ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
10 декабря 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-2906/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
В полном объеме постановление изготовлено декабря 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2018 года по делу № А66-2906/2017 (судья Белов О.В.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 172009, <...> в; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170100, <...>; далее – управление) о признании незаконным приказа от 28.12.2016 № 1828-лц об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, а также об обязании ответчика принять решение о предоставлении переоформленной лицензии на деятельность по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности по заявлению общества о переоформлении лицензии в связи с изменениями выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, от 16.11.2016 № 36 в течение 10 рабочих дней.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Торжка (ОГРН <***>, ИНН <***>; 172002, <...>; далее – администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что судом первой инстанции не проанализированы доказательства, представленные управлением, и им не дана надлежащая оценка. Кроме того, считает, что обжалуемое решение является неисполнимым.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в соответствии с уставом основным видом деятельности общества является оказание разнообразных коммунальных услуг и проведение работ по благоустройству городских территорий, в том числе:
- содержание и эксплуатация районного объекта размещения коммунальных и приравненных к ним отходов IV, V класса опасности;
- сбор и транспортирование коммунальных и приравненных к ним отходов IV, V класса опасности.
Общество имеет выданную управлением лицензию от 06.02.2013 серии 69 № 00105 на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов II, IV класса опасности, размещению отходов IV класса, действующую, как указано в лицензии, бессрочно.
Вместе с тем, как установлено судом, в силу подпункта «а» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» срок действия указанной лицензии установлен до 01.01.2019.
С целью переоформления действующей лицензии в связи с изменением (дополнением) выполняемых работ на деятельность по сбору отходов IV класса опасности и транспортированию отходов IV класса опасности и прекращением ранее выполнявшегося вида работ по обезвреживанию отходов II, IV класса опасности общество неоднократно обращалось в управление с соответствующими заявлениями от 28.04.2016 № 12, от 30.08.2016, а также от 16.11.2016 № 36.
В ответ на данные заявления управлением отказано обществу в переоформлении лицензии, о чем последнему направлены соответствующие уведомления от 29.06.2016 № 03-41/84-41/2446, от 10.10.2016 № 03-41/193 и от 28.12.2016 № 03-41/315-41/6397.
В последнем уведомлении указано на принятие 28.12.2016 решения об отказе в переоформлении лицензии (том 1, листы 12 – 13).
Данное решение оформлено приказом от 28.12.2016 № 1828-лц (том 1, листы 101 – 102), в котором отражено, что причинами отказа явилось:
- отсутствие в представленных обществом материалах положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы, что нарушает подпункт «в» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение № 1062);
- отсутствие в представленных обществом материалах разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что нарушает подпункт «г» пункта 5 Положения № 1062;
- отсутствие в представленных обществом материалах правоустанавливающих документов на объект размещения отходов, что нарушает подпункт «а» пункта 3 Положения № 1062;
- отсутствие в представленных обществом материалах договора на передачу отходов с указанием количества транспортируемых отходов, что нарушает пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Не согласившись с указанным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) подлежит обязательному лицензированию.
В силу пунктов 4 и 7 статьи 4 названного Закона основными принципами осуществления лицензирования являются, в частности, установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования к деятельности по обращению с отходами I- IV класса опасности, а также закрытые перечни сведений, которые заинтересованные лица обязаны подавать в органы Федеральной службы Росприроднадзора России, в случае оформления или переоформления лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, установлены Положением № 1062.
В соответствии с пунктом 12 данного Положения осуществление процедур, связанных представлением или переоформлением лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляются в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ.
Порядок переоформления действующих лицензий регламентирован в статье 18 Закона № 99-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18 указанного Закона лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 99-ФЗ для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона № 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, при переоформлении действующей лицензии в связи с намерением выполнять новые виды работ лицензиат обязан подтверждать свое соответствии лицензионным требованиям при выполнении именно новых видов работ.
При этом проверка соответствия лицензионным требованиям осуществляемых ранее видов работ, на которые у лицензиата уже имеется лицензия, Законом № 99-ФЗ не предусмотрена.
Перечень сведений, представляемых лицензиатом при переоформлении лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности в связи с намерением осуществлять новые виды работ по сбору отходов I - IV класса опасности и транспортированию отходов I - IV класса опасности, установлен подпунктами «а», «в», «е» пункта 7 Положения № 1062.
В частности, в силу указанных норм при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:
-для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях) (подпункт «а»);
-для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами (подпункт «в»);
- для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу (подпункт «е»).
Судом установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не отрицается тот факт, что предусмотренные пунктом 7 Положения № 1062 сведения представлены обществом в полном объеме.
В свою очередь, ссылка подателя жалобы на непредставление документов, перечисленных в уведомлении от 28.12.2016 и в оспариваемом приказе от 28.12.2016 № 1828-лц об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку документы, перечисленные в пунктах 1, 2 и 3 уведомления и, как следствие, в оспариваемом приказе, не указаны подпунктах «а», «в», «е» пункта 7 Положения № 1062 в числе документов, представление которых обязательно при намерении лицензиата осуществлять такие новые виды деятельности, как сбор и транспортирование отходов IV классов опасности.
Поверка же соблюдения обществом лицензионных требований относительно деятельности по размещению отходов II и IV не входит в предмет исследования в рамках настоящего спора.
В связи с этим суд обоснованно признал, что оспариваемый отказ ответчика в переоформлении лицензии противоречит Положению № 1062 и Закону № 99-ФЗ.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, содержащихся в названных нормативных актах.
При таких обстоятельствах заявленные обществом требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие управления с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2018 года по делу № А66-2906/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий А.Ю. Докшина
Судьи Е.А. Алимова
Н.Н. Осокина