ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-18632/17 от 31.08.2018 АС Северо-Западного округа

854/2018-43057(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Подвального И.О. 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Частная  пивоварня «Афанасий» ФИО1 (доверенность от 01.09.2017), 

рассмотрев 29.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской  области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2018 (судья  Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 26.04.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу   № А66-18632/2017, 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Частная пивоварня  «Афанасий» место нахождения: 170028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Частная  пивоварня «Афанасий»), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления  Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место  нахождения: 170100, <...>, ОГРН  <***>, ИНН <***> (далее – Управление, УФАС), от 27.10.2017 

 № 04-5/1-8-2017 привлечении к административной ответственности,  предусмотренной частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). 

Решением суда первой инстанции от 15.02.2018, оставленным без  изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.04.2018, заявление удовлетворено. 

В кассационной жалобе и дополнениях к ней Управление, ссылаясь на  неправильное применение судами двух инстанций норм материального и  процессуального права, а также на несоответствие выводов обстоятельствам  дела, просит указанные судебные акты отменить. 

Податель жалобы считает, что поскольку Общество надлежащим образом  было уведомлено о дате, времени и месте составления протокола о  административном правонарушении, то у Управления отсутствовали правовые  основания не составлять данный протокол; несоставление протокола в  назначенную дату – 12.10.2017 не позволило бы УФАС своевременно  рассмотреть дело об административном правонарушении в пределах срока  давности привлечения к ответственности, который истекал 14.12.2017;  заявленное Обществом ходатайство было рассмотрено Управлением, но  расценено как попытка затянуть рассмотрение дела об административном 


правонарушении; отсутствие в материалах дела на дату вынесения  оспариваемого постановления данных о вручении Обществу заказного письма с  информацией о дате рассмотрения административного дела при наличии у  Управления соответствующей информации, размещенной на официальном  сайте Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»,  не является нарушением процессуальных требований при производстве дела  об административном правонарушении; при вынесении постановления от  27.10.2017 по делу № 04-5/1-8-2017 процедура привлечения к ответственности  не нарушена, у Общества имелась возможность защитить свои права в ходе  рассмотрения административного дела. 

В отзыве на кассационную жалобу Общество, полагая судебные акты по  настоящему делу законными и обоснованными, просит решение от 15.02.2018 и  постановление от 26.04.2018 оставить без изменения, а жалобу – без  удовлетворения. 

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от  15.08.2018 на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  рассмотрение кассационной жалобы Управления отложено на 29.08.2018 на 14  часов 55 минут. 

В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы,  приводимые в кассационной жалобе. 

УФАС, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного  заседания, в суд своих представителей не направило, в связи с чем  кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3  статьи 284 АПК РФ

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу было принято  решение от 14.12.2017 по антимонопольному делу № 1-14.2-388/78-01-16 о  признании Общества нарушившим требования статьи 14.2 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Материалы данного антимонопольного дела в соответствии со статьей  29.5 КоАП РФ были переданы в УФАС по Тверской области для рассмотрения  вопроса о возбуждении в отношении Общества дела об административном  правонарушении. 

В свою очередь Управление письмом от 14.09.2017 № 04-5/1-8-3515ВФ  известило Общество о дате, времени и месте составления протокола об  административном правонарушении. 

Указанное извещение Общество получило 22.09.2017 и направило  11.10.2017 в адрес УФАС ходатайство о переносе составления протокола на  более позднюю дату. 

Управление 12.10.2017 в отсутствие законного представителя Общества  составило протокол об административном правонарушении, ответственность за  которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ. При этом в данном  протоколе не нашел отражение результат рассмотрения заявленного  Обществом ходатайства. 

Копия протокола от 12.10.2017, содержащего уведомление о времени и  месте рассмотрения дела об административном правонарушении, была  направлена в адрес Общества 16.10.2017. 

Располагая сведениями официального сайта Почты России о вручении  Обществу 20.10.2017 направленной (16.10.2017) корреспонденции, в отсутствие 


представителей Общества, Управление вынесло постановление от 27.10.2017  по делу № 04-5/1-8-2017 о назначении административного наказания, которым  заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, в виде 300 000 руб. штрафа. 

Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства,  представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства  дела и пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного  административного правонарушения (часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ). Вместе с  тем, установив существенные процедурные нарушения, допущенные  Управлением в рамках административного производства (статей 25.1, 25.4, 28.2  КоАП РФ), судебные инстанции признали незаконным и отменили  постановление УФАС. 

Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ  проверена законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов  кассационной жалобы, которые в данном случае сводятся к несогласию с  выводами судов о допущенных УФАС существенных нарушениях порядка  привлечения Общества к административной ответственности. 

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не может быть подвергнуто  административному наказанию по делу об административном правонарушении  иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. 

Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного  производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц,  которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем  процессуальных прав, не только на стадии рассмотрения дела об  административном правонарушении, но и на стадии составления протокола. 

Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола о  совершении административного правонарушения, обеспечивающие  соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том  числе об участии законного представителя юридического лица в его  составлении. 

Следовательно, лицу, в отношении которого составляется протокол об  административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность  участвовать в его составлении и пользоваться другими правами,  предусмотренными Кодексом. 

В этой связи Управление при поступлении от Общества ходатайства об  отложении составления протокола применительно к статье 25.1 КоАП РФ,  согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается  с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении, и оно может быть рассмотрено в его  отсутствие, если от этого лица не поступило ходатайство об отложении  рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения,  обязано было рассмотреть такое ходатайство на предмет его обоснованности и  по результатам рассмотрения принять мотивированное определение об его  удовлетворении либо неудовлетворении. 

 Между тем, ходатайство Общества об отложении составления протокола  Управлением в нарушение статьи 24.4 КоАП РФ рассмотрено не было,  протокол составлен в отсутствие представителя Общества и без оценки  обоснованности заявленного ходатайства. 

При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о  существенном нарушении Управлением процедуры привлечения ООО «Частная 


пивоварня «Афанасий» к административной ответственности, поскольку  последнее было лишено возможности реализовать свое право на участие в  составлении протокола об административном правонарушении. 

Довод Управления об отсутствии времени, достаточного для  привлечения Общества к ответственности (до истечения срока давности,  исключающего производство по делу об административном правонарушении),  подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не может служить  основанием для лишения лица, в отношении которого возбуждается дело об  административном правонарушении, возможности реализации прав и гарантий,  предоставляемых ему Кодексом, равно как и освобождать административный  орган от обязанности по соблюдению соответствующих положений закона. 

Кроме того, оценив имеющиеся в деле документы, суд апелляционной  инстанции пришел к выводу об отсутствии бесспорных доказательств того, что  Общество на дату рассмотрения дела об административном правонарушении  (27.10.2017) располагало информацией о месте и времени рассмотрения дела.  Данное обстоятельство с учетом отсутствия представителя Общества при  рассмотрении административного дела позволило суду придти к выводу о  нарушении Управлением также положений части 3 статьи 25.4 КоАП РФ

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об  административном правонарушении, совершенном юридическим лицом,  рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В  отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях,  предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, или если имеются  данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и  если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо  если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 

С учетом изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что  рассмотрение дела без участия представителя Общества (не обладавшего  соответствующей информацией) не позволило Управлению всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. 

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по  делу об административном правонарушении процессуальных требований,  установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении  требования административного органа о привлечении к административной  ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и  отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2  статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят  существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений  определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны,  и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. 

В данном случае Общество было лишено возможности воспользоваться  правами и гарантиями, предусмотренными Кодексом, как при составлении  протокола, так и при рассмотрении дела об административном  правонарушении, что привело к существенным нарушениям процессуальных  требований закона. 

При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным  оспариваемое постановление УФАС. 

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов 


судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на иную оценку  установленных судами обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 и  части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной  инстанции. 

Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы  материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной  инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных  актов и удовлетворения жалобы Управления. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2018 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  26.04.2018 по делу № А66-18632/2017 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской  области - без удовлетворения. 

Председательствующий И.Г. Савицкая
Судьи А.Г. Кудин

 И.О. Подвальный