ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-2799/20 от 02.11.2020 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 ноября 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-2799/2020

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ИНТЭК» ФИО1 по доверенности от 30.06.2020 № 03072020, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области         ФИО2 по доверенности от 05.12.209, ФИО3 по доверенности               от 06.10.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 августа 2020 года по делу                        № А66-2799/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ИНТЭК»                                  (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170041, <...>; далее – общество,                      ООО «ИНТЭК») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170043, <...>;                           далее – инспекция, МИФНС № 12, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.09.2019 №10-11/07/1393.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 августа                2020 года заявленные требования удовлетворены.

МИФНС № 12 с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает недоказанным обществом право на налоговую льготу, поскольку на дату ввова в эксплуатацию многоквартирных жилых домов у него отсутствовали паспорта энергетической эффективности. Кроме того полагает, что под высоким классом  энергетической эффективности следует признать только присвоенный в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 08.04.2011 № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (далее -  Правила № 161) класс энергетической эффективности «А».

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает, что отсутствуют основания для ее удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки предъявленной обществом 29.04.2019 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, инспекцией составлен акт от 30.07.2019 № 10-11/07/928, а также принято решение                             от 27.09.2019 № 10-11/07/1393, которым общество привлечено к налоговой ответственности  о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 553 019 руб.

Кроме того, обществу доначислено и предложено уплатить  2 765 096 руб. налога на имущество за 2016 год, а также 541 952 руб. 03 коп. пени.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 17.12.2019 № 08-11/331 апелляционная жалоба общества на указанное решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции от 27.09.2019 № 10-11/07/1393, общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения.

Основанием для доначисления обществу налога на имущество, соответствующих пеней и штрафа послужили выводы инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применении льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи  381 НК РФ, в отношении введенных в эксплуатацию квартир ввиду отсутствия на момент ввода многоквартирных домов в эксплуатацию энергетического паспорта на данные объекты.

В материалах дела усматривается, что общество на  основании разрешения на строительство от 12.12.2014 № RU 69310000-722 является застройщиком многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных  по адресам:  <...>  и <...> (далее – МКД). 

В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество  21.04.2017 представило первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2016 год, согласно которой показатели в разделе 3 декларации по объектам недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, (квартирам) отсутствует.

Впоследствии обществом 01.03.2019 и 29.04.2019 представлены уточненные налоговые декларации.

В предъявленной 29.04.2019 уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год обществом  заявлены как льготируемые в силу пункта 21 статьи 381 НК РФ объекты недвижимости (квартиры, расположенные в МКД), принадлежащие обществу на праве собственности.

Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В пункте 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1 статьи 56 указанного Кодекса).

На основании пункта 21 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Глава 30 Налогового кодекса не содержит определения понятия «класс энергетической эффективности», которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно употребимо для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.

В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса и с учетом разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при уяснении значения названного понятия для целей налогообложения следует применять положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ, Закон об энергосбережении).

Из взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 2, пункта 6 статьи 6, пункта 4 статьи 10 и пункта 1 статьи 12 Закона об энергосбережении следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.

Таким образом, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости.

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

На основании пунктов 5, 6 статьи 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов и определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011                    № 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов далее – Требования № 18).

Пунктом 3 Требований № 18 предусмотрено, что класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.04.2011 № 161 утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома.

Таблицей класса энергетической эффективности многоквартирных домов установлены классы энергетической эффективности для новых и реконструируемых зданий: А (наивысший) В++, В+ (повышенные), В (высокий), С (нормальный).

Из материалов дела усматривается, что МКД  введены в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2015                         № 69-40-131-2015.

На момент ввода объектов в эксплуатацию энергетический паспорт на них  действительно отсутствовал, что обществом не оспаривается.

Вместе с тем, налоговым органом учтено, что согласно части 1 статьи 12 Закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

В данном случае при вводе жилых домов в эксплуатацию Управлением «Инспекция государственного строительного надзора» Министерства строительства Тверской области составлено заключение от 24.11.2015 № 100 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (т. 1, л. 102), в соответствии с которым объект соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Класс энергетической эффективности здания «В» - высокий.

Таким образом, соблюдены условия, необходимые для применения к принадлежащим обществу квартирам, находящимся в спорных МКД и являющихся их частью, льготы предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, поскольку объекты являлись вновь возведенными; имели высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию; класс энергетической эффективности присвоен органом государственного строительного надзора; в отношении объектов законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.

В связи с этим нельзя согласиться с позицией инспекции о том, что класс энергетической эффективности должен подтверждаться только энергетическим паспортом, составленным на момент ввода жилого дома в эксплуатацию,  так как она не основана на нормах  приведенных выше нормативных требований.

Действительно, в соответствии с пунктом 7 Требований № 18, на который ссылается инспекция, класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома (в редакции, действовавшей на момент ввода в эксплуатацию спорных домов). Данное положение определяет содержание энергетического паспорта в части включения в него сведений о классе энергетической эффективности, но из него не следует, что именно энергетический паспорт является документом, устанавливающим этот класс.

Таким документом в силу статьи 12 Закона № 261-ФЗ является заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.

В этой связи наличие у общества энергетического паспорта (т.1, л. 103-138), составленного в марте 2019 года, не имеет правового значения для установления факта наличия права на рассматриваемую  льготу по налогу на имущество.

Налоговый орган также ссылается на положения приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», в силу которого, по его мнению, только объекты, отнесенные к классу «А», свидетельствуют о наличии высокой энергетической эффективности и могут быть льготированы. Аналогичные положения содержались и в Правилах № 161.

Вместе с тем, данная позиция не может быть принята, поскольку, как отмечалось ранее, из положений  пункта 21 статьи 381 НК РФ  следует, что для применения льготы необходимо возведение объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, при этом требования к ее уровню относительно классов энергетической эффективности не установлено.

На дату ввода МКД в эксплуатацию действующие Правила № 161 класс «В» относился к высокому классу энергоэффективности.

В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.09.2019 №10-11/07/1393.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 18 августа                2020 года по делу № А66-2799/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева