ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
22 сентября 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-1642/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» ФИО1 по доверенности от 09.08.2021, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 по доверенности от 22.04.2021, от Правительства Тверской области ФИО3 по доверенности от 09.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эльдорадо»на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2021 годапо делу № А66-1642/2021 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170007, <...>; далее – общество) обратилось в арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170042, <...>; далее – Министерство) о признании недействительным приказа от 10.11.2020 № 140-кв «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы материалов «Отчёт о результатах разведки месторождения песка строительного «Савватьевское» в Калининском районе Тверской области» и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему заявлению приказа об утверждении запасов полезных ископаемых на месторождении песка строительного «Савватьевское» Калининского района Тверской области согласно материалам «Отчёт о результатах разведки месторождения песка строительного «Савватьевское» в Калининском районе Тверской области» выполненным обществом с ограниченной ответственностью «ИНЖГЕОРЕСУРС».
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя ФИО4, дом 1; далее – Правительство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2021 года по делу № А66-1642/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что документы в составе отчета о результатах разведки оформлены надлежащим образом.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 13.10.2020 общество обратилось в Министерство с заявлением на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр местного значения.
Заключением экспертной комиссии материалы отчета признаны не соответствующим требованиям ГОСТ Р 53579-2009, экспертная комиссия пришла к решению, что представленные материалы Отчета о результатах разведки месторождения песка по своему содержанию не позволяют переоценить запасы месторождения «Саватьевское», изученные по категории С2, в запасы по категории изученности С1.
Приказом Министерства от 10.11.2020 № 140-кв обществу отказано в утверждении запасов полезных ископаемых на месторождении песка строительного «Савватьевское» на основании заключения экспертной комиссии государственной экспертизы материалов «Отчет о результатах разведки месторождения песка строительного "Савватьевское" (далее – Отчёт)
Полагая, что о права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности нарушены, ООО «Эльдорадо» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
В силу положений статьи 23 Закона о недрах, одним из основных требований к рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о недрах, в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных
ископаемых является основание для постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводится на любой стадии
геологического изучения месторождения при условии, если предоставляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать
объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых,
их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий из добычи.
Порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых установлен Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядкавзимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в части участков недр, содержащих месторождение общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
В соответствии с пунктом 2 Положения, государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
Согласно пункту 8 Положения государственная экспертиза осуществляется путем проведения .анализа документов и материалов. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из пункта 24 Положения заключение государственной экспертизы должно содержать, в том числе, выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения.
Требования к составу и правилам оформления, представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.05.2011 № 378 (далее –Требования).
Одним из требованийк Отчету является обоснованность выводов по всем вопросам, определяющим достоверность подсчетных параметров, оцененных и разведанных запасов (пункт 4 Требований).
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения на территории Тверской области установлен административным регламентом предоставления государственной услуги «Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15.10.2013 № 8-нп (далее -Административный регламент).
В соответствии си подпунктом «в» пункта 38 Административного регламента в предоставлении государственной услуги может быть отказано, если оформление представленных заявителем материалов не
соответствует требованиям Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации.
Согласно пункту 7.17.1 ГОСТ Р 53579-2009. Национальный стандарт российской Федерации. Система стандартов в области геологического изучения недр. Общие требования к содержанию и оформлению, утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 877-ст, в протоколе рассмотрения отчета, в том числе должно быть отражено для работ, выполненных за счет собственных средств заказчика, решение заказчика о представлении отчета в состав государственных информационных ресурсов или на условиях конфиденциальности и на какой срок.
В силу пункта 7.17.2 ГОСТ Р 53579-2009 к обязательным экземплярам отчета прилагают подлинные экземпляры протоколов с печатью организации, в которой происходило рассмотрение отчета.
Судом первой инстанции установлено, что сведения об условиях конфиденциальности сроком до 01.01.2023 указаны обществом не в протоколе рассмотрения Отчёта, а в информационной карте Отчёта, на страницах 12, 16, 63 Книги, титульном листе Отчёта, что не является существенным нарушением пункта 7.17.1 ГОСТ Р 53579-2009.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ Р 53579-2009 общими требованиями к отчету являются четкость изложения конкретных результатов работы, проверяемость измерений и расчетов, обоснованность выводов и рекомендаций, исключающие возможность неоднозначного их толкования. Как правильно указал суд первой инстанции данное требование обществом не соблюдено.
При проведении экспертизы Отчёта Министерством установлено, что в копии журнала колонок геологических скважин, являющейся приложением 10 к Отчету, отсутствовали подписи специалистов, ответственных за составление геологических данных.
В силу пункта 7.17.2 ГОСТ Р 53579-2009 к обязательным экземплярам отчета прилагаются подлинные экземпляры протоколов с печатью организации, в которой происходило рассмотрение отчета.
В приложении 28 Отчёта, несмотря на указание организации, выдавшей протокол испытаний химического состава, что копия данного протокола является недействительной, представлены копии, а не оригиналы.
Как установлено судом протоколы лабораторных испытаний, являющихся приложением 37 к Отчёту, не имели подписи специалиста ответственного за проведение лабораторных испытаний, штампа и (или) печати организации, выдавшей данное заключение, что не отвечает требованиям пункта 5.4 ГОСТ Р 53579-2009 о проверяемости и обоснованности выводов.
Доводы общества о наличии в Министерстве необходимых документов, правомерно отклонены судом первой инстанции в виду отсутствия у экспертной комиссии обязанности обращения к ранее рассмотренным материалам отчетов, по которым были приняты решения.
Ссылка апелляционной жалобы на подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» коллегией судей отклоняется, так как сведений о наличии аналогичных недостатков Отчета при обращении общества в Министерство с заявлением в 2019 году материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта по безусловным основаниям, апелляционной коллегией не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2021 года по делу №А66-1642/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Селиванова |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |