ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-1814/2022 от 13.11.2023 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 ноября 2023 года

г. Вологда

Дело № А66-1814/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2023 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Клинцовское спецуправление механизации» ФИО1 по доверенности от 01.02.2022, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери ФИО2 по доверенности от 27.01.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» посредством веб-конференции апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 августа 2023 года по делу № А66-1814/2022,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Клинцовское спецуправление механизации» (адрес: 241001, <...>/2; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (адрес: 170100, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Департамент) о взыскании 14 458 360 руб., в том числе 14 079 390 руб. 02 коп. задолженности по муниципальному контракту от 20.12.2020 № 0836600003320000567 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников», 378 970 руб. 25 коп. неустойки за период с 30.10.2021 по 01.02.2022 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Тверской области «Тверьоблстройзаказчик».

Решением суда от 28 августа 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Экспертное заключение не содержит нормативного (со ссылками на строительные и технические правила и нормы) обоснования необходимости выполнения работ, указанных в актах КС-2 № 307 -320, с соответствующим выводом об их допустимости в связи с тем, что их невыполнение грозило годности и прочности результата выполняемой работы (объекта).

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Как установлено судом первой инстанции, 12.12.2020 Обществом (подрядчик) и Департаментом (заказчик) заключен муниципальный контракт № 0836600003320000567 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Детский сад на 150 мест, <...>», по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту «Детский сад на 150 мест, <...>» в соответствии условиями контракта, проектной и рабочей документацией (приложение 1), техническим заданием (приложение 2 к контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение 3 к контракту) (том листы 13-36).

Из пункта 4.1.6 контракта следует, что в обязанности подрядчика входит также сдача объекта в эксплуатацию.

Пунктом 1 технического задания к контракту установлено, что объект находится в стадии незавершенного строительства, начало строительства объекта - 21.12.2018, за период с 03.12.2018 по 25.09.2020 выполнено 65% от общего объема строительно-монтажных работ.

Таким образом, на момент заключения контракта часть работ по строительству объекта была выполнена, целью контракта являлось завершение всех строительно-монтажных работ.

На момент заключения контракта его цена составляла 80 371 280 руб. (пункт 2.1 контракта), срок выполнения работ - по 24.12.2020 включительно (пункт 3.1 контракта).

В ходе исполнения контракта подрядчиком была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных сметой, о чем Общество сообщило заказчику письмом от 23.12.2020.

Письмом от 30.12.2020 заказчик сообщил о наличии возможности оплаты дополнительных работ только посредством увеличения цены контракта не более чем на 10% согласно требованиям пункт 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2012 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Сторонами 26.08.2021 было заключено дополнительное соглашение № 2 к контракту, которым цена работ была увеличена до 88 407 619 руб. 91 коп., а также внесены соответствующие изменения в смету.

Дополнительные работы потребовали внесения изменений в проектно-сметную документацию по объекту и проведения государственной экспертизы таких изменений; было получено положительное заключение государственной экспертизы № 69-1-1-1- 048010-2021.

В ходе дальнейшего исполнения контракта возникла необходимость выполнения других работ сверх той суммы, которая была предусмотрена дополнительным соглашением № 2 к контракту.

Необходимость выполнения работ подтверждена актами №1–№3 от 23.08.2021, подписанными комиссией в составе начальника Департамента, представителей ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик» (строительный контроль) и руководителя проекта ООО «КСУМ» (том 1, листы 57–61).

Сторонами 26.08.2021 был подписан акт приемки объекта капитального строительства, объект фактически передан заказчику и в настоящее время им используется (том 1, листы 37–40).

Письмом от 28.09.2021 подрядчик направил заказчику акты о приемке выполненных работ формы КС-2 № 307–320 с перечислением неоплаченных работ.

При этом работы по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 № 307–317 от 26.08.2021 были предусмотрены проектной документацией по строительству объекта с учетом изменений, внесенных в 2021 году, однако не вошли в состав сметы на сумму 88 407 619 руб. 91 коп., утвержденную сторонами дополнительным соглашением № 2 к контракту.

Работы по актам о приемке № 318–320 от 26.08.2021 выполнялись на основании актов о необходимости выполнения работ от 23.08.2021 № 1, № 2, № 3, утвержденных представителями подрядчика, заказчика и строительного контроля.

Все работы, перечисленные в актах № 307–320, были приняты заказчиком без замечаний, претензии в отношении их качества со стороны заказчика не поступали.

Вместе с тем, выполненные истцом работы в полном объеме ответчиком не оплачены.

Поскольку претензия истца об оплате выполненных работ по спорному контракту оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, с учетом выводов судебной экспертизы, иск удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции считает, что правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Исходя из существа заявленных требований и правовой природы отношений, вытекающих из спорного муниципального контракта, суд первой инстанции верно определил, что к возникшему спору подлежат применению нормы главы 37 ГК РФ о договорах подряда, а также положения Закона № 44-ФЗ.

Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

Согласно статье 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В статье 743 ГК РФ определено, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику (пункт 3).

Статьей 744 ГК РФ предусмотрено, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Согласно пункту 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении, в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 15 пункта 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.

Таким образом, при рассмотрении споров, связанных с оплатой работ, выполненных при наличии подписанного государственного (муниципального) контракта, но не предусмотренных данным контрактом (дополнительные работы), следует принимать во внимание, что юридически значимым обстоятельством, которое входит в предмет доказывания по данной категории дел, является факт необходимости выполнения работ для достижения целей государственного (муниципального) контракта. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, относятся работы, которые не были учтены в технической документации, но должны были быть учтены, поскольку без их выполнения подрядчик не мог приступить к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Поскольку в ходе рассмотрения дела у сторон возникли разногласия относительно объема, стоимости выполненных работ, необходимости выполнения дополнительных работ, судом по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Экспертно-строительное агентство».

На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1. Были ли предусмотрены работы, перечисленные в актах о приемке выполненных работ №307–320 проектно-сметной документацией в редакции дополнительного соглашения № 2 от 26.08.2021 к муниципальному контракту № 083600003320000567 от 20.12.2020.

2. Возможно ли было достижение целей, предусмотренных муниципальным контрактом № 083600003320000567 от 20.12.2020, без выполнения работ, перечисленных в актах о приемке выполненных работ № 307–320.

3. Каковы объемы и стоимость выполненных работ, перечисленных в актах № 307–320.

4. Включены ли в акты № 307–320 виды и объемы работ, ранее отраженные в подписанных сторонами актах № 1–306. Если имеется задвоение работ, определить объемы и стоимость вторично включенных работ в актах № 307–320.

Экспертом установлено следующее.

Акт о приёме выполненных работ №307 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует разделу рабочей документации «Генеральный план» (0405-18-ГП) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №307 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №308 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует разделу 3 «Архитектурные решения (0405-18 - АР) и разделу 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (0405-18 - АР) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №308 от 26.08.2021г., не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №309 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует рабочей документации альбом - «Система водоотведения. Внутренние сети» (0405-18-ВО)проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №309 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ № 310 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует Подразделу РД №5.2.1_ВК_0405-18 «Внутренние системы водоснабжения и канализации» (0405-18 571-20 ВК) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №310 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №311 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует подразделу РД №5.2.1 «Отопление, вентиляция и кондиционирование, тепловые сети» (0405-18-ОВ) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №311 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №312 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует рабочей документации - альбом «Теплоснабжение Тепломеханические решения (ИТП)» (0405-18-ТМ) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №312 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №313 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует подразделу РД №5.2.1 «Отопление, вентиляция и кондиционирование, тепловые сети» (0405-18-ОВ) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №313 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №314 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует разделу РД №2 ГП «Генеральный план» (0405-18 571-20 ГП) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения № 2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №314 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №315 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует разделу РД №2 ГП «Генеральный план» (0405-18 571-20 ГП) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №315 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №316 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует разделу №3 рабочей документации _ «Архитектурные решения» (0405-18 - АР) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021 работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №316 от 26.08.2021, не предусмотрены.

Акт о приёме выполненных работ №317 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует разделу «Проект организации строительства» (0405-18-ПОС) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; сметной документацией прилагаемой к муниципальному контракту в редакции дополнительного соглашения №2 к от 26.08.2021г. работы, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №317 от 26.08.2021г., не предусмотрены.

Перечень и объёмы работ, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №318 от 26.08.2021 не предусмотрены проектной документацией по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)»; акт о приёмке выполненных работ №318 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует акту о необходимости выполнения работ № 1 от 23.08.2021, составленному комиссией в составе представителей Департамента, ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик», ООО «Клинцовское спецуправление механизации». По факту выполнения работ, предусмотренных актом № 318, внесена запись в «Общий журнал работ №1» от 12.12.2020, 25.12.2020, 07.01.2021 (приложение 2.1).

Перечень и объёмы работ, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №319 от 26.08.2021 не предусмотрены проектной документацией по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)», кроме работ предусмотренных позициями 64, 66, 72, 77, 78, 85, 86, которые соответствуют разделу рабочей документации «Генеральный план» (0405-18-ГП) проектной документации по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)». Акт о приёме выполненных работ №319 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует акту о необходимости выполнения работ № 2 от 23.08.2021, составленному комиссией в составе представителей Департамента, ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик», ООО «Клинцовское спецуправление механизации». По факту выполнения работ, предусмотренных разделом 1. «Разные работы» «Монолитные лотки в канализационных колодцах» составлен Акт освидетельствования скрытых работ № 2-21-К2-КСУМ от 20.06.21 (приложение 2.2). По факту выполнения работ, предусмотренных разделом 2. «Благоустройство» составлен Акт освидетельствования скрытых работ № 11-21-К2-КСУМ от 10.08.2021 (приложение 2.3). По факту выполнения работ, предусмотренных разделом 3. «Озеленение» составлен Акт освидетельствования скрытых работ № 7-21-ГП-ИНК от 18.08.2021 (приложение 2.4) и Акт освидетельствования скрытых работ № 8-21-ГП-ИНК от 21.08.2021 (приложение 2.5).

Перечень и объёмы работ, перечисленные в акте о приёме выполненных работ №320 от 26.08.2021 не предусмотрены проектной документацией по объекту «Детский сад на 150 мест, <...> Вагонников (в т. ч. ПИР)». Акт о приёме выполненных работ №318 от 26.08.2021 по перечню и объёмам работ соответствует акту о необходимости выполнения работ № 3 от 23.08.2021, составленному комиссией в составе представителей Департамента, ГКУ Тверской области «Тверьоблстройзаказчик», ООО «Клинцовское спецуправление механизации». Проведение работ по откачке воды насосами зафиксировано в исполнительной документации - «Журнал откачки воды» (Приложение 2.6). Начало работ 15.04.2021. Окончание работ 09.08.2021. По данным журнала откачка воды проводилась 117 дней, объём откачанной воды составил 151 632 м. куб.

С учетом вышеизложенного, экспертом сделаны следующие выводы.

Работы, перечисленные в актах о приемке выполненных работ № 307–317, и позиции 64, 66, 77, 72, 78, 85, 86 по акту № 319 предусмотрены проектно-сметной документацией в редакции дополнительного соглашения № 2 от 26.08.2021;

Работы, перечисленные в актах № 318–320, кроме позиций 64, 66, 77, 72, 78, 85, 86 по акту № 319, не предусмотрены проектной документацией; акт о приемке выполненных работ № 318 от 26.08.2021 по перечню и объемам работ соответствует актам о необходимости выполнения работ №№ 1–3 от 23.08.2021, возможность изменения объемов и видов выполняемых работ предусмотрена пунктом 13.1 контракта.

Достижение целей, предусмотренных муниципальным контрактом № 083600003320000567 от 20.12.2020, без выполнения работ, перечисленных в актах о приемке выполненных работ № 307–320, не представлялось возможным.

Работы по откачке воды насосами, включенные в акт о приемке выполненных работ № 320 были необходимы для обеспечения выполнения работ, предусмотренных проектно-сметной документацией и защиты строящегося объекта от разрушения.

Общая стоимость выполненных работ, перечисленных в актах о приемке выполненных работ № 307–320, после вычета стоимости завышенных объемов работ, составляет 14 176 723 руб. 22 коп., работы, предусмотренные позициями 64, 66, 77, 72, 78, 85, 86 по акту № 319, включены в подписанный ранее акт № 24 от 24.12.2020, работы, предусмотренные позицией 72 акта № 319, включены в подписанный ранее акт № 27 от 25.12.2020.

Представленное экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям части 1 статьи 86 АПК РФ.

Выводы эксперта понятны, в связи с чем, исследования каких-либо иных обстоятельств, а также дополнительных разъяснений не требуется.

Поскольку процедура назначения и проведения экспертизы полностью соблюдена, а заключение эксперта соответствует предъявляемым законом требованиям и является достаточно ясным и полным, а потому не вызывает сомнений в его обоснованности, суд первой инстанции правомерно признал его допустимым доказательством по делу.

Ответчиком выводы эксперта в суде первой инстанции не оспаривались, о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы не заявлялось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Все работы, перечисленные в актах № 307–320, были приняты заказчиком без замечаний, претензии в отношении их качества со стороны заказчика не поступали.

Поскольку факт выполнения истцом работ на сумму 14 079 390 руб. 02 коп. подтвержден экспертным заключением, работы приняты заказчиком без замечаний, выводы судебной экспертизы в установленном законом порядке Департаментом не опровергнуты, исковые требования о взыскании задолженности правомерно удовлетворены судом.

Также Обществом заявлено требование о взыскании 378 970 руб. 25 коп. неустойки, за период с 30.10.2021 по 01.02.2022 на основании пункта 8.6.1 контракта.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Расчет неустойки проверен судом и признан верным.

Оснований для переоценки указанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

По существу доводы подателя апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 августа 2023 года по делу № А66-1814/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий А.Н. Шадрина

Судьи Л.В. Зрелякова

Н.В. Чередина