10.2006 к общераспространенным полезным ископаемым по Тверской области отнесен песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).
Между тем Обществу выдана лицензия ТВЕ №00426 ТЭ на разведку и добычу кварцевых песков формовочных и строительных на участке «Вески». В соответствии с приложением № 6 к лицензии «Сведения об участке недр» запасы формовочных песков утверждены протоколом ТКЗ Центрнедра от 11.05.2016 №4 в количестве 8032 тыс.т. Сведений о наличии на участке строительного песка и его количественные характеристики в лицензии не приведены.
В перечне участков недр местного значения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства от 22.01.2013 № 13-пп (разделы 9 - 23 «Пески строительные») отсутствуют сведения о участке «Вески», поименованном в лицензия ТВЕ №00426 ТЭ.
Более того, Правительство в кассационной жалобе указывает на то, что на действующей в настоящее время схеме территориального планирования Тверской области в районе деревни Вески Лихославльского района Тверской области отображен единственный объект регионального значения – полигон твердых бытовых отходов. Месторождение строительных песков на данной территории в схеме территориального планирования Тверской области отсутствует.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что месторождение формовочных песков, в отношении которого Обществу выдана «федеральная» лицензия, является объектом регионального значения Тверской области.
Таким образом, Правительство при рассмотрении обращения Общества обоснованно руководствовалось Генеральным планом, который в силу пункта 3 статьи 9 ГрК РФ являлся для него обязательным. Поскольку было выявлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденной документации территориального планирования Правительство пришло к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в переводе земель из одной категории в другую, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить, что установленное как судебными актами по делу № А66-4619/2022, так и при рассмотрении настоящего дела неиспользование длительное время земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000025:1729 в сельскохозяйственных целях, на которое сослался апелляционный суд, обосновывая возможность перевода данного земельного участка в иную категорию, не имеет правового значения для правильного разрешения спора.
Как установлено судами указанный земельный участок длительное время использовался для незаконной добычи песка. Указанные обстоятельства по смыслу статьи 6 Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут являться основанием для изъятия земельного участка, следовательно, их истолкование в качестве основания для перевода земельного участка в иную категорию будет противоречить смыслу законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, фактически приводить к легализации результатов незаконной деятельности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, которым обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу № А66-15008/2022 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Тверской области от 21.02.2023 по делу № А66-15008/2022.
Председательствующий
А.В. Кадулин
Судьи
Ю.С. Баженова
Г.М. Рудницкий