АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 апреля 2021 года | Дело № | А66-18991/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Регион теплосбыт» ФИО1 (доверенность от 29.03.2021), от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Весьегонская центральная районная больница» ФИО2 (доверенность от 18.02.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» директора ФИО3 (решение от 15.08.2016 № 1), от правительства Тверской области ФИО4 (доверенность от 09.12.2019 № 182), рассмотрев 08.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Регион теплосбыт» на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу № А66-18991/2019, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Регион теплосбыт», адрес: 171721, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Теплосбыт), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Весьегонская центральная районная больница», адрес: 171721, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Больница), обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснаб», адрес: 170100, <...>, кабинет 2, этаж 5, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общества), о взыскании солидарно 663 426 руб. 36 коп. убытков в виде упущенной выгоды. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области, правительство Тверской области (далее - Правительство), Министерство здравоохранения Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, администрация городского поселения - город Весьегонск Тверской области. Решением от 08.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.10.2020, в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней Теплосбыт, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как полагает податель жалобы, суды не дали оценки наличию у Общества возможности оказания услуг по теплоснабжению Больницы в условиях незаконного строительства теплосети и, вопреки схеме теплоснабжения, действиям по самовольному изменению границ зоны ответственности теплоснабжающих организаций на территории города Весьегонска. По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 29 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808), Больница и Общество были не вправе заключать договор теплоснабжения, такой договор Больница могла заключить только с Теплосбытом. В отзывах на кассационную жалобу Больница, Общество и Правительство, выражая несогласие с приведенными в ней доводами, просили в ее удовлетворении отказать. До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области поступило ходатайство, в котором оно просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а также рассмотреть жалобу без участия его представителя. Ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя удовлетворено кассационной инстанцией. В судебном заседании представитель Теплосбыт поддержал доводы кассационной жалобы и пояснений к ней, а представители Больницы, Общества и Правительства- доводы отзывов на нее. Заявленное Теплосбытом ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов рассмотрено кассационной инстанцией и отклонено с учетом установленных полномочий, установленных положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 указанной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств. В связи с этим представленные Теплосбытом дополнительные доказательства не могут быть приняты и оценены кассационной инстанцией. Как разъяснено в абзацах втором и третьем пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде кассационной инстанции», новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются. Поскольку дополнительные документы поданы Теплосбытом в электронном виде через информационную систему «Мой арбитр», то они не возвращаются подателю жалобы на бумажном носителе. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского поселения - города Весьегонска Тверской области от 26.03.2015 № 24 утверждена схема теплоснабжения городского поселения - города Весьегонска Весьегонского района Тверской области (далее - Схема). Согласно Схеме и актуализирующим ее впоследствии постановлениям от 14.04.2016 № 86, от 18.04.2017 № 73, от 11.04.2018 № 143, от 11.04.2019 № 114 на территории города Весьегонска действуют две единые теплоснабжающие организации (далее - ЕТСО): Теплосбыт и Общество. Из Схемы и письма администрации Весьегонского района Тверской области от 11.11.2019 № 3101 следует, что потребитель тепловой энергии - Больница - относится к системе котельной ЦРБ, расположенной по адресу: <...>, и находится в зоне ответственности Теплосбыта. Котельная и трансформаторная подстанция (кадастровый номер 69:05:0070101:723), расположенные по указанному адресу, принадлежат ФИО5 на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.03.2019. Теплосбыт владеет названной котельной на основании договора аренды имущества от 11.09.2019 № АИ-20/09-19 (зарегистрирован в Управлении Росреестра по Тверской области 26.09.2019 за № 69:05:0070101:435-69/176/2019-6). Тепловые сети (теплотрасса) (кадастровый номер 69:05:0070101:723) от котельной, расположенной по тому же адресу, находятся в собственности Теплосбыта, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.06.2019. Теплосбыт 07.08.2019 направил в адрес Больницы ежегодный запрос на предоставление заявки для заключения договора теплоснабжения на период предстоящего отопительного сезона 2019/2020 годов. Больница, указывая на то, что уже заключила договор теплоснабжения от 12.08.2019 № 033 с Обществом, которому установлен более низкий тариф на тепловую энергию по сравнению с Теплосбытом, отказала в заключении договора. Теплосбыт, посчитав, что Больница и Общество злоупотребили правом на свободное заключение договора, поскольку Общество самовольно изменило систему теплоснабжения котельной ЦРБ и перераспределило зону ответственности ЕТСО, направил им претензии от 08.11.2019 № 560 и 561 с требованием о возмещении упущенной выгоды – недополученного дохода в виде стоимости тепловой энергии, поставленной в отопительный период 2019-2020 годов. Поскольку в добровольном порядке указанное требование не исполнено, Теплосбыт обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование иска Теплосбыт также указал на то, что Общество незаконно применяет более низкую ставку тарифа, установленного без учета присоединения нового потребителя (Больницы), в то время как тариф на отпускаемую тепловую энергию для потребителей городского поселения - г. Весьегонска с учетом затрат, необходимых для предоставления услуг по теплоснабжению Больницы, утвержден Теплосбыту. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В пункте 2 статьи 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). По смыслу статьи 15 ГК РФ упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25). Для наступления данного вида ответственности необходимо наличие в совокупности следующих условий: факта наступления вреда и его размера, противоправного поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между его поведением и возникшим вредом, а также вины причинителя вреда. Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками. В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ответчики заключили договор теплоснабжения с соблюдением требований действующего законодательства, их вина в неполучении заявленного дохода документально не подтверждена. Суд кассационной инстанции не находит оснований для иных выводов в силу следующего. Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. В силу пункта 7 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом № 190-ФЗ, настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В силу части 3 статьи 7 Закона № 190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Федерального закона. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа организацию в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (статья 6 Закона № 190-ФЗ). В соответствии с пунктом 20 статьи 2, частью 7 статьи 23 названного Закона схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления. Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (далее – Постановление № 154). В схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 15, пункт 28 статьи 2 Закона № 190-ФЗ, подпункт «к» пункта 4 Требованийк схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением № 154). Согласно пункту 35 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением № 154, статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами № 808. В силу абзаца 5 пункта 13 Правил № 808 организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце 2 пункта 7 этих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации (пункт 19 Правил № 808). Из пункта 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением № 154, следует, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 этих Требований. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения. Постановление № 154 не содержит запрета на проведение внеочередной актуализации схемы теплоснабжения, связанной с объективной необходимостью - присвоением другой организации статуса единой теплоснабжающей организации. Таким образом, вопреки утверждению истца, при наличии у Общества статуса единой теплоснабжающей организации его отсутствие в схеме теплоснабжения не препятствует оказанию услуг теплоснабжения. В силу пунктов 35 - 37, 40 Правил № 808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения и документы, содержащие, помимо прочего, сведения о месте нахождения теплопотребляющих установок и месте их подключения к системе теплоснабжения (тепловом вводе). В случае подключения теплопотребляющих установок к сетям, не принадлежащим единой теплоснабжающей организации, проверка наличия надлежащего подключения проводится уполномоченными представителями теплоснабжающей организации по согласованию с теплосетевой организацией, к сетям которой подключены теплопотребляющие установки заявителя, или с владельцем источника тепловой энергии, к которому подключены теплопотребляющие установки потребителя, с составлением акта о разграничении балансовой принадлежности. Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора. Критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации (абзац второй пункта 7 Правил № 808). Утрата статуса единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке положений пунктов 13, 14, 16 Правил № 8080 на основании решения уполномоченного органа. В силу пункта 18 Правил № 808 организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 этих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 названных Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем. В кассационной жалобе истец подтвердил, что не оспаривает статус Общества как единой теплоснабжающей организации. Вместе с тем при наличии у Общества действующего статуса единой теплоснабжающей организации предполагается, что оно правомерно владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии. Материалами дела подтверждается, что в установленном порядке Общество статус единой теплоснабжающей организации не утратило; тариф на тепловую энергию, утвержденный регулирующим органом для Общества не оспорен, недействительным не признан, а потому подлежит применению им при расчетах с потребителями. Как установили суды и не отрицается подателем жалобы, договор теплоснабжения от 12.08.2019 № 033 заключен Больницей и Обществом уже после окончания срока действия предыдущего договора. Сам по себе тот факт, что в сложившейся схеме теплоснабжения объект Больницы находится в зоне Теплосбыта, не является безусловным основанием для его признания поставщиком тепловой энергии в отношении Больницы. В данном случае истец не доказал, что только именно он в отношении Больницы на спорной территории является лицом, с которым подлежит заключению договор теплоснабжения и которое впоследствии должно было получить заявленный в качестве упущенной выгоды доход от ответчиков. Поскольку истец, обладая статусом единой теплоснабжающей организации, является профессиональным участником правоотношений в сфере теплоснабжения, то его доводы о наличии недополученного дохода подлежат проверке и учету уполномоченным органом в последующих периодах регулирования в порядке, установленном Основами ценообразования. При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств наличия совокупности условий, требуемых для возмещения убытков, в том числе противоправности поведения ответчиков, причинно-следственной связи между их действиями и не полученным истцом доходом, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют. Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 08.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу № А66-18991/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Регион теплосбыт» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.А. Кустов | |||
Судьи | О.А. Бобарыкина В.К. Серова | |||