ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-2906/17 от 03.12.2018 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 декабря 2018 года

г. Вологда

Дело № А66-2906/2017

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

В полном объеме постановление изготовлено декабря 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и               Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области                            от 01 августа 2018 года по делу № А66-2906/2017 (судья Белов О.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Сервис»                                  (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 172009, <...> в; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170100, <...>; далее – управление) о признании незаконным приказа от 28.12.2016 № 1828-лц об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, а также об обязании ответчика принять решение о предоставлении переоформленной лицензии на деятельность по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности по заявлению общества о переоформлении лицензии в связи с изменениями выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, от 16.11.2016 № 36 в течение 10 рабочих дней.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Торжка (ОГРН <***>, ИНН <***>; 172002, <...>; далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 01 августа                    2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что судом первой инстанции не проанализированы доказательства, представленные управлением, и им не дана надлежащая оценка. Кроме того, считает, что обжалуемое решение является неисполнимым.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, в соответствии с уставом основным видом деятельности общества является оказание разнообразных коммунальных услуг и проведение работ по благоустройству городских территорий, в том числе:

- содержание и эксплуатация районного объекта размещения коммунальных и приравненных к ним отходов IV, V класса опасности;

- сбор и транспортирование коммунальных и приравненных к ним отходов IV, V класса опасности.

Общество имеет выданную управлением лицензию от 06.02.2013 серии 69 № 00105 на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов II, IV класса опасности, размещению отходов IV класса, действующую, как указано в лицензии, бессрочно.

Вместе с тем, как установлено судом, в силу подпункта «а» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» срок действия указанной лицензии установлен до 01.01.2019.

С целью переоформления действующей лицензии в связи с изменением (дополнением) выполняемых работ на деятельность по сбору отходов IV класса опасности и транспортированию отходов IV класса опасности и прекращением ранее выполнявшегося вида работ по обезвреживанию отходов II, IV класса опасности общество неоднократно обращалось в управление с соответствующими заявлениями от 28.04.2016 № 12, от 30.08.2016, а также              от 16.11.2016 № 36.

В ответ на данные заявления управлением отказано обществу в переоформлении лицензии, о чем последнему направлены соответствующие уведомления от 29.06.2016 № 03-41/84-41/2446, от 10.10.2016 № 03-41/193 и от 28.12.2016 № 03-41/315-41/6397.

В последнем уведомлении указано на принятие 28.12.2016 решения об отказе в переоформлении лицензии (том 1, листы 12 – 13).

Данное решение оформлено приказом от 28.12.2016 № 1828-лц (том 1, листы 101 – 102), в котором отражено, что причинами отказа явилось:

- отсутствие в представленных обществом материалах положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы, что нарушает подпункт «в» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение № 1062);

- отсутствие в представленных обществом материалах разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что нарушает подпункт «г» пункта 5 Положения № 1062;

- отсутствие в представленных обществом материалах правоустанавливающих документов на объект размещения отходов, что нарушает подпункт «а» пункта 3 Положения № 1062;

- отсутствие в представленных обществом материалах договора на передачу отходов с указанием количества транспортируемых отходов, что нарушает пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Не согласившись с указанным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дея­тельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвре­живанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.2011                     № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон                 № 99-ФЗ) подлежит обязательному лицензированию.

В силу пунктов 4 и 7 статьи 4 названного Закона основны­ми принципами осуществления лицензирования являются, в частности, установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в от­ношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензиро­вании конкретных видов деятельности и соблюдение законности при осу­ществлении лицензирования.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федера­ции.

Лицензионные требования к деятельности по обращению с отходами I- IV класса опасности, а также закрытые перечни сведений, которые заин­тересованные лица обязаны подавать в органы Федеральной службы Росприроднадзора России, в случае оформления или переоформления лицен­зий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обра­ботке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, установлены Положением № 1062.

В соответствии с пунктом 12 данного Положения осу­ществление процедур, связанных представлением или переоформлением лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утили­зации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляются в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ.

Порядок переоформления действующих лицензий регламентирован в статье 18 Закона № 99-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 18 указанного Закона лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахож­дения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, рекви­зитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществ­ления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ли­цензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказывае­мых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 99-ФЗ для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указа­нием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона № 99-ФЗ при намере­нии лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень вы­полняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются све­дения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, ока­зывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензи­атом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного ви­да деятельности.

Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, при переоформлении действующей лицензии в связи с намерением выполнять новые виды работ лицензиат обязан подтвер­ждать свое соответствии лицензионным требованиям при выполнении именно но­вых видов работ.

При этом проверка соответствия лицензионным требованиям осуществляемых ранее видов работ, на которые у лицензиата уже имеется лицензия, Законом № 99-ФЗ не предусмотрена.

Перечень сведений, представляемых лицензиатом при переоформле­нии лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности в связи с намерением осуществлять новые виды работ по сбору отходов I - IV класса опасности и транспортированию от­ходов I - IV класса опасности, установлен подпунктами «а», «в», «е» пунк­та 7 Положения № 1062.

В частности, в силу указанных норм при намерении осуществлять лицензи­руемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указан­ному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наиме­нование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классифи­кационному каталогу отходов), а также:

-для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственно­сти или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - рекви­зиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях) (подпункт «а»);

-для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - сведе­ния о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, поме­щений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами (подпункт «в»);

- для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу (подпункт «е»).

Судом установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не отрицается тот факт, что предусмотренные пунктом 7 Положения              № 1062 сведения представлены обществом в полном объеме.

В свою очередь, ссылка подателя жалобы на непредставление документов, перечисленных в уведомлении от 28.12.2016 и в оспариваемом приказе от 28.12.2016 № 1828-лц об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, транспортированию отходов IV класса опасности, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку документы, перечисленные в пунктах 1, 2 и 3 уведомления и, как следствие, в оспариваемом приказе, не указаны подпунктах «а», «в», «е» пунк­та 7 Положения № 1062 в числе документов, представление которых обязательно при намерении лицензиата осуществлять такие новые виды деятельности, как сбор и транспортирование отходов IV классов опасности.

Поверка же соблюдения обществом лицензионных требований относительно деятельности по размещению отходов II и IV не входит в предмет исследования в рамках настоящего спора.

В связи с этим суд обоснованно признал, что оспариваемый отказ ответчика в переоформлении лицензии противоречит Положению № 1062 и Закону № 99-ФЗ.

Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, содержащихся в названных нормативных актах.

При таких обстоятельствах заявленные обществом требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

Вместе с тем несогласие управления с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2018 года по делу № А66-2906/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                                   А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                               Е.А. Алимова

                                                                                               Н.Н. Осокина