ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
19 декабря 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-18707/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Миловкиной А.В.
при участии от заявителя ФИО1 директора, ФИО2 представителя по доверенности от 11.12.2018, ФИО3 представителя по доверенности от 17.01.2018 № 10, от административного органа
ФИО4 представителя по доверенности от 13.06.2018 № 46,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Академклуб»на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2018 года по делу
№ А66-18707/2017 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Академклуб»
(ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: Тверская обл., Вышневолоцкий р-н., <...>; далее –
ООО «Академклуб», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения:
<...>; далее – Минприроды, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2017 № 910 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 310 000 руб.
Решением суда от 19 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены и постановление признано незаконным в части назначенного наказания: административный штраф заменён на предупреждение.
ООО «Академклуб» обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Не оспаривая решение в части изменения наказания, Общество полагает, что событие и состав вменённого ему административного правонарушения отсутствует.
Представитель административного органа отклонил возражения апеллянта, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из представленных документов следует, что Обществу выдана лицензия на право пользования недрами 56798 ТЭ, зарегистрированная 28.03.2005 за
№ 298/ТВЕ 56798 ТЭ, со сроком окончания 01.01.2020, на право добычи валунно-гравийно-песчаного материала Коломенского месторождения участки - «Карьер № 1», «Задорожный» для использования его в строительных целях, (т. 1, л. 34 - 43).
Приказом Минприроды от 30.06.2016 № 121-кв в лицензию внесены изменения, согласно которым предоставленные в пользование Обществу участки недр ограничены частью месторождения «Коломенское», а именно, участком «Задорожный», с уменьшением годового объёма добычи песчанно-гравийного материала до 200 тыс. м3 (т. 1, л. 42; т. 2, л. 1 - 6).
На основании задания от 12.09.2017 № 275 должностными лицами Министерства 13.09.2017 проведено плановое рейдовое мероприятие: осмотр территории Вышневолоцкого района Тверской области. В ходе осмотра на территории участка «Карьер № 1» Коломенского месторождения выявлен факт добычи песка из технологических отвалов, поверхность которых покрыта почвенно-растительным слоем, с погрузкой его на большегрузный транспорт, выезжающий в сторону Санкт-Петербурга. Данное обстоятельство отражено в акте от 13.09.2017, закреплено фотосъёмкой и видеофиксацией GPSпозиционирования (т. 1, л. 119 - 122).
В период с 02.10.2017 по 27.10.2017 в отношении Общества на основании приказа Министерства от 26.09.2017 № 084-П уполномоченным лицом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства о недрах, а также условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ТВЕ 56798 ТЭ, по итогам которой составлен акт от 27.10.2017 № 084-п (т. 1, л. 123 - 134).
В ходе проверки установлено, что Общество на участке «Карьер № 1» Коломенского месторождения пользуется недрами – песками-отсевами и песками-намывами, числящими на государственном балансе и не предоставленными ему согласно лицензии, в отсутствие согласованного и утверждённого в установленном порядке проекта разработки и рекультивации месторождения, а также согласованного плана развития горных работ на 2017 год на данный участок. Тем самым Обществом нарушены требования Федерального закона от 21.02.1992 № 3595-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Правил охраны недр, утверждённых постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71 (далее – Правила охраны недр).
Усмотрев в действиях ООО «Академклуб» наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2
статьи 7.3 КоАП РФ, должностным лицом Министерства в присутствии директора Общества составлен протокол от 08.11.2017 № 910. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, на котором также присутствовал директор Общества, постановлением от 10.11.2017 № 910 заявитель привлечён к административной ответственности по части 2
статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 310 000 руб. (т. 1, л. 11 - 21).
Общество обжаловало постановление в суд, обратившись с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта.
Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объёмах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утверждённым в установленном порядке.
Объективная сторона указанного нарушения может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия (при невыполнении определённых лицензионными условиями обязанностей, требующих со стороны недропользователя активного поведения).
Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), являются пользователи недр.
В соответствии с частью седьмой статьи 9, частями первой и третьей статьи 11 Закона о недрах права и обязанности пользователей недр возникают с даты государственной регистрации полученных лицензий на право пользования недрами.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.
Согласно части второй статьи 22 Закона о недрах пользователь обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); выполнение условий, установленных лицензией
(пункт 10).
Аналогичные нормы содержаться в пункте 3 Правил охраны недр.
Требования к проектной документации на разработку месторождения закреплены в разделе IIIПравил охраны недр. Пункт 54 названных Правил запрещает производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана.
Порядок составления и согласования годовых планов развития горных работ установлен Инструкцией по согласованию годовых планов развития горных работ, утверждённой постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 № 85, действующей в проверяемый период.
Согласно Условиям пользования недр, являющимися приложением 1 к лицензии ТВЕ 56798 ТЭ, недропользователь при ведении добычных работ обязан соблюдать требования Закона о недрах, а также соблюдать утверждённые стандарты, регламентирующие условия охраны недр, воздуха, вод, всего комплекса природных и экологических мероприятий по отработке месторождения (пункты 6.1, 7.3). Недропользователю запрещается проведение добычных работ, в том числе без согласованного проекта разработки и рекультивации месторождения (пункт 2.4). Установлено также, что определение и учёт количества извлечённого из недр сырья и фактических потерь при добыче и транспортировке к пункту первичной переработки производится на основании ежегодных топо-маркшейдерских съёмок действующего карьера, годовых планов развития горных работ (контур и запасы недр, предусмотренные к отработке в отчётном году) и суммарного годового учёта фактически переработанного сырья (пункт 2.5).
В данном случае на основании лицензии ТВЕ 56798 ТЭ, с учётом внесённых в неё изменений, Обществу на 2017 год предоставлен в пользование участок «Задорожный» Коломенского месторождения для добычи валунно-гравийно-песчанного материала. Запасы недр на участке «Карьер № 1» того же месторождения переведены в государственный резерв и в пользование Обществу не предоставлены.
Соответственно план развития горных работ на 2017 год утверждён Обществу только на участок «Задорожный» Коломенского месторождения в объёме добычи песчанно-гравийного материала до 200 тыс. м3. Проект доработки и технической рекультивации месторождения утверждён приказом Министерства от 30.06.2016 № 121-кв также только в отношении участка «Задорожный».
Между тем, проверкой установлено, что Общество вело добычу полезного ископаемого – песка на участке «Карьер № 1», на который в 2017 году необходимая разрешительная документация (п лан развития горных работ, проект разработки и рекультивации) отсутствует. Кроме того, лицензией право добычи песка строительного Обществу не предоставлено.
Доводы подателя жалобы о недоказанности административным органом факта добычи Обществом песка на участке «Карьер № 1» опровергаются имеющимися в материалах дела документами.
В акте осмотра территории участка «Карьер № 1» Коломенского месторождения от 13.09.2017, сопровождавшемся видеосъёмкой, отражено ведение добычи песка из технологических отвалов, поверхность которых покрыта почвенно-растительным слоем, с использование большегрузной техники. В свою очередь пески-отсевы и пески-намывы в гидроотвалах, образовавшиеся на площади участка «Карьер № 1», решением Территориальной экспертной комиссии по запасам полезных ископаемых по Центральному федеральному округу (протокол от 27.12.2005 № 42) поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в качестве песков строительных для автодорожного строительства по ГОСТ 8736-93 и
ГОСТ 25607-94 (т. 4, л. 149-171).
Следует также отметить, что земельные и лесные участки в пределах горного отвода «Карьер № 1» находятся в пользовании Общества на основании договоров аренды. В сведениях о реализации песка строительного за 9 месяцев 2017 года, представленных Обществом по запросу Минприроды, приведены данные о продажах ООО «Академклуб» песка строительного, в том числе из песков-отсевов и песков-намывов.
Ведение добычи песка в промышленных масштабах на участке «Карьер № 1», в непосредственной близости от места нахождения Общества, опровергает утверждение его представителей в судебном заседании о непричастности Общества к добыче песка.
Ссылка Общества на проект доработки и технической рекультивации участка «Карьер № 1», согласованный в 2005 году (т. 1, л. 46 - 71), правомерно отклонена административным органом ввиду его несоответствия горно-геологическим условиям, а именно, проект 2005 года предусматривает доработку участка «Карьер № 1» площадью 18 га из предоставленных 228,9 га, а участок «Задорожный» в проект вообще не включён.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает доказанным нарушение ООО «Академклуб» условий пользования недрами, предусмотренных лицензией и наличие в его действиях события вменённого ему административного правонарушения.
В силу положений части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, с учётом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 16 и 16.1 постановления от 02.06.2004
№ 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет. Юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат свидетельств того, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных лицензионных требований. Доказательств того, что заявитель был лишён возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности Министерством не допущено.
Доводы заявителя относительно нарушения сроков и порядка проведения проверки правомерно отклонены судом.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В данном случае Минприроды была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Академклуб», основанием для назначения которой послужили результаты планового (рейдового) осмотра территории Вышневолоцкого района Тверской области, выявившие ведение добычи полезных ископаемых на участке «Карьер № 1» Коломенского месторождения без соответствующей разрешительной документации.
Статья 2 Закона № 294-ФЗ относит плановые рейдовые осмотры природных территорий, земельных участков территорий к мероприятиям по контролю, осуществляемым в порядке, установленным названным Законом.
Всилу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ при проведении таких осмотров не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами.
Согласно статье 13.2 Закона № 294-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) плановый (рейдовый) осмотр проводится на основании планового (рейдового) задания, которое оформляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя соответствующего органа государственной власти (часть 1).
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя органа государственного контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Закона.
Согласно статье 10 Закона № 294-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) предметом внеплановой проверки является, в том числе выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1).
Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде (подпункт «а» пункта 2 части 2).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Закона (часть 4).
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала её проведения любым доступным способом (часть 16).
В силу статей 11 и 14 Закона № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора) на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В этом распоряжении или приказе указывается, в частности, перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.
Предметом документарной проверки являются документы, используемые при осуществлении проверяемыми лицами деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований (часть 1 статьи 11 Закона
№ 294-ФЗ).
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (часть 4 статьи 11 Закона № 294-ФЗ).
Задание № 275 на проведение планового (рейдового) осмотра территории Вышневолоцкого района Тверской области утверждено руководителем Минприроды 12.09.2017. В ходе проведения контрольного мероприятия уполномоченными должностными лицами Министерства выявлено ведение добычи полезных ископаемых на участке «Карьер № 1» Коломенского месторождения, расположенного в Вышневолоцком районе, без соответствующей разрешительной документации, о чём составлен акт от 13.09.2017.
Поскольку участок территории, на которой выявлено нарушение, передан в пользование ООО «Академклуб», приказом Минприроды от 26.09.2017
№ 084-п в отношении Общества назначено проведение документарной внеплановой проверки соблюдения требований условий лицензии ТВЕ 56798 ТЭ. Срок проведения проверки установлен с 02.10.2017 по 27.10.2017
(т. 1, л. 22 - 24).
Для целей проверки Обществу 29.09.2017 предложено предоставить сведения и документы (исх. № 13119-08). Указанный запрос получен заявителем 02.10.2017 и исполнен 11.10.2017 (исх. № 148/17) (т. 1, л. 25 - 27).
Таким образом, Министерством не допущено нарушений процедуры при осуществлении мероприятий по контролю, а также внеплановой документарной проверки. Результаты планового (рейдового) осмотра территории являются допустимым доказательством. Общество надлежащим образом уведомлено о начале проведения проверки. Направление уведомления о проведении проверки до её начала с приложением к уведомлению запроса необходимых для проведения проверки документов, содержащегося в приказе о её проведении, не противоречат требованиям Закона № 294-ФЗ, и не свидетельствует о начале проверки ранее установленного приказом срока.
Доводы заявителя об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
Решение суда в части изменения Обществу назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение основано на положениях статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», мотивировано судом с учётом конкретных обстоятельств дела и оценки характера допущенного нарушения. Заявитель решение суда в этой части не оспаривает.
Учитывая изложенное, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и всесторонне, представленные доказательства соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2018 года по делу № А66-18707/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Академклуб» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | А.В. Потеева |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |