ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-17708/18 от 21.03.2019 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 марта 2019 года

г. Вологда

Дело № А66-17708/2018

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
ФИО1, рассмотрев, без вызова сторон, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 декабря 2018 года по делу № А66-17708/2018 (судья Кочергин М.С.),

у с т а н о в и л:

Министерство промышленности и торговли Тверской области (место нахождения: 170100, <...>;
ОГРН <***>, ИНН <***>); далее – Министерство) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования «город Вышний Волочек» «РИТУС» (место нахождения: 171163, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Учреждение) о взыскании 17 103 руб. 93 коп. субсидии.

При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вышний Волочек

Исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 25.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

Министерство с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой в суд, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на то, что бюджетное законодательство не позволяет выплачивать субсидии муниципальным учреждениям, которым является ответчик.

Учреждение в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало.

Дело рассмотрено апелляционным судом единолично без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ и пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – Постановление № 10).

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, постановлением правительства Тверской области от 23.03.2018 № 90- пп утвержден порядок предоставления субсидии из областного бюджета Тверской области специализированным службам по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.

Постановлением главы города Вышний Волочек Тверской области от 27.04.2016 № 144-1 Учреждение наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Вышний Волочек».

Учреждение 21.05.2018 направило Министерству заявку от 17.05.2018
№ 21 о предоставление субсидии на возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, с приложением документов.

Приказом Министерства от 25.05.2018 № 89 Учреждению предоставлена субсидия в размере 17 103 руб. 93 коп.

Платежным поручением от 31.05.2018 № 349 указанная сумма субсидии перечислена Учреждению.

На основании приказа Министерства от 06.08.2018 № 133/1 проведена проверка условий представления субсидий, по результатам которой сделан вывод о том, что нарушен порядок представления субсидий, поскольку Учреждение является муниципальным учреждением и в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) не может являться получателем субсидии.

Приказом Министерства от 08.08.2018 № 138/1 приказ от 25.05.2018 № 89 признан утратившим силу, Министерство предъявило требование к Учреждению о возврате полученной суммы субсидии.

Уклонение ответчика от возврата субсидии послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции признал требование необоснованным и отказал в его удовлетворении.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения данного судебного акта.

Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 названного Кодекса).

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Таким образом, в силу положений БК РФ вопросы предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям находятся в компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно статье 26 Закона № 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 указанного Закона.

В силу пункта 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, установленных данной статьей, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.

Факт наделения Учреждения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Вышний Волочек» установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Порядок предоставления субсидии из областного бюджета Тверской области специализированным службам по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, утвержденный постановлением правительства Тверской области от 23.03.2018
№ 90-пп, (далее – Порядок № 90-пп) регламентирует процедуру предоставления субсидии из областного бюджета Тверской области специализированным службам по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также устанавливает цели, условия и порядок их предоставления. Согласно пункту 3 Порядка № 90-пп получателями субсидий являются специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые в соответствии с Законом № 8-ФЗ.

Согласно пункту 14 Порядка № 90-пп основаниями для отказа в предоставлении субсидии специализированным службам являются:

а) несоответствие представленных специализированной службой документов требованиям, определенным пунктом 10 настоящего раздела, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

б) недостоверность предоставляемой специализированной информации;

в) представление заявки лицом, не являющимся специализированной службой;

г) представление заявки в целях получения Субсидии на возмещение стоимости услуг по погребению умерших, не относящихся к категориям, указанным в пункте 7 настоящего раздела;

д) представление заявки по истечении шести месяцев со дня погребения умершего;

е) нарушение специализированной службой показателей качества услуг по погребению и сроков захоронения умерших, установленных пунктом 1 статьи 9 и пунктом 1 статьи 12 Закона № 8-ФЗ соответственно.

Согласно пункту 19 Порядка № 90-пп в случае установления в результате проверок, предусмотренных пунктом 18 настоящего раздела, фактов несоблюдения условий, установленных настоящим Порядком, предоставления специализированными службами недостоверных сведений, содержащихся в документах, полученная Субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета Тверской области в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня установления соответствующих фактов в соответствии с законодательством.

Факт оказания Учреждением соответствующих услуг по погребению установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.

Довод Министерства относительно неправомерности получения субсидии муниципальным учреждением в силу его организационно-правовой формы правомерно отклонен судом первой инстанции, как необоснованный.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статья 123.21 ГК РФ).

Согласно статье 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок и полномочия по их созданию урегулированы статьями 14, 17, 29, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из вышеуказанных правовых норм следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела может быть создана только в форме муниципального учреждения либо муниципального унитарного предприятия.

Поскольку Учреждение создано соответствующим муниципальным образованием для решения вопросов похоронного дела, ему в установленном порядке присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, а заявка от 17.05.2018 № 21 соответствует требованиям Порядка № 90-пп, оснований для возврата суммы полученной субсидии у суда первой инстанции не имелось

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 25 декабря 2018 года по делу № А66-17708/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

ФИО1