ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
29 мая 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-20788/2017 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Холминова А.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт» на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу № А66-20788/2017 (судья Балакин Ю.П.), рассмотренному в порядке упрощённого производства,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>; далее – Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Росстандарта) (ОГРН <***>, ИНН <***>; Москва, Ленинский проспект, дом 9; далее – Отдел) от 23.11.2017 № 1219/214/1-ШЮ, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 12.09.2017 по 09.10.2017 Отделом на основании приказа от 29.08.2017 № 1219 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества.
В ходе проверки установлено, что Общество совершило правонарушение, выразившееся в несоблюдении обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений:
- на АЗС № 55 по адресу <...>, топливораздаточные колонки «Gilbarco SK700-2 8/0/8 С», зав. № 585038, зав. № 585049, зав. № 585048 на период с 20.04.2017 по 12.09.2017 не имеют действующей поверки;
- на АЗС № 77 топливораздаточные колонки по адресу <...>, топливораздаточные колонки «Gilbarco SK700-2 8/0/8 С», зав. № 627730, зав. № 627731, зав. № 627735, зав. № 627734 на период с 18.04.2017 по 12.09.2017 не имеют действующей поверки.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон «Об обеспечении единства измерений») средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Согласно описанию типа СИ «Колонки топливораздаточные SK700» (регистрационный № 24861-07) колонки поверяются в соответствии с МИ 2729-2002 «Рекомендации. Г'СИ. Колонки топливораздаточные. Методика первичной поверки» и МИ 1864-88 «ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика поверки», межповерочный интервал составляет 1 год.
Экспертной организацией ФБУ «Тульский ЦСМ» (аттестат аккредитация № РОСС RU.0001.410170 от 24.12.2013) выданы Экспертные заключения о соответствии топливораздаточных колонок требованиям законодательства в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений № 200-207 от 20.09.2017 и 208-217 от 20.09.2017:
- на АЗС № 12 по адресу Тверская обл., Оленинский район, п. Оленино, а/д Москва-Рига (М9) 276 км., по результатам, проведённых измерений доз топлива, и определения относительной погрешности топливораздаточной колонки «Топаз 111-11-2000/00», зав. № 5092067 при отпуске топлива через раздаточный рукав (кран) изм. объёма № 5083851, ДТ, топливораздаточной колонки «Топаз 111-11-2000/00», зав. № 5092067 при отпуске топлива через раздаточный рукав (кран) изм. объёма № 5083845, АИ-95, топливораздаточной колонки «Топаз 111-11-2000/00», зав. № 5092068 при отпуске топлива через раздаточный рукав (кран) изм. объёма № 5083834, АИ-92, значения относительной погрешности превышают значения, установленные описанием типа СИ «Колонки топливораздаточные ТОПАЗ» (регистрационный № 40785-09), ГОСТ 9018-89 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия». Согласно требований статьи 9 «Требования к средствам измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, включая обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений.
Экспертной организацией ФБУ «Тульский ЦСМ» выданы Экспертные заключения о соответствии топливораздаточных колонок требованиям законодательства в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений от 21.09.2017 № 226-228.
- на АЗС № 68 по адресу <...> по результатам, проведённых измерений доз топлива и определения относительной погрешности топливораздаточной колонки «Gilbarco SK700-2 6/0/6 С», заводской № 602734 при отпуске топлива через раздаточный рукав (кран) изм. объема № 351479, ДТ, 351389, АИ-95, 351477, АИ-92, 351481, АИ-92, 351480, Аи-95, 351478, Дт значение относительной погрешности превышают значения, установленные описанием типа СИ «Колонки топливораздаточные SK700» (регистрационный № 24861-07), ГОСТ 9018-89 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия». Согласно требований статьи 9 «Требования к средствам измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерения обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, включая обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений.
Экспертной организацией ФБУ «Тульский ЦСМ» выданы Экспертные заключения о соответствии топливораздаточных колонок требованиям законодательства в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений от 22.09.2017 № 229-234.
По результатам проверки сделан вывод о том, что Обществом нарушены пункта 1 статьи 9, статьи 13 Закона «Об обеспечении единства измерений» в сфере распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений, на которые установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении торговли.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.10.2017 № 1219/2014. По данному факту Отделом составлен протокол об административном правонарушении от 12.10.2017 № 1219/214/1-ПЮ.
Постановлением Отдела от 23.11.2017 № 1219/214/1-ШЮ Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного заявления, руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 19.19 КоАП РФ, 211 АПК РФ, статьями 9, 12, 13 Закона «Об обеспечении единства измерений».
Согласно части 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутверждённого типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются поверка средств измерений (статьи 11, 13 Закона «Об обеспечении единства измерений»).
Согласно пункту 7 части 3 статьи 1 Закона «Об обеспечении единства измерений» сфера его применения распространяется на осуществление торговли. Ошибка при определении количества товара влечёт материальный ущерб. Кроме того сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются при осуществлении операций, сопряжённых с учётом (производством, продажей) нефтепродуктов, как составной части деятельности в области экономической безопасности государства.
Факт совершения Обществом данного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении от 12.10.2017 № 1219/214/1–ПЮ, актом проверки от 09.10.2017 № 1219/214, предписанием от 09.10.2017 № 1219/214-ПР/1, протоколами измерений, экспертными заключениями о соответствии топливораздаточных колонок требованиям законодательства в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и иными материалами дела.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что эталоны единиц величин, используемые для поверки, должны быть аттестованы; данные эталоны не отвечают ГОСТ 8.400-2013 «ГСИ. Мерники металлические эталонные. Методика поверки», поскольку имеют множественные нарушения лакокрасочного покрытия, отсутствие пломбы в местах соединения горловины и корпуса мерника. Кроме того, указывает на некорректность процедуры измерения доз топлива в связи с отсутствием в протоколах измерений информации о контроле температуры окружающей среды и топлива.
Данные доводы жалобы заявлялись в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Так, все средства измерений, применяемые при проведении инспекционных проверок и относящиеся к средствам поверки в соответствии с МИ 1864-88 «Колонки топливораздаточные. Методика поверки», аттестованы в установленном порядке в качестве эталонов, в том числе мерник М2Р-50-01 № 761 (регистрационный номер эталона 3.1.ZBIO.0751.2016). Мерники, аттестованные в качестве эталонов и передающие единицу величины топливораздаточным колонкам, проходят ежегодную периодическую поверку в соответствии с ГОСТ 8.400-2013 с опломбированием мест, исключающих возможность изменения вместимости. Дата последней поверки мерников 18.01.2017.
Доказательства того, что старение лакокрасочного покрытия и его износ повлияли на изменение вместимости, и не опломбированы места, где есть возможность изменения вместимости, в материалах дела отсутствуют.
При проведении поверки топливораздаточных колонок (равно как и при измерениях для нужд государственного надзора) поверитель обязан руководствоваться методикой поверки, указанной в описании типа на конкретный тип средства измерений и действовать в строгом соответствии с указанной методикой.
В данном случае МИ 1864-88, в соответствии с которой необходимо производить расчёт относительной погрешности топливораздаточных колонок, учитывает как изменение вместимости мерников, в зависимости от температуры окружающей среды, так и поправочный коэффициент, учитывающий вязкость топлива вследствие отклонения температуры окружающей среды от нормальной.
Протоколы измерений ФБУ «Тульский ЦСМ» содержат информацию о температуре окружающей среды и топлива (том 2, листы 88 - 157).
ГОСТ 8.599-2010, на который ссылается Общество, предназначен для использования при расчётах плотности нефтепродуктов, а не их объёма. Процедура поверки в соответствии с МИ 1864-88 не предусматривает контроля таких показателей как плотность и давление.
Поверка средств измерений производится в соответствии с нормативными документами, определенными при утверждении типа СИ. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, межповерочный интервал, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Предприятия нефтепродуктообеспечения обязаны руководствоваться пунктом 1 статьи 12 Закона «Об обеспечении единства измерений».
В соответствии с описанием типа топливораздаточных колонок:
- «Gilbarco SK700-2» (регистрационный № 24861-07) используются МИ 1864-88 (Приложение к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2012 г. N 1141),
- «Global Сеntuгу» (регистрационный № 21121-06) используются МИ 1864-88 (Приложение к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2012 г. N 554),
- «Топаз» (регистрационный № 40785-09) используются МИ 1864-88 (Приложение к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 июня 2014 г. N 786).
ФБУ «Тульский ЦСМ» аккредитовано в установленном порядке в качестве экспертной организации в сфере государственного метрологического контроля (надзора) (свидетельство об аккредитации № РОСС RU.0001.410170).
При этом ФИО1 является должностным лицом экспертной организации (инженер по метрологии I категории) и действующим техническим экспертом, о чём свидетельствует информация на официальном сайте Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация), имеет высшее профессиональное образование (инженер, специальность «Метрология и метрологическое обеспечение»), соответствующий опыт и стаж работы, регулярно повышает свою квалификацию.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что процессуальных нарушений административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ.
Таким образом, в деянии общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Обществом своевременных и достаточных мер по обеспечению соблюдения вышеуказанных требований законодательства.
С учётом изложенного Отдел пришёл к верному выводу о наличии в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Размер административного штрафа назначен с учётом характера правонарушения, в пределах установленной санкции. Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершённого правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2018 года по делу № А66-20788/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | А.А. Холминов |