АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 января 2022 года
Дело №
А66-2042/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 12.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А66-2042/2021,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь», адрес: 170040, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «РЭР-Тверь»), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к прокуратуре Тверской области, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Прокуратура области), Ржевской межрайонной прокуратуре, адрес: 172390, <...> (далее – Прокуратура), о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры от 13.01.2021 № 1161ж-1163ж-20 об устранении нарушений жилищного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, адрес: 170028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ГУ «РЭК»).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО «РЭР-Тверь», ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что суды необоснованно поддержали вывод Прокуратуры о том, что потребителями в течение 7 месяцев установленного нормативом отопительного периода полностью оплачен годовой объем тепловой энергии, в связи с чем начисленная Обществом плата за восемь календарных дней поставки тепловой энергии в сентябре 2019 года (с 23.09.2019 по 30.09.2019) и шесть календарных дней в мае 2020 года (с 01.05.2020 по 06.05.2020) является рассчитанной сверх годового объема. ООО «РЭР-Тверь» указывает, что потребители тепловой энергии в рамках установленного норматива оплачивают не годовой объем тепловой энергии, а лишь за 212 дней в году, ввиду чего восемь календарных дней поставки тепловой энергии в сентябре 2019 года и шесть календарных дней в мае 2020 года нормативом не учитываются, а, следовательно, не являются рассчитанными сверх годового объема. Кроме того, Общество полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ООО «РЭР-Тверь» о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Ржева и Ржевской городской Думы, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемому спору.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой на основании обращений граждан проведена проверка законности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
По итогам проверки Прокуратура пришла к выводу о незаконности действий ООО «РЭР-Тверь» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению за восемь календарных дней в сентябре 2019 года (с 23.09.2019 по 30.09.2019) и шесть календарных дней в мае 2020 года (с 01.05.2020 по 06.05.2020), отметив, что потребители в течение 7 месяцев полностью оплатили годовой нормативный объем потребленной тепловой энергии.
В связи с выявленным нарушением Прокуратура вынесла в адрес Общества представление от 13.01.2021 № 1161ж-1163ж-20 об устранении нарушений жилищного законодательства путем снятия начисления платежей за коммунальную услугу по отоплению в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, за период с 23.09.2019 по 30.09.2019 и с 01.05.2020 по 06.05.2020 включительно.
Указанное представление Прокуратуры Общество оспорило в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, констатировав законность оспариваемого ненормативного правового акта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО «РЭР-Тверь» не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона № 2202-1).
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия (пункт 3 статьи 21 Закона № 2202-1).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 22 Закона № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 этого Закона, вносит представление об устранении нарушений закона, которое является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В данном случае основанием для вынесения оспариваемого представления послужил факт нарушения ООО «РЭР-Тверь» порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов (далее - Правила № 354), которые регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Согласно пункту 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Определение норматива потребления коммунальной услуги установлено в пункте 2 Правил № 354 и является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами № 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В приложении № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 18 приложения 1 к Правилам № 354 определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии), к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Решением Ржевской городской Думы от 09.03.2007 № 142 (далее – Решение № 142) утвержден норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления - 0,0343 Гкал/кв.м в месяц отопительного периода (январь, февраль, март, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь).
Постановлениями администрации города Ржева от 18.09.2019 № 731 «О начале отопительного периода 2019-2020 годы для жилого фонда города Ржева» и от 30.04.2020 № 382 «Об окончании отопительного сезона 2019-2020 годы для социально значимых объектов и жилищного фонда города Ржева Тверской области» определены даты начала и окончания отопительного сезона в жилищном фонде – 23.09.2019 и 06.05.2020 соответственно.
При этом изменений в Решение № 142 не вносилось.
В таком случае, само по себе продление отопительного периода в отсутствие установления норматива потребления тепловой энергии за май 2019 и сентябрь 2020 года не наделяет Общество правом начисления платежей за отпущенный коммунальный ресурс исходя из норматива, установленного для иных периодов.
Иной подход противоречит цели установления норматива на отопление, представляющего собой усредненное вычисленное количество тепловой энергии, необходимое для обогрева одного квадратного метра жилья в течение месяца, полномочием на установление которого наделены соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого представления нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Доводы ООО «РЭР-Тверь» о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в непривлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, администрации города Ржева и Ржевской городской Думы, были рассмотрены и обоснованно отклонены апелляционным судом.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Так как Общество не доказало и из материалов дела не следует, что судебный акт по настоящему делу влияет на права и обязанности администрации города Ржева и Ржевской городской Думы, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство заявителя о привлечении указанных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц.
Несогласие ООО «РЭР-Тверь» с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А66-2042/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» – без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г. Савицкая
Судьи
О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин