АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 февраля 2019 года | Дело № | А66-2601/2018 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019. Постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2019. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О., рассмотрев 05.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2018 (судья у с т а н о в и л: Акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь», место нахождения: 170026, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, место нахождения: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), о признании незаконным требования, изложенного в письме от 17.10.2017 № 5559/03 о включении плана проведения спасательных археологических полевых работ выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой города Твери, XV - XIX вв.» в состав проектной документации на объект «Дюкерный переход среднего давления через реку Лазурь диаметром 315 мм, инв. № 100000300». Решением суда первой инстанции от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить. Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 27.09.2017 письмом обратилось в Управление о выдаче условий на выполнение проектных и проведение строительно-монтажных работ по объекту «Дюкерный переход среднего давления через реку Лазурь диаметром 315 мм, инв. № 100000300». Управление в ответе от 17.10.2017 № 5559/03 сообщило, что для строительства дюкерного перехода необходимо выполнить следующие условия: разработать проект дюкерного перехода, включая генплан в масштабе 1:500; в состав проекта включить план проведения спасательных археологических полевых работ и предусмотреть средства на проведение данного вида работ. В управление представить на рассмотрение и согласование проектную документацию с планом проведения спасательных археологических полевых работ; по согласованной проектной документации до начала земляных и строительных работ обеспечить силами специализированной организации на договорной основе в полевой сезон (май - октябрь) проведение археологических исследований. По завершении археологических исследований представить в Управление заверенный сторонами акт об их выполнении. Общество не согласилось с требованием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций не усмотрели правовых основания для удовлетворения заявления. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей. Положениями пункта 2 этой же статьи допускается, что в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (пункт 5 статьи 3.1 Закона № 73-ФЗ). В силу статьи 10.1 Закона Тверской области от 23.12.2009 № 112-30 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области» уполномоченный орган в случаях, предусмотренных Федеральным законом, на основании поступивших письменных сведений об описании выявленного объекта культурного наследия, текстового и графического описания местоположения границ территории указанного объекта, а также перечня географических координат характерных точек этих границ, в течение 30 дней со дня получения указанных документов принимает решение об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия. Таким образом, как верно отмечено судами, Федеральный закон № 73-ФЗ не устанавливает обязанности повторно утверждать границы территории выявленных памятников истории и культуры, которые являлись таковыми на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, в соответствии с вновь введенным Федеральным законом № 73-ФЗ порядком. В данном случае судами установлено, что «в соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденным решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 № 26/40, приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Тверской области от 15.08.2002 № 56, указанный земельный участок расположен в границах выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой города Твери XV - XIX в.в.», подлежащей государственной охране. Кроме того, как следует из пояснений управления, границы культурного слоя города Твери определены в составе Проекта зон охраны памятников истории и культуры, города Твери (в графическом приложении), утвержденного решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 № 26/40 (далее - Решение № 26/40). Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Тверской области от 15.08.2002 № 56 объект культурного наследия «Культурный слой города Твери, XV - XIX вв.» (объект археологического наследия) внесен в Список выявленных объектов культурного наследия». Ввиду изложенного суды сделали вывод о том, что вышеуказанные акты приняты в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их принятия, не признаны в установленном законом порядке недействительными или недействующими, в связи с чем, основания для их неприменения в настоящее время отсутствуют. Также суды указали, что «Проект зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденный Решением № 26/40, включен в карту градостроительного зонирования города Твери Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (далее - Правила № 71). Данный нормативный документ, включая интерактивную карту Проекта зон охраны, размещен на официальном сайте администрации города Твери в сети Интернет (www.tver.ru). В результате анализа содержания графического приложения к Проекту зон охраны (с нанесенными границами в том числе культурного слоя) и ситуационного плана предполагаемого строительства от 27.09.2017 № 18/4814, приложенного Обществом, суд также установили, что земельный участок предполагаемого строительства расположен в границах объекта археологического наследия «Культурный слой города Твери, XV - XIX вв.». Суды, исходя из изложенного, сочли, что само по себе наименование объекта «Культурный слой города Твери, XV - XIX вв.» позволяет сделать вывод о том, что он расположен в границах самого города Твери. Судебные инстанции, ссылаясь на пункт 7 статьи 20 Правил № 71 указали, что если земельный участок расположен в границах проекта зон охраны объектов культурного наследия, утвержденного Решением № 26/40, то на земельный участок и расположенные на нем объекты капитального строительства распространяется действие режимов использования земель и градостроительных регламентов, установленных указанным проектом зон охраны объектов культурного наследия. В соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры, города Твери, утвержденным Решением № 26/40, в отношении зоны культурного слоя установлен следующий режим содержания: «В зоне культурного слоя в соответствии с инструкцией МК РСФСР пункт 4.58 земляные и строительные работы всякого рода, посадки деревьев, кустов, могут быть только с разрешения органов охраны памятников и под наблюдением археологов. Археологические исследования культурного слоя должны предшествовать строительным работам.» В данном случае, суды указали, что Общество не отрицает, что строительство спорного объекта предусматривает производство земляных работ, которые уничтожат объект археологического наследия «Культурный слой города Твери» в границах участка строительства. Согласно пункту 2 статьи 36 Закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ. Как правильно сочли суды, в отношении работ по сохранению объектов археологического наследия подлежат применению специальные нормы пункта 12 статьи 45 и статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ. Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, правомерно признали отказ Управления обоснованным. Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 по делу № А66-2601/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» - без удовлетворения | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян И.О. Подвальный | |||