ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
16 сентября 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-2797/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области ФИО1 по доверенности от 06.10.2020, ФИО2 по доверенности от 04.12.2020, от общества с ограниченной ответственностью «ИНТЭК» - ФИО3 по доверенности от 01.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 июня 2021 года по делу № А66-2797/2020 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «ИНТЭК» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170041, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170043, <...>; далее – инспекция, МИФНС № 12) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2019 №10-11/07/1414 в части доначисления налога на имущество организаций за 2017 год в размере 1 741 083 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в размере 225 037 руб. 67 коп., привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налога на имущество организаций в размере 348 216 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 июня 2021 года по делу № А66-2797/2020 решение от 30.09.2019 №10-11/07/1414 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое инспекцией в отношении общества в части доначисления налога на имущество организаций в размере 1 731 431 руб., пени в размере 223 790,17 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 346 286,20 руб. признано недействительным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
МИФНС № 12 с судебным актом не согласилась в части удовлетворенных требований и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает недоказанным обществом право на налоговую льготу, поскольку на дату ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов у него отсутствовали паспорта энергетической эффективности. Кроме того полагает, что под высоким классом энергетической эффективности следует признать только присвоенный в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 08.04.2011 № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (далее - Правила № 161) класс энергетической эффективности «А».
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании разрешения на строительство № RU 69310000-722 от 12.12.2014 является застройщиком многоэтажных многоквартирных жилых домов по адресам: <...>
Инспекцией в период с 31.05.2019 по 13.08.2019 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, представленной Обществом 31.05.2019.
Результаты проверки изложены в акте налоговой проверки от 14.08.2019 № 10-11/07-1125, в котором указано, что Обществом не уплачен налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в сумме 1 792 220 руб. за 2017 год.
В ходе налоговой проверки установлено, что в представленной 31.05.2019 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год в разделе 3 налогоплательщиком заявлены как льготируемые объекты недвижимости (квартиры, расположенные в многоквартирных домах по адресам: <...> принадлежащие Обществу на праве собственности) с кодом льготы 2010338, установленной п.21 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 30.09.2019 № 10-11/07-1414 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Обществу предложено уплатить указанную сумму налога. Заявителю также начислены пени в размере 231 647 руб. 21 коп. Общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 358 444 рубля.
Основанием для доначисления Обществу налога, соответствующих пеней и штрафа послужили выводы Инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применении льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, в отношении указанных квартир ввиду отсутствия на момент ввода многоквартирного дома в эксплуатацию энергетического паспорта на данный объект.
Решением Управления ФНС России по Тверской области от 17.12.2019 № 08-11/332 решение Инспекции отменено в части начисления налога на имущество организаций в сумме 51 137 рублей, соответствующих штрафных санкций и пени, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 21 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Таким образом, для соответствия объектов обязательным условиям применения льготы по пункту 21 статьи 381 Кодекса необходимо, чтобы объект был вновь возведенным, имел высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию, и в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
В главе 30 Кодекса не содержится определения понятия «класс энергетической эффективности», которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно употребимо для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.
В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 Кодекса следует применять положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 261-ФЗ установлено, что энергетическая эффективность представляет собой характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Под классом энергетической эффективности понимаются характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность (пункт 5 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
На основании пунктов 5, 6 статьи 6 Закона № 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов и определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов далее – Требования № 18).
Пунктом 3 Требований № 18 предусмотрено, что класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.04.2011 № 161 утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома. Таблицей класса энергетической эффективности многоквартирных домов установлены классы энергетической эффективности для новых и реконструируемых зданий: А (наивысший) В++, В+ (повышенные), В (высокий), С (нормальный).
Из материалов дела усматривается, что спорные многоквартирные дома введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2015 № 69-40-131-2015, от 29.09.2017 № 69-ru69304000-49-2017.
На момент ввода объектов в эксплуатацию энергетический паспорт на них отсутствовал, что Обществом не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 12 Закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.
В данном случае при вводе жилых домов в эксплуатацию Управлением «Инспекция государственного строительного надзора» Министерства строительства Тверской области составлено заключение от 24.11.2015 № 100 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (т. 1, л. 102), в соответствии с которым объект соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Класс энергетической эффективности здания В - высокий.
Таким образом, были соблюдены все условия, необходимые для применения к принадлежащим Обществу квартирам, находящимся в спорных домах и являющихся их частью, льготы предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, а именно: объект являлся вновь возведенным; имел высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию; в отношении объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Доводы Инспекции о том, что класс энергетической эффективности должен подтверждаться энергетическим паспортом, составленным на момент ввода жилого дома в эксплуатацию, на нормах законодательства не основаны и противоречат статье 12 Закона № 261-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 Требований № 18, на который ссылается Инспекция в обоснование своей позиции, класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома (в редакции, действовавшей на момент ввода в эксплуатацию спорных домов). Данное положение определяет содержание энергетического паспорта в части включения в него сведений о классе энергетической эффективности, но из него не следует, что энергетический паспорт является документом, устанавливающим этот класс.
Таким документом в силу статьи 12 Закона № 261-ФЗ является заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.
В этой связи наличие у Общества энергетического паспорта (т.1, л. 103-138), составленного в марте 2019 года, не имеет правового значения для установления факта наличия всех предусмотренных НК РФ условий для получения рассматриваемой льготы по налогу на имущество.
Действовавшими на дату ввода дома в эксплуатацию Правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденными приказом Минстроя России от 08.04.2011 № 161, класс «В» относился к высокому классу энергоэффективности многоквартирных домов (Приложение № 1).
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2019 № 10-11/07/1414 в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 1 731 431 руб., пени в размере 223 790,17 руб., штрафа в размере 346 286,20 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 июня 2021 года по делу №А66-2797/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Селиванова |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |